Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рабочий процесс в ступени центробежного компрессора.






Рисунок 5. Характерные сечения ступени центробежного компрессора.

Для более подробного пояснения принципа действия ступени центробежного компрессора рассмотрим дви­жение газа в его элементах. Обозначим характерные сечения ступени центробежного компрессора (см. рисунок 5).

Н—Н — сечениена вхо­де в центробежную машину. Параметры газа в этом сечении: давление Р н, температура Т н и ско­рость С н;

1—1 —сечение на входе в рабочее колесо. Параметры газа в этом сечении: давление Р 1, температура Т 1 и ско­рость С 1;

2 2 — выход из рабочего колеса. Параметры газа в этом сечении: давление Р 2, температура Т 2 и ско­рость С 2;

3—3 — выход из диффузора. Параметры газа в этом сечении: давление Р 3, температура Т 3 и ско­рость С 3;

4—4 — сечение на выходе из компрессора. Параметры газа в этом сечении: давление Р 4, температура Т 4 и ско­рость С 4.

Рассмотрим процесс течения газа вдоль цилиндрической поверхности А-А (см. рисунок 6).

 

 

 

Рисунок 6. Схема ступени центробежного компрессора

 

Для этого рассечем ступень центробежного компрессора цилиндрической поверхностью диаметром D1, ось которой совпадает с осью колеса. Развернув эту поверхность на плоскость, по­лучим плоскостное сечение.

Плоскостное сечение рабочего колеса представлено на рисунке 7. Колесо вращается с угловой скоростью ω (радиан /сек):

,

где n — число оборотов колеса, мин-1

и окружной ско­ростью U (м / сек) на диаметре D 1:

.

Газ поступает на вход в рабочее колесо с абсолютной скоро­стью С 1. Струйки газа подхватываются лопатками колеса и начинают вращаться вместе с колесом с окружной (пере­носной) скоростью U 1. В результате поток движется в межлопаточных каналах колеса со скоростью W 1 называ­емой относительной скоростью и равной геометрической разно­сти абсолютной C 1 и окружной U 1 скоростей:

W 1= C 1U 1.

Относительной скоростью W 1 называют скорость потока газа, измерен­ную в неподвижной относительно межлопаточного канала си­стеме координат, одна из осей которой совпадает с направ­лением движения потока.

В соответствии с данным уравнением по правилу сложения векторов строится параллелограмм скоростей на входе газа в рабочее колесо (см. рисунок 8). В теории лопаточных машин вместо параллелограмма скоростей принято использовать треугольник скоростей (см. рисунок 7, 8).

 

Рисунок 7. Плоскостное сечение рабочего колеса центробежного компрессора.

Рисунок 8. Параллелограмм и треугольник скоростей при радиальном (безударном) входе газа в рабочее колесо.

С целью обеспечения безударного входа потока в рабочее колесо необходимо, чтобы вектор относитель­ной скорости W 1 совпадал с направлением передних кромок лопаток рабочего колеса, т. е. должно соблюдаться равенство:

где β 1 – угол между вектором окружной скорости U 1 и вектором относитель­ной скорости W 1 ;

β – конструкторский угол установки лопаток на диске на входе в рабочее колесо.

Разница между углами β 1 и β называется углом атаки i.

i = β л - β

На расчетном режиме i ≈ 0.

Угол α между вектором окружной скорости U 1 и вектором абсолютной скоро­сти С 1 называется расчетный (рабочий угол). При осесимметричном входе газа в ступень

α 1 = 900.

При отклонении от расчетного режима работы центробежного компрессора угол β 1 изменяется (см. рисунок 9). Увеличение или уменьшение расхода газа через ступень приводит к соответствующему изменению абсолютной скорости C 1, а окружная скорость U 1 сохраняется неизменной (угол сохраняется α 1=900, так как поток в рабочее колесо входит осесимметрично). Следовательно, вектор относитель­ной скорости W 1 изменяется по величине и направлению, изменяется угол β 1. При этом угол атаки i может принять как отрицательное значение (недогруженный режим при угле β 1 //), так и положительное значение (перегруженный режим при угле β 1 /).

Рисунок 9. Изменение треугольника скоростей на входе газа в рабочее колеса при отклонении от расчетного режима работы

При движении в межлопаточном канале рабочего колеса струйки газа под действием центробеж­ных сил стремятся сохранить радиальное движение вдоль ка­нала. Кроме того, струйки газа подвергаются силовому воздействию от лопаток рабочего колеса, вращающегося с окружной ско­ростью U. В результате на выходе из канала струйки газа покидают рабочее колесо с абсолютной скоростью C 2, которая складывается из окружной (переносной) скорости U 2, направленной по каса­тельной к окружности колеса, и относительной скорости W 2, отклоненной от радиального направления (на угол 90- β 2) из-за неравномерности распределения давлений и скоро­стей внутри канала (см. рисунок 10).

Рисунок 10. Параллелограмм и треугольник скоростей на выходе газа из рабочего колеса и эпюры распределе­ния давлений Р и относительной скорости W в межлопаточном канале.

 

Эпюры распределе­ния давлений Р и относительной скорости W в межлопаточном канале приведены на рисунке 10. На стороне лопатки, направленной в сторону враще­ния, давление больше (знак «+»), чем на противоположной стороне (знак «—»). Там, где больше давление, меньше ско­рость и наоборот.

В результате неравномерности распределе­ния скоростей в межлопаточном канале струйка газа как бы перемещается против вращения рабочего колеса (проскальзывает относительно диска) со скоростью W 2U (окружная составляющая относительной скорости W 2). Величина W 2U зависит от числа лопаток Z К на рабочем колесе. Скорость W 2U тем меньше, чем больше число лопаток Z К (при увеличении количества лопаток снижается неравномерность распределения давлений и скоро­стей внутри канала). Угол между вектором окружной скорости U 2 и вектором относитель­ной скорости W 2 равен β 2.

Согласно законам газовой динамики, при течении газа в длинных каналах происходит упорядочение потока. Поэтому в межлопаточном канале рабочего колеса на некотором расстоянии от входа поток начинает течь параллельно стенкам канала, т.е. на выходе из рабочего колеса угол β 2 будет равен конструкторскому углу установки лопаток β (в том числе и при отклонении от расчетного режима работы).

Из параллелограмма и треугольника скоростей (см. рисунок 9) видно, что окружная состав­ляющая абсолютной скорости С2U определяется как геометрическая разно­сть окружной (переносной) скорости U 2 и окружной составляющей относительной скорости W 2U:

 

С2U = U 2 W 2U

 

Скорость С2U характеризует величину закрутки, полу­ченной потоком в рабочем колесе, а радиальная составляющая абсо­лютной скорости С 2r определяет величину расхода газа через рабочее колесо. Выгодно, чтобы при заданных окружной скорости U 2 и абсолютной скорости С 2, величина С , была как можно большей. Максимальная вели­чина С 2r будет при бесконечно большом числе лопаток Z K, так как при этом не будет отклонения относительной скорости от радиального направления, т. е.

W 2U = 0,

а C 2U = U 2.

В реальных условиях применять такое рабочее колесо невозможно, так как в этом случае межлопаточные каналы будут очень узкие, и вследствие вязкости газа, в них будет значительное газодинамическое трение и потери энергии. Поэтому на практике используют центробежные нагнетатели с конечным числом лопаток Z K = 18…40.

Оптимальное конечное количества лопаток может быть произведено по формуле:

ZK = β /3 + (3…5),

где β – конструкторский угол установки лопаток на диске на выходе из рабочего колеса.

 

Величина закрутки потока газа на выходе из рабочего колеса оценивается коэффициентом закрутки (циркуляции) μ, равном:

μ =

При Z к → ∞ значение коэффициента μ = 1.

У существующих центробежных компрессоров и нагнетателей при числе лопаток на рабочем колесе Z к = 18…40 коэффициент закрутки составляет μ = 0, 9…0, 95.

При отклонении от расчетного режима работы изменяется величина радиальной составляющей абсо­лютной скорости С 2r и величина окружной (переносной) скорости U 2. Соответственно, изменяется направление и величина вектора абсолютной скорости С 2. Треугольник скоростей на выходе газа из рабочего колеса представлен на рисунке 11.

Рисунок 11. Изменение треугольника скоростей на выходе газа из рабочего колеса при отклонении от расчетного режима работы

 

В результате поток из рабочего колеса (вектор абсолютной скорости С 2) входит в диффузорную систему (лопаточный и безлопаточный диффузоры) под нерасчетным рабочим углом α 2 / или α 2 //. На входе в лопаточный диффузор образуются ударные течения газа, что вызывает потери энергии.

Как отмечалось ранее, в диффузорной системе происходит снижение скорости и повышение статического давления. Снижение абсолютной скорости в диффузоре определяется отношением входной и выходной площадей:

,

где С 2 и С 3 — скорости на входе и вы­ходе из диффузора;

F 2 и F 3 — площади на входе и вы­ходе из диффузора.

При постоянной по радиусу ширине щели отношение пло­щадей равно отношению диаметров:

.

В безлопаточном диффузоре отношение диаметров на выхо­де и входе обычно составляет: = 1, 65 …2.

В лопаточном диффузоре отношение диаметров на выхо­де и входе обычно составляет:

= 1, 25…1, 35.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.