Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вербальные средства коммуникации






Вербальная коммуникация представляет собой словесное взаимодействие сторон и осуществляется с помощью знаковых систем, главной среди которых является язык.

Речь – это конкретная деятельность человека, выражающаяся либо в устной, либо в письменной форме. Во-вторых, речью называется результат деятельности в зависимости от условий и целей коммуникации (деловая речь, официальная речь и т.д.).

Отличия речи от языка состоят в следующем. Во- первых, речь конкретна, неповторима, актуальна, развертывается во времени, реализуется в пространстве. Во-вторых, речь активна, в отличие от языка менее консервативна, более динамична, подвижна. В-третьих, речь отражает опыт говорящего человека, обусловлена контекстом и ситуацией, вариативна, может быть спонтанна и неупорядочена.

Источником информации в вербальной коммуникации выступает говорящий или пишущий субъект. Каналом информации может быть голосовой аппарат создателя сообщения, а также технические средства распространения информации. Код в случае речевого общения – это сама речь. При этом, кодирование определяется как перевод информации в языковые единицы, а декодирование – как обратный ему процесс восприятия и понимания высказывания. Выбор кода при передаче вербальной коммуникации, как правило, происходит автоматически. Обычно кодом является родной язык говорящего.

Выделяют три основных типа результатов коммуникации:

1. Изменения в знаниях получателя;

2. Изменение установок получателя, т.е. изменение относительно устойчивых представлений индивида;

3. Изменение проведения получателя сообщении.

 

Различают внешнюю речь и внутреннюю (чтение про себя, припоминание). Внешнюю речь (устную и письменную) делят, в свою очередь, на продуктивную и пассивную. Продуктивная речь – это говорение, представление собственных размышлений. Рецептивная речь – это слушание, чтение, восприятие чужих мыслей. Устноречевая коммуникация предполагает такие формы, как монолог (отчеты, доклады), диалог и полилог.

Виды устноречевой коммуникации — говорение и слу­шание. В ходе специальных исследований было установле­но, что в среднем человек тратит 29, 5% времени на слуша­ние, 21, 5% — на говорение, 10% — на письмо. В ситуациях делового общения администратор тратит 45% на слушание, 30% — на говорение, 16% — на чтение.

Говорение — процесс формирования и формулирования мысли, по Н. И. Жинкину, в момент произнесения высказы­вания. Слушание представляет собой рецептивный вид речевой деятельности, связанный со слуховым восприятием звуча­щей речи.

Факторы, определяющие эффективность слухового восприятия:

1. объективные факторы (шумы и помехи, акустические характеристики помещения, микроклимат в помещении — температура, влажность и др.);

2. субъективные факторы (возраст и пол слушателя, тем­перамент, интеллектуальные способности); основные (слуховая способность, способность к прогно­зированию и др.);

3. дополнительные (способность к запоминанию, к кон­центрации внимания);

4. вспомогательные (уровень общей культуры, словар­ный запас)

 

К слову:

· Чтение — это рецептивный вид речевой коммуника­ции, который опирается на зрительное восприятие речевого сообщения, а не на слуховое.

· Глухорожденные люди используют пальцевую дактилологическую речь, слепорожденные люди воспринимают письменную речь тактильно с помощью пробитого в бумаге рельефно-точечного шрифта Брайля, а пишут с помощью специально оборудованных приборов, выдавливая текст грифелем.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.