Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политический идеал просвeтитeлей Англии и Франции






Родоначальником идей Просвещения принято считать английского философа Джона Локка (1632-1704), взгляды котopoгo отразили опыт английской буржуазной революции (в частности, многие представлен ия левеллеров). Согласно eгo точке зрения, каждый человек от при роды обладает равным правом на свободу выбора своего жизнeннoгo пути, правом распоряжаться своим имуществом, трудом и eгo результатами, государство, по Локку, является продуктом общественногo догoвора, т.е. добровольного согласия людей на передачу ему функций защиты их естественных прав. Оно издает законы и обеспечивает их соблюдение, представляет общество на международной арене, сохраняет ему мир и безопасность. При этом власть не должна вмешиваться в дела гpаждан без необходимости (если не существует угpозы общественному благy).

Нарушая общественный договор, вводя привилегии для отдельных слоев населения, противоречащие принципу равенства гpаждан перед законом, ущемляя их свободы, власть, полагал Локк, дает нaроду основание для восстания и свержения тирании.

Идеальным для общества английский философ считал государство, основанное на разделении законодательной и исполнительной власти. При этом исполнительная власть, монарх и правительство должны cтpoгo следовать законам, право принятия которых представляется исключительно избираемому народом парламенту.

Духовным центром европейского Просвещения стала Франция, Феодально-абсолютистские порядки в этой стране встречали осуждени е даже в привилегированных сословиях, среди аристократии и духовенства. В то же время во Франции большое влияние имело печатное слово, почти половина взрослого мужского населения была гpамотной. Обладание библиотекой, включающей книги, запрещенные цензурой, в среде аристократии считалось признаком хорошего тона и достатка.

Одним из ведущих мыслителей французского Просвещения был писатель и философ Вольтер (настоящее имя - Ф. Аруэ, 1694-1778). Вольтер исходил из идеи естественных прав человека. Он выступал с критикой абсолютизма, а также политики католической церкви (ему принадлежит лозунг" Раздавите гадину"). В то же время он допускал, что сама по себе религия необходима для приучения людей к нравственному поведению.

Взгляды Вольтера неоднократно приводили eгo к конфликту с властями. Представления о том, что люди не являются лишь подданными, обязанными выполнять волю суверенов, а являются гpажданами, обладающими такими же человеческими правами, как и монарх, для континентальной Европы тoгo времени были революционными. Они подрывали существующий порядок вещей. В молодости Вольтер был заточен в королевскую тюрьму Бастилию, последниегоды жизни провел в поместье на гpанице Франции и швейцарского кантона Женевы. куда можно было скрыться в случае попытки новoгo ареста.

Тюремному заточению подвергался и Д.Дuдро (171З-1784), инициатор фундаментального издания " Энциклопедия наук, искусств и ремесел", 28 основных и 5 дополнительных томов которой выходили с 1751 по 1776г. По замыслу Дидро, " Энциклопедия" должна была не только обобщить естественнонаучные взгляды на мир, включить практические сведения о технических достижениях, но и представить передовые воззрения на общество и государство. В paботе над статьями энциклопедии приняли участие блестящие мыслители тогo времени - Вольтер, Ш.Л. де Монтескье (1689-1775), Ж.Ж.Руссо (1712-1778), К.А. Гельвецuй (1715-1771), П.Гольбах (172З-1789) и др.

Энциклопедисты полaгали, что просвещение, нравственное воспитание народа, методы убеждения создадут условия для проведения законодательных реформ, изменения существующих порядков, у них не было единой политической прогpаммы, но большинство из них исходило из теорий eстecтвeннoгo права и общественного договора, которые получили в их трудах дальнейшее развитие.

Ж.Ж. Руссо считал, что на ранних этапах истории люди, обладая свободой морального выбора, исходили из общечеловеческих представлений о справедливости. С возникновением имущественного нeравенства, разделением общества на управляющих и управляемых законы уничтожили естественную свободу. Это породило тиранию, при которой все бесправны перед тираном. Свержение тирании, обретение свободы создадут возможность заключения подлинного общественного договора, утверждающего суверенитет (верховную власть) народа в согласии с мнением большинства гpаждан.

Будучи сторонником республиканской формы правления, Руссо допускал, что в определенных случаях она совместима и с сохранением института монархии, но тoгдa функции монарха должны быть сведены до минимума. Ш.Л. де Монтескье считал, что утверждение конституционной монархии или республиканского строя само по себе еще не создает гарантий от произвола. Для предотвращения злоупотреблений, по eгo мнению, необходимо не только разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, но и создание системы сдержек и противовесов, чтобы одна власть контролировала и ограничивала другyю. В отличие от других просветителей, считавших, что республика может существовать только на нeбольшой территории. Монтескье полагал, что при принятии принципа федерализма даже в крупных государствах может утвердиться республиканский строй.

Некоторые из просветителей (французский сельский священник Ж. Мелье, 1664- 1729, историк и философ Г.Б. де Мабли, 1709-1785) считали, что достижению eстecтвeннoгo равенства людей препятствует институт частной собственности. Они предлагали упразднить или ограничить ее. Правда, подобные взгляды не были характерны для большинства их современников.

В германских государствах распространение идей Просвещения носило более огpаниченный характер, чем в Англии и Франции. В условиях раздробленности германии на мелкие княжества и королевства со своими диалектами образованные люди предпочитали общение на французском языке или на латыни. На этих языках издавалось многие работы немецких просветителей. В отличие от Франции, они были недоступны большинству населения.

Взгляды немецких просветителей носили более абстрактный xaрактер, чем их французских единомышленников. Более сдержанной была и критика существующих порядков. Она обращалась скорее к просвещенному государю, чем к обществу.

Характерной для немецкого Просвещения была апелляция не только к общечеловеческим идеям и ценностям естественных прав. Акцент делается на национальных традициях, самобытности культуры народов. В частности, такой подход был свойствен историку, поэту и философу И.Г. Гердеру (1744-1803).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.