Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Право международной безопасности и применение силы в международных отношениях.

Социальная роль современного международного права заключается, прежде всего, в том, чтобы исключить возникновение войны между государствами " избавить грядущие поколения от ужасов новой мировой войны" (преамбула Устава ООН), обеспечить международную безопасность, под которой следует понимать такое состояние международных отношений, при котором исключаются угрозы миру, нарушения мира и акты агрессии в какой бы то ни было форме, а отношения между государствами строятся исключительно на общепризнанных принципах международного права.

Можно говорить о международной безопасности в широком и узком смысле.

Право международной безопасности в широком смысле совокупность международно-правовых принципов и норм, направленных на поддержание международного мира и обеспечение безопасности в самых различных областях – военной, политической, экономической, экологической и др.

П.М.Б. в узком смысле – принципы и нормы, которые непосредственно связаны с поддержанием международного мира и безопасности в военной и политической областях.

 

Средства обеспечения международной безопасности носят международно-правовой характер, гак как их претворение в жизнь и функционирование регламентируются соответствующими международными договорами, соглашениями и конвенциями.

Международно-правовые средства различны:

а) по своему содержанию (одни из них предполагают исключительно мирные средства, другие – принудительные меры, вплоть до использования вооруженных сил ООН)

б) по их роли в обеспечении международной безопасности (например, от предотвращения внезапного нападения до уничтожения материальных средств ведения войны)

в) по сфере применения (как в приделах территории одного государства, например, при проведении политики нейтралитета, так и глобальных масштабах, например, при создании всемирной системы коллективной безопасности)

Другая классификация средств поддержания М.Б. делится на:

-мирные средства разрешения международных споров и конфликтов;

-меры по разоружению;

-механизмы безопасности на универсальном и региональном уровнях;

-меры доверия;

Кроме того, их можно подразделить на средства укрепления мира (разоружение, меры доверия – см. ниже, создание безъядерных зон), и средства поддержания мира (мирные средства разрешения конфликтов и операции по поддержанию мира – см. ниже); и средства восстановления мира (принудительные действия ООН).

 

Современное международное право предусматривает две организационные формы создания систем международной безопасности:

а) всемирная организация безопасности (например, в рамках ООН);

б) региональные организации безопасности (например, ОАЕ, ОАГ, ЛАГ). Объем прав и полномочий каждой из этих систем различный

А) Определяющую роль в обеспечении международной безопасности призвана сыграть Организация Объединенных Наций, принявшая в декабре 1988 г. резолюцию “Всеобъемлющий подход к укреплению международного мира и безопасности в соответствии с Уставом ООН” и вновь подчеркнувшая, что главное звено международной безопасности – это соблюдение между государствами основополагающих принципов современного международного права.

Важное место в обеспечении международной безопасности занимают такие специальные принципы, как принцип равной безопасности, принцип ненанесения ущерба безопасности государств, принцип равенства и одинаковой безопасности. Всемирная система международной безопасности, предусмотренная Уставом ООН исходит из признания того факта, что мир неделим, что агрессия против одного какого-либо государства может привести к мировой войне.

Главная ответственность за функционирование всемирной системы коллективной безопасности возложена на Совет Безопасности, решения которого носят обязательный характер для всех государств-членов ООН.

 

Он является единственным органом ООН, который имеет право предпринимать действия, превентивные и принудительные, от имени ООН. Генеральная Ассамблея обсуждает вопросы М.Б. и дает рекомендации государствам и Совету.

 

Современная концепция поддержания мира в рамках ООН нашла отражение в одобренной СБ программе «Повестка дня для мира». Эта программа исходит из комплексной роли ООН в усилиях по поддержанию мира в сферах превентивной дипломатии, миротворчества, поддержания мира, миростроительства.

 

1. Превентивная дипломатия – предупреждение возникновения разногласий, недопущение перерастания споров в конфликты. В ее рамках предполагается использование мер по укреплению доверия, создание миссий по сбору фактов и систем раннего предупреждения об угрозах миру, превентивное развертывание вооруженных сил ООН, использование демилитаризованных зон как-превентивной меры.

2. Миротворчество – приведение к согласию враждующих сторон (переговоры, см. Устав ООН, гл. 4),

3. Поддержание мира – операции с привлечением военного персонала для предотвращения конфликта и для установления мира. Операции по поддержанию мира бывают 2-х типов: миссии военных наблюдателей из невооруженных офицеров – «голубые береты» и силы но поддержанию мира в составе национальных военных контингентов, вооруженных легким стрелковым оружием – «голубые каски».

4. Постконфликтное миростроительсво – установление и поддержание структур в постконфлнкгный период, предотвращение конфликтов.

N.B.: допускаются временные меры (прекращение огня, отвод войск с оккупированной территории и т.п.). Это возможно только после того, как СБ квалифицировал ситуацию как угрозу миру.

Б) Всемирная система международной безопасности не исключает и не отрицает создания региональных (местных) систем безопасности, а, напротив, предполагает создание таких организаций, которые ставят перед собой соответствующие задачи применительно к конкретным географическим районам (ст.52 Устава ООН). Решаться эти задачи должны только мирными средствами (ст.52. п. 2). Принудительные е меры с использованием вооруженных сил могут быть применены только для отражения уже совершенного вооруженного нападения и только под руководством Совета Безопасности (ст.53. п.1).

Цель региональных систем коллективной безопасности та же, что и всемирной, – поддержание международного мира и безопасности. Для выполнения этой цели они конкретизируют, приспособляют и направляют свою деятельность так, чтобы, учтя специфические особенности данною географического региона более эффективно использовать все имеющиеся у государств этого района средства для сохранения и укрепления мира. Из ограниченной сферы их действия вытекает, что, во-первых, региональные организации неправомочны принимать какие-либо решения по вопросам затрагивающим интересы всех государств мира или интересы государств, принадлежащих к нескольким регионам; во-вторых, участники регионального соглашения вправе решать только такие вопросы, которые являются " подходящими для региональных действий" (ст.52), т.е. они решают вопросы, затрагивающие интересы одного географического региона.

Учитывая цели региональных организаций, Устав ООН придает им и соответствующие средства, которыми они могут пользоваться для достижения этих целей. Ст.52 предписывает Совету Безопасности поощрять решение споров между государствами одного региона с помощью региональных организаций, а сами государства, прежде чем передать спор в Совет Безопасности, должны попытаться решить его в рамках регионального соглашения. Совет Безопасности может использовать региональные организации для осуществления принудительных мер под своим руководством. Сами же региональные организации не могут принимать никаких принудительных мер без решения Совета Безопасности. Они могут принимать принудительные меры только для отражения уже совершенного вооруженного нападения на одного из участников региональной системы коллективной безопасности.

Пример: ОБСЕ, СНГ*, НАТО, АРФ (асеановский региональный форум – Россия входит).

 

Рассмотрим отдельно меры укрепления доверия и гарантийные меры безопасности.

Меры укрепления доверия – это специально организационно-технические меры, направленные на достижение взаимопонимания, уменьшение военного противостояния, предотвращение внезапного нападения или несанкционированного конфликта, в том числе ядерного. К таким мерам относятся наблюдение, уведомление, информация, обмен данными о вооружениях. Они закрепляются в многосторонних, региональных и двусторонних договорах, сопутствующих процессу разоружения. Делятся на:

1. меры по улучшению связи, в частности, открытие линий прямой связи между СССР и США.

2. меры по уменьшению опасности возникновения ядерной войны (соглашение между СССР и США 1911).

3. меры, направленные на снижение риска столкновения обыкновенных сил и на предотвращение инцидентов в открытом море и воздушном пространстве над ним (соглашение СССР-США о предотвращении опасной военной деятельности 1989).

Меры укрепления доверия и безопасности нашли отражение и в рамках процесса общеевропейской безопасности (Хельсинкский Заключительный акт 1975, меры по укреплению доверия в рамках ОБСЕ).

4. гарантийные меры безопасности. Особое значение имеет институт гарантий ядерных держав неядерным. Различаются позитивные и негативные гарантии безопасности. Позитивные гарантии означают обязательства ядерных держав прийти на помощь любому неядерному государству, которому угрожают применением ядерного оружия. Негативные гарантии безопасности означают обязательства ядерных государств воздерживаться от применения ядерного оружия против государств, не обладающих таки

 

32+

Регламентация международных отношений с целью установления и поддержания всеобщего мира.

Договоры: учредительные акты организаций, о мире, дружбе и сотрудничестве, о создании безъядерных зон и об ограничении и сокращении вооружений, запрещении определенных видов оружия.

Принципы всеобщности, неделимости и равной безопасности. Все общность – все связано, неделимость – одинаково для всех, равной – право каждого на безопасность. Особая роль ООН, ни у кого нет исключительной компетенции на применение силы, ответственность и обязанность обеспечивать мир.

Один из основных принципов – воздержание от угрозы силой.

Определение агрессии 1974 года.

Вопрос о гуманитарной интервенции. Подразумеваемое право или подразумеваемое разрешение.

Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 года. МАГАТЭ, только 5 странам можно. Нераспространение, мирное использование и разоружение.

Режим контроля за ракетными технологиями 1987 г.

СССР и США, СНВ и ПРО.

Резолюция 1540 – СБ, химическое, биологическое и ядерное оружие. Группа 8. ИБОР.

Превентивная дипломатия, миротворчество, поддержание мира, постконфликтное миростроительство.

ШОС – договор о коллективной безопасности.

Постоянные комитеты, комитеты открытого состава, комитеты по санкциям. Рабочие группы и Международные трибуналы.

Безъядерные зоны: (8) Антарктика, космическое пространство и небесные тела, дно морей и океанов, его недра, Латинская Америка, Южная часть Тихого океана, Юго-Восточная Азия, Африка, Центральная Азия.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Обычный и предварительно напряженный железобетон. Положительные и отрицательные свойства железобетона.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.