Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Расходы






Фиксированные:

– аренда конференц-зала – $1000;

– реклама – $1000;

– стоимость проката оборудования – $300.

Итого – $2300.

 

Накладные:

– оплата труда постоянного персонала – $500 за две недели, требуемые на подготовку мероприятия (при зарплате $1000 в месяц);

– аренда офиса – $100 (10 % от общих расходов на аренду);

– расходы на междугородную связь – $100.

Итого – $700.

 

Переменные (на участника):

– питание – $20;

– раздаточные материалы – $10.

Итого – $30 на человека.

Попробуем исходя из этого набора данных рассчитать точку самоокупаемости мероприятия; цену участия; прибыль (или убытки) от мероприятия и т. д. Все эти выкладки сводятся к формуле баланса доходов и расходов (1), которая в данном случае ввиду отсутствия иных источников доходов, кроме регистрационных взносов, будет выглядеть так:

 

Число участников × цена участия = фиксированные расходы + накладные расходы + число участников × расход на участника + прибыль. (2)

 

1. Расчет минимального числа участников для самоокупаемости мероприятия

Как рассчитать пересечение доходов и расходов, то есть точку окупаемости мероприятия? Другими словами, сколько минимально необходимо участников, чтобы мероприятие окупило расходы?

Отталкиваясь от формулы (2) и помня, что в точке самоокупаемости прибыль нулевая, получим:

Число участников, необходимое для самоокупаемости мероприятия = (фиксированные расходы + накладные расходы): (цена участия – расход на участника). (3)

Подставляя известные нам данные, находим:

Число участников, необходимое для самоокупаемости мероприятия Х = ($2300 + $700): ($330 – $30) = = $3000: $300 = 10.

Вывод: для самоокупаемости этого мероприятия необходимо десять человек.

При наличии иных источников дохода формула баланса доходов и расходов (3) будет выглядеть чуть иначе:

 

Min число участников = (фиксированные расходы + накладные расходы – иной доход): (цена участия – расход на участника). (4)

 

Если в результате вычислений у вас получилось отрицательное число участников, значит, ваши финансовые условия таковы, что мероприятие не может быть самоокупаемым: оно либо однозначно убыточно (если минус «исходит» от знаменателя приведенной формулы), либо однозначно прибыльно (если отрицательным оказывается числитель).

Обратите внимание! Если доход с участника равен расходам на участника, то формула теряет математический смысл.

 

2. Расчет цены участия или расчет числа участников

Перед мероприятием у вас может возникнуть необходимость сделать прогноз числа участников и возможной цены. Применив для нашего случая формулу (2), получим:

 

Число участников = (фиксированные расходы + накладные расходы + число участников × расход на участника + необходимая прибыль): цена участия. (5)

 

Цена участия = (фиксированные расходы + накладные расходы + число участников × расход на участника + прибыль): число участников. (6)

 

Какой должна быть цена на участие в самоокупающемся мероприятии (где прибыль равна нулю), если исходные данные те же, а планируемое число участников – 30 человек?

По формуле (6) получаем:

 

Цена участия = ($2300 + $700 + 30 х $30 + 0): 30 = $130.

 

Вывод: мероприятие, проводимое для 30 человек, окупится, если цена участия составит $130.

3. Расчет прибыли (для мероприятия, непосредственно приносящего прибыль)

Как посчитать прибыль мероприятия, если кроме доходов и расходов известны цена участия и число участников? Для нашего случая, исходя из формулы (2), получаем:

 

Прибыль = число участников × цена участия – фиксированные расходы – накладные расходы – число участников х расход на участника

 

или

 

Прибыль = число участников × (цена участия – расход на участника) – фиксированные расходы – накладные расходы. (7)

 

Допустим, в мероприятии должны участвовать 20 человек. Подставляя известные данные в формулу, получим:

 

Прибыль = 20 × ($330 – $30) – $2300 – $700 = $3000.

 

Обратите внимание: предварительные инвестиции составляют $1700 ($1000 реклама и $700 накладные). Таким образом, при 20 участниках у мероприятия 100-процентная рентабельность, но возврат на инвестиции – 43 %.

Для удобства расчетов сделайте для своего мероприятия таблицу:

4. Решение об отмене мероприятия В некоторых случаях мероприятие приносит незапланированный убыток. Оцените, что выгоднее: отменить мероприятие или провести его в ущерб себе.

Рассмотрим такой пример: для участия в предполагаемом мероприятии зарегистрировались всего 8 человек. Сделаем расчет по формуле (7):

 

Прибыль = число участников × (цена участия – расход на участника) – фиксированные расходы – накладные расходы.

 

Исходя из имеющихся данных,

 

Прибыль = 8 × ($330 – 30) – $2300 – $700 = – $600.

 

Мы получаем отрицательную прибыль, то есть убыток $600. Казалось бы, мероприятие надо отменять. Но оно организовано при предварительном инвестировании, как вы помните, $1700 (реклама и накладные расходы). В случае проведения мероприятия убытки составят $600, а в случае отмены – $1700. В данной ситуации мероприятие лучше провести.

Чтобы легче найти точку «позитивного решения», попробуем ввести дополнительную классификацию – сгруппировать расходы как:

непосредственные — расходы, связанные с собственно проведением мероприятия. Эти расходы вы понесете только в случае, если мероприятие состоится. Сюда войдут, например, аренда зала и оборудования, питание, материалы и т. п.;

предварительные (инвестиции) – невозвращаемые расходы: на рекламу, связанные с приобретением оборудования, накладные и т. д. Исключите их из прямых расходов, если окажетесь в ситуации выбора между большими и меньшими убытками.

Мероприятие стоит проводить уже тогда, когда доходы выше непосредственных расходов. Очень важно следить за этим показателем при принятии решения о проведении мероприятия.

Выведем формулу расчета точки «позитивного решения», когда мероприятие проводить целесообразно:

 

Минимальное число участников для проведения мероприятия = = (непосредственные фиксированные расходы мероприятия): (цена участия – расход на участника). (8)

 

В предложенном нами случае непосредственные расходы мероприятия – это аренда конференц-зала ($1000) и прокатное оборудование ($300), то есть в сумме $1300.

 

Минимальное число участников для проведения мероприятия = = $1300: ($330 – $30) = 4, 33.

 

Вывод: при четырех участниках мероприятие проводить не стоит, а при пяти уже можно.

Однако не всегда все зависит от денег. Действительно, отмена мероприятия из-за того, что собралось мало участников, может оказаться не самым плохим выходом: о ней узнают всего несколько человек. В противном случае они придут, ожидая большого количества народа, и будут разочарованы. Поэтому в каждой конкретной ситуации полагайтесь на свои резоны и интуицию.

Движение денежных средств (cash flow)

Стоит также помнить не только об абсолютных цифрах, но и о том, когда какие платежи происходят. То есть составленная смета будет полностью соответствовать действительности только после завершения мероприятия, а в ходе его подготовки и реализации состояние финансов может сильно отличаться в разные моменты времени.

Скажем, основные расходы вам необходимо сделать до мероприятия, а доходы от продажи билетов вы будете получать только во время мероприятия или вообще после него (например, в случае организации выставки, аукциона и пр.).

Наступит момент, когда основные расходы сделаны, а доходы еще в будущем.

В этом случае совершенно необходимо привлечь инвестиции в проект или зарезервировать часть бюджета для покрытия этого временного разрыва.

Обратный вариант: вы получаете значительную часть дохода до того, как будут произведены основные платежи (например, в случае организации спонсируемой конференции).

Таким образом, основные доходы получены заранее, а расходы еще в будущем.

В этом случае, наоборот, какая-то часть денег будет лежать некоторое время на вашем счете (несколько дней, недель или месяцев). Эти свободные средства, возможно, стоит разместить на краткосрочном депозите либо овернайте или использовать как-то иначе. Вряд ли вы заработаете на этом большие деньги, но что-то заработаете. В любом случае просто держать деньги на счете в течение месяца может быть неразумно.

Пути снижения расходов

В некоторых случаях состояние финансов вашего мероприятия таково, что нужно рассмотреть возможности сокращения расходов на его проведение.

При оценке возможности сокращения расходов необходимо в первую очередь расставить приоритеты и определить основные ключевые моменты вашего мероприятия, без которых совершенно не обойтись.

Просчитайте наихудший (когда все отменилось) и минимально допустимый сценарий, когда соблюдены все необходимые приличия, но без лишних трат. Пусть мероприятие будет не такое шикарное, как вы хотели, но все основные элементы присутствуют.

Поскольку обычно к моменту, когда возникает необходимость экономить, вы уже понесли фиксированные расходы, то обычно под сокращение попадают переменные расходы.

Как это работает? В некоторых случаях можно переложить часть затрат (или работы) на самих участников. Например, они могут сами оплатить счет в ресторане (на деловом завтраке) или принести собственные закуски (на корпоративное барбекю).

Вы можете использовать самообслуживание. Наличие официантов с персональным обслуживанием гостей всегда немного дороже, чем «шведский стол».

Можно сделать ограниченный набор алкоголя. Пусть у вас будет не открытый бар, с выбором множества видов вина, водки, коньяка и тому подобного, а, например, только два вида вина, один вид пива и три вида прохладительных напитков. Остальные напитки гости могут заказать, оплатив счет.

Еще способ: заказать разное количество разных блюд. Довольно часто гостиницы, рестораны или кейтеринговые службы предлагают вам комплексное меню, банкетный комплект, который состоит из определенного количества блюд на каждого человека. Закажите не определенное количество комплектов, а определенное количество отдельных блюд – почти наверняка выйдет дешевле. Кроме того, можно попросить разделить блюда на как можно более мелкие порции.

Предположим, у вас 50 гостей. В меню записано: канапе с черной икрой, бутерброд, салат, пирожное и пр. Таким образом, у вас предполагается всех блюд по 50 штук.

Закажите 30 канапе, 80 бутербродов, 60 порций салата и 30 пирожных.

Вы можете также попросить у гостиницы скидку в качестве компенсации за какие-то допущенные ее работниками ошибки.

Спонсирование питания. Постарайтесь сэкономить на меню, привлекая бартерных спонсоров. Обычно на бартер хорошо идут шоколадные компании, производители соков, газировок, пива и крепкого алкоголя.

Обратитесь, например, в компанию-импортер виски и предложите организовать дегустацию на вашем мероприятии (если оно проходит в респектабельном месте и аудитория больше 20 человек). Ваши гости узнают о том, как делают виски, историю нескольких сортов, а заодно попробуют его и развлекутся.

Планирование динамики участников

Предположим, вы ожидаете, что к вам придет 100 человек. Вы закажете еды и сувениров на 100 человек? Но реально появляются только 80, причем они постепенно расходятся, так что к концу мероприятия остается 40.

Понимание этой динамики как минимум дает вам информацию, что закусок нужно заказывать на 80 человек, а десертов – на 40 (рис. 40).

График динамики участников вашего мероприятия наверняка будет отличаться от этой схемы. Сделайте свой график!

Используйте для этого опыт ваших предыдущих мероприятий. Возможно, у вас на открытие при ожидаемых 100 гостях придет 120 и к концу останется 80… Я не смогу угадать ваши цифры, но после нескольких мероприятий вы соберете статистику и будете довольно точно прогнозировать движение участников (уж не хуже, чем метеорологи предсказывают погоду). А благодаря этому сможете значительно экономить.

Практический совет: расчет «средней температуры по больнице»

Для пресс-конференции нормальным показателем является 80-процентная от числа аккредитованных журналистов явка. Каждый час у вас будет убывать около 20 % аудитории (хотя это ОЧЕНЬ зависит от той новости, которую вы представляете).

Если вы приглашаете на презентацию знаменитостей, людей высокого уровня, то скорее всего отклик будет составлять около 20 % (хотя это тоже очень зависит от того, ЧТО вы собираетесь презентовать и КАК вы приглашаете на мероприятие).

Если вы не можете победить их – присоединяйтесь к ним

Иногда можно провести мероприятие в рамках какого-то другого большого проекта: выставки, празднования Дня города и т. п. Вы можете несколько снизить расходы на рекламу, получить какие-то скидки от субподрядчиков, обслуживающих большое мероприятие.

Гибкость и устойчивость бюджета

Подготовка мероприятия – такой же бизнес-процесс, как и все остальные. Контроль расходов необходим в той же степени. Ни при каких условиях нельзя допускать ситуации «нам это нужно позарез, платим любые деньги». Этого можно избежать, заранее планируя все процессы и расходы. Чем ближе мероприятие, тем вероятнее история «горящих путевок» наоборот, которая означает, что вы недостаточно успешно справились с планированием мероприятия.

Я постоянно вижу предложения полиграфических компаний: «срочное тиражирование к выставкам». Участие в выставках – довольно затратное мероприятие, и компании готовят его заранее. Это не спонтанная акция. О том, что компания участвует в выставке, известно за полгода, за год… Соответственно, более чем достаточно времени, чтобы напечатать визитки, буклеты и пр.

Однако многие вспоминают, что к выставке нужны буклеты, в последние три дня. Полиграфические компании позиционируют себя именно для решения этой проблемы. Но делают они эту работу не за обычные деньги, а берут премию за скорость – 200–300 %. Если вы все спланировали вовремя, заранее, то у вас этого не случится. И не придется переплачивать за нужную вам услугу.

Зафиксируйте «точку невозвращения». Договоритесь внутри команды или с заказчиком мероприятия, что после определенного момента бюджет больше не меняется ни для каких новых гениальных идей. Лучшее – враг хорошего. Страшный враг.

Зафиксируйте уровень «запаса прочности» вашего бюджета. Это своеобразный фонд для оперативного решения проблем. Они обязательно будут, как бы тщательно вы ни планировали мероприятие. «Фонд» можно и нужно определить заранее, на стадии планирования, например в виде процента от общего бюджета мероприятия (скажем, 10 %). Или определите абсолютную сумму и после этого ничего не меняйте. В хорошем случае, если все остальные части бюджета вы оценили верно, эти деньги вам не потребуются. Если же вы где-то немного ошиблись, вам не нужно заново согласовывать бюджет, вы просто используете деньги из «фонда решения проблем».

Однако бюджет не должен раздуваться больше выделенного. Если бюджет составлен плохо, то скоро этот «буфер» исчерпается и бюджет придется верстать заново, заново все согласовывать и заново закладывать «буфер». Однако это не должно длиться до бесконечности.

В качестве стимулирующего момента можно выдать после мероприятия «фонд» (весь или его часть) группе, участвовавшей в подготовке мероприятия, в качестве бонуса (премии). Это будет благодарность за хорошее планирование, за самоотверженность сотрудников в отстаивании интересов компании перед субподрядчиками и за аккуратность в расходах.

 

Как-то раз нам удалось спланировать расходную часть сметы за пять месяцев до мероприятия с точностью до 0, 38 %. Да-да, мы ошиблись менее чем на ноль целых четыре десятых процента. Правда, так точно просчитать смету удалось лишь один раз. Вполне нормально ошибаться в пределах 10 % (то есть ±5 %).

Зафиксируйте расходы на обслуживающую компанию, подрядчиков. Не давайте им менять расценки или увеличивать количество услуг. Предупредите их об этом.

В обувном магазине нам часто после покупки обуви предлагают дополнительно средства ухода за ней, щетки и тому подобное. Это делается для увеличения среднего чека покупки, потому что на дополнительных покупках уровень прибыльности может быть выше, чем на основной (обуви). Покупателю же после значительных расходов на основную покупку психологически легче согласиться на небольшие дополнительные расходы. Не позволяйте этот трюк провернуть на себе. Определите, что именно вам нужно, и не позволяйте увеличивать счета ненужными вам услугами.

Финансовая философия

Дать скидку или добавить ценность?

Дилемма не хуже вопроса Гамлета «быть или не быть?».

И все для того, чтобы ответить на вопрос: «Как формируется цена услуг в области event-менеджмента?»

Всегда есть два пути:

– та же услуга по более низкой цене;

лучшая услуга по той же цене.

Выбор означает довольно разные стратегии.

В первом случае предполагается конкуренция по цене. Для этого будет необходимо постоянно снижать расходы, например нанимать более дешевый персонал, использовать программное обеспечение, чтобы максимально автоматизировать все действия и благодаря этому предлагать самые дешевые услуги.

Второй путь – пытаться поднять ценность услуг так, чтобы они были совершенно уникальными и по качеству, и по содержанию. Для этого придется искать возможности исключить все ошибки, нанимать самый талантливый и дорогой персонал, предлагать дополнительные бесплатные услуги, строить отношения с Клиентами, постоянно искать возможности для инноваций.

Тем не менее скидки возможны в обоих вариантах. Просто они служат разными инструментами. В первом случае это метод стимулирования продаж: скорее всего, Клиент чувствителен к цене и для него скидка имеет финансовый смысл. С организационной точки зрения при таком подходе компании необходимо искать пути снижения издержек мероприятия.

Во втором случае скидка будет иметь скорее психологический эффект. Это знак уважения важному Клиенту. Скидка не стимулирует продажи, а подчеркивает благодарность за лояльность к компании и ее услугам.

Эта мысль – одна из ключевых в книге, поэтому я позволю себе повториться.

Если вы работаете в компании – заказчике мероприятия и нанимаете агентство, вы поймете, какого оно типа, по тому, как оно торгуется. Старается ли его представитель удержать цену, предлагая что-то дополнительное (вариант «ценность»), или пытается перебить предложение конкурентов, соглашаясь на более низкую цену и загадочно улыбаясь (вариант «цена»).

Зная, что предлагает агентство – цену или ценность, – вы можете ожидать того или иного поведения от его работников: они или будут всячески экономить на вашем мероприятии, или постараются сделать для вас максимум возможного.

Формирование цены услуг в области event-менеджмента

Стоимость услуг по организации мероприятий или стоимость участия в мероприятии может формироваться под воздействием внутренних и (или) внешних факторов.

 

Внутренние факторы – необходимая прибыльность, рентабельность проекта. Нужно также учитывать фактор времени: насколько высока загрузка в тот или иной момент времени.

Скажем, в период наибольшей деловой активности некий проект для вашего агентства будет интересен, только если он отвечает стандартам бюджета мероприятия и нормам рентабельности.

Или наоборот. Вы видите, что некий проект приходится на спад деловой активности, event-агентство не загружено и, вероятно, согласится на проект с более низкой рентабельностью. Это может оказаться вполне выгодным как для агентства, так и для заказчика: у первого появляется возможность заработать какие-то деньги в период затишья, пускай небольшие, но это лучше, чем ничего, а второй сможет с меньшими затратами получить интересующую его услугу.

Если организация мероприятий составляет для вас значительную часть деятельности, учтите следующее. Необходимо различать анализ общей деятельности компании и анализ отдельного проекта. Во время сезонного спада, когда мало проектов и у компании нет источников для покрытия накладных расходов, можно согласиться на мероприятие с низкой рентабельностью: сколь ни мала эта прибыль, она пойдет на покрытие фиксированных расходов фирмы. Важно лишь, чтобы доходы от мероприятия покрывали прямые расходы на него, то есть была операционная прибыль.

Если отнести часть или все накладные расходы компании на такое мероприятие, это сделает его убыточным и приведет к его отмене. Но если других источников для покрытия накладных расходов нет, то фирма потеряет больше денег, отказавшись от мероприятия…

В этом случае лучше согласиться.

 

Внешние факторы – платежеспособный спрос, конкуренция, этап экономического цикла, время года, уникальность запрашиваемых услуг (можно ли такую услугу заказать в любом месте), стоимость ее у конкурентов.

Другими словами, следует учитывать, сколько может заплатить Клиент за подобные услуги. Для этого нужно понимать, какую ценность он извлекает из участия в мероприятии.

Владелец компании ведет переговоры с портфельным инвестором о продаже компании и заодно принимает участие в инвестиционной конференции. На конференции он знакомится с представителями иностранной компании, которая предлагает свои услуги в качестве стратегического инвестора. В результате цена покупки компании возрастает с $13 млн. до $15 млн.; таким образом, ценность участия в конференции составила $2 млн.

Участие в семинаре по финансовой оценке компании дало финансовому директору новые аргументы при переговорах с инвестором. В результате стоимость компании повысилась с $15 млн. до $15, 7 млн., то есть ценность участия в семинаре для этого финансового директора – $700 000.

Важно ли для этих людей, сколько будет стоить участие в мероприятии – $300 или $3000? Сможете ли вы донести до Клиента эту мысль?

С другой стороны, есть средняя цена конкурирующих мероприятий, похожих на ваше. Если ваше мероприятие сходно по качеству и нет очень серьезных уникальных отличий, то оно не может быть серьезно дороже конкурирующего.

Учитывайте, что время года может очень сильно повлиять на расценки подрядчиков. Стоимость услуг Деда Мороза или площадки для корпоративного праздника возрастает до небес с начала декабря к новогодней ночи и стремительно падает в январе; летом аренда тентов дороже, чем зимой, и т. д.

В некоторых случаях event-агентства выставляют счета, рассчитывая свой гонорар в виде процента от оборота мероприятия. Это достаточно распространенная практика (от 5 до 20 % от суммы договора). Но мне лично это кажется странным, ведь оказываются не банковские или бухгалтерские услуги… Все же ценность услуг по организации мероприятия не в обслуживаемом обороте, а в качестве и количестве произведенной организаторской работы. Тем не менее существует и такой подход. Как минимум он позволяет быстро рассчитать стоимость услуг event-агентства. А это несомненное достоинство.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.