Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятия народа и республики по Цицерону






 

Главным содержанием политико-правового учения Цицерона является развитие им понятия республики.

 

Источниками понятия республики являются:

1. Древнегреческая идея производности государства от права.

2. Идея Аристотеля о связи справедливости и политики.

3. Представления греческих стоиков о свободном индивиде, как гражданине космополиса.

 

Республика (Respublica – дело народа, общее дело), исходным в понятии республики, является понятие народа. Народ – это общность людей связанных между собой общностью интересов и согласием вопросов права.

Народ у Цицерона это не этническая, но политико-правовая общность.

 

Республика – это согласованная общая и единая власть членов народа выражающая их общий интерес, неделимое по долям на каждого члена народа, но необратимо суммируемая из их согласованных волей и образующее государство.

 

Таким образом, республика это:

1. Общий интерес членов народа

2. Общая и единая власть членов народа

3. Государство

 

Государство – это часть и аспект республики (республика - это не государство, и не вид государства).

Республика не зависит от форм правления. То есть республика может возникнуть в государстве в любой положительной форме правления (монархия – царская власть), (аристократия – власть оптиматов), (демократия – власть популяров).

 

Иными словами, республика это качество достижимое в любой положительной форме правления.

Учение Цицерона полностью принадлежит естественно-правовой концепции.

 

При этом Цицерон развивает эту концепцию:

* Он утверждает приоритет естественного права над волеустановленным.

* Естественное право отчасти служит источником международного права.

 

Цицерон предложил юридическое понимание государства: «Итак, государство (res publica) есть достояние народа (res popoli), а народ — не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права (juris consensus) и общностью интересов (utilitatis communione)... Да и что такое государство, как не общий правопорядок?».

 

Государство возникает вследствие необходимости защиты частной собственности.

 

Продолжая греческую традицию (Платон, Аристотель, Полибий), в качестве критерия классификации Цицерон использует количество правящих. Цицерон различает:

 

1. царскую власть — монархия;

 

2. власть оптиматов — аристократия;

 

3. народную власть — демократия.

 

Все эти формы правления являются несовершенными, так как имеют недостатки:

 

при царской власти «все прочие люди совсем отстранены от общего для всех законодательства и принятия законов»;

 

при власти оптиматов народ отстранен от власти и не имеет свободы;

 

при демократии несправедливо само равенство.

 

Эти формы несовершенного правления «легко» стремятся к вырождению в «дурные государства»: тиранию, олигархию, произвол толпы. В отличие от греческих философов Цицерон вообще не признавал «дурные государства» государствами, так как ни одно из них не является «достоянием народа» и в них нет общего для всех права.

 

Лучшая форма государственного правления — смешанная, т.е. четвертый вид государственного правления, который «образован путем равномерного смешения трех его видов». Примером такой формы правления являлась Римская республика, в которой консулы были аналогом царской власти, сенат — аналогом власти оптиматов, народные собрания и народные трибуны — аналогами народной власти.

 

Цицерон всегда выступал против установления режима личной власти: приход к власти Цезаря расценил как «ночь республики», «утрату свободы в государстве». Когда к власти пришли триумвиры, Цицерон выступил против. Его имя было включено в проскрипционные списки лиц, которых лишают состояния и подвергают преследованию. Цицерону отрубили голову и правую руку и по распоряжению Антония выставили их в Риме на Форуме.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.