Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нервно-эмоциональные факторы






Психоэмоциональные (интеллектуальное и эмоциональное напряжение при дефиците времени и в экстремальных условиях, сменный график работы и т.д.)

Психофизиологические опасные и вредные производственные факторы по характеру действия подразделяются на физические и нервно-психические перегрузки.

Физические перегрузки подразделяются на:

- статические

- динамические

Нервно-психологические на:

- умственное перенапряжение,

- перенапряжение анализаторов (слуха, зрения и др.),

- монотонность труда,

- эмоциональные перегрузки.

Труд многих медицинских работников связан с напряжением зрения, поэтому соблюдение требований к освещению рабочих помещений и рабочих мест персонала является важным элементом рациональной организации труда. Соотношение общего и местного освещения играет большую роль в предупреждении утомления и исключения расстройств зрения, связанных с излишне ярким светом. Использование в качестве дополнительного освещения волоконной оптики приводит к возникновению проблем, связанных с нестабильностью работы оборудования и возможностью преобразования света в тепло непосредственно в освещаемых тканях. Важное значение для состояния здоровья медицинских работников имеет координирование положения туловища, головы, рук, ног исполнителя относительно орудий и предметов труда, т.е. рабочая поза. Хотя для большинства работников здравоохранения основными рабочими позами являются позы стоя и сидя, отдельные элементы деятельности требуют вынужденных поз в виде наклонов и сгибания туловища. Так в вынужденной позе осуществляют лечебно-диагностический процесс стоматологи и оториноларингологи на поликлиническом приеме, оперирующие хирурги, акушеры-гинекологи, реаниматологи, врачи палат интенсивной терапии.

- эргономические факторы

Значительную долю в структуре заболеваемости медицинских работников составляет травматизм при осуществлении профессиональных обязанностей. До настоящего времени труд медицинских работников мало механизирован, и этот факт обусловливает работу персонала с применением больших физических усилий, часто в экстремальных условиях. Длительное влияние неблагоприятных факторов приводит не только к травматизации, но и к заболеваниям опорно-двигательного аппарата: позвоночника, нижних и верхних конечностей. Боль в спине сегодня является “эпидемией” в здравоохранении. Состояние здоровья медицинских работников приобретает все большую социальную значимость, т. к. определяет не только качество их труда, но и качество жизни.

Сегодня проблема перегрузки и травматизма медицинских работников решается с помощью здоровьесберегающей технологии – медицинской эргономики, внедрения ее в образовательную профессиональную подготовку медицинских кадров, практическую деятельность специалистов сестринского дела в лечебно-профилактических учреждениях.

Внедрение эргономических технологий в профессиональную деятельность медицинских работников в настоящее время является социально-значимым и актуальным. Экологизация лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) предполагает внедрение новых здоровье сберегающих «лифтинг»- технологий в практику работы самой уязвимой по фактору травматизма категории медицинских работников - специалистов сестринского дела. Им по роду своей деятельности приходится перемещать пациентов, передвигать оборудование, длительно находится в неудобной вынужденной профессиональной позе, травмирующей позвоночник; труд медицинских работников мало механизирован, он требует больших физических усилий, зачастую в экстремальной обстановке и малом объеме пространства операционных, манипуляционных и больничных палат. Устойчивость и выносливость медицинских работников к перегрузкам играет все большую биологическую и социальную значимость, так как само здоровье приобретает свойство товара.

Охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ст. 209 ТК РФ). Общая организация охраны труда в медицинских учреждениях осуществляется в соответствии с ТК РФ, Положением об организации работы по охране труда (Приказ Минздрава России от 29 апреля 1997 г. № 126), нормативными актами ведомственных (отраслевых), региональных (территориальных), местных органов управления (власти).

Руководство организацией охраны труда возлагается на руководителей соответствующих медицинских учреждений. Система охраны труда медицинского учреждения представляет собой сформированную ее руководителем упорядоченную совокупность органов, должностных лиц и организационных связей, предназначенных для управления деятельностью по сохранению жизни и здоровья работников медицинского учреждения в процессе труда (рис.1). Основу указанной деятельности образуют согласованные по цели, задачам, месту и времени мероприятия, направленные на создание, поддержание и совершенствование в медицинском учреждении безопасных условий труда, полностью отвечающих действующим требованиям охраны труда.

К органам управления указанной деятельностью в условиях медицинского учреждения следует отнести:

- службу охраны труда медицинского учреждения (специалиста по охране труда)

- комиссию (комитет) по охране труда;

- комиссии, создаваемые медицинским учреждением на временной основе: для проведения аттестации рабочих мест, для расследования несчастного случая и т. п.

Служба охраны труда – самостоятельное подразделение медицинского учреждения, организующее работу по обеспечению соблюдения требований охраны труда. Такая служба создается, если численность работников медицинского учреждения превышает 50 человек.

Как правило, службу охраны труда возглавляет специально уполномоченное должностное лицо – начальник службы.

Основными задачами комитета (комиссии) являются:

а) организация совместных действий администрации и работников по обеспечению в медицинском учреждении требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

б) проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и последующее информирование работников о результатах указанных проверок;

в) подготовка предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда;

г) свою работу комитет (комиссия) осуществляет во взаимодействии со службой охраны труда медицинского учреждения, в соответствии с положением о комитете (комиссии) и с учетом содержания раздела «Условия и охрана труда» Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.