Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика состава и содержания фондов ргада, ргиа и гарф.




Российский государственный архив древних актов (РГАДА) РГАДА сложился на базе пяти основных дореволюционных исторических архивов России: · Московского архива Министерства юстиции (МАМЮ); · Московского главного архива Министерства иностранных дел (МГАМИД); · Государственного архива МИД; · Московского отделения Общего архива Министерства Императорского двора; · Архива Межевой канцелярии. В 1918 г. документы этих архивов вошли в состав юридической и историко-культурной секций Единого государственного архивного фонда. РГАДА хранит документы за период с ХI до начала ХХ вв. В состав фондов архива входят материалы учреждений высшего, центрального и местного управления Российского государства и Российской империи, существовавших до административных реформ конца XVIII – начала ХIХ вв. (кроме фондов коллегий – Адмиралтейской, Иностранной и Военной), фонды центральных межевых учреждений России XVIII – начала ХХ вв., документы государственных и общественных деятелей, деятелей науки и культуры, поместно-вотчинные, родовые и монастырские архивы, собрания письменных памятников истории, культуры и быта русского и других народов Российской империи, собрания отечественных и иностранных рукописных книг, старопечатных и редких изданий ХV–ХIХ вв. Ценнейшую часть материалов РГАДА составляет коллекция древнейших актовых памятников Государственного древлехранилища хартий и рукописей. Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ) ГА РФ был образован Распоряжением Правительства России от 28 апреля 1992 г. в результате объединения ЦГАОР СССР и ЦГА РСФСР. Указом Президента РФ от 24 января 1995 г. архив был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Начиная с 1992 г. ГА РФ хранит документы учреждений Российской Федерации. Фонды ГА РФ. Архив хранит документы высших органов власти и органов государственного управления СССР с Октябрьской революции до 1991 г. Фонды советского времени составляют основную часть документов архива. В первую очередь, это фонды высших органов государственной власти и государственного управления общесоюзного и российского значения, а также фонды комитетов и комиссий, создававшихся при них. Российская Федерация представлена документами Министерств, Комитетов. Центральные органы СССР представлены фондами народных комиссариатов и министерств, являвшихся органами управления в области внутренних дел, юстиции, народного образования, здравоохранения и средств массовой информации. Центральные органы РСФСР представлены фондами народных комиссариатов и министерств, являвшихся органами управления в области планирования, финансирования, статистики, в отраслях промышленности, сельского хозяйства, а также в области здравоохранения, народного образования, юстиции, внутренних дел и др. Архив хранит документы Верховного суда СССР (1923–1991), РСФСР (1935–1971), Прокуратуры СССР (1933–1991), РСФСР (1936–1974), Госарбитража СССР (1931–1991), РСФСР (1941–1990), а также Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков на оккупированной территории СССР (ВЧК) и международных военных трибуналов в Нюрнберге и Токио. Крупный комплекс документов составляют фонды Временного правительства России. Имеются комплексы фондов различных политических партий и общественных организаций дореволюционного периода. Многочисленные фонды личного происхождения представлены документами членов императорской фамилии. Российский государственный исторический архив (РГИА) Ленинградский центральный исторический архив образован в 1925 г. на базе ленинградских отделений нескольких секций Центрального архива РСФСР (Центрархив), созданного в 1922 г. В ЦГИА СССР была передана часть фондов высших и центральных учреждений Российской империи, а также ряд фондов личного происхождения, хранившихся ранее в ЦГИАМ и ЦГАДА. В июне 1992 г. архив переименован в Российский государственный исторический архив. В 1993 г. архив внесен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Архив хранит документы по политической, экономической и культурной истории России периода капитализма, образовавшиеся в деятельности высших и центральных учреждений Российской империи. Фонды, содержащие документы по политической и экономической истории России. Здесь хранятся фонды законодательных органов власти. Фонды высшего административного и судебного органа русской православной церкви включают документы о внутренней церковной жизни. В РГИА хранятся фонды почти всех министерств и главных управлений, действовавших на территории Российской империи в XIX – начала XX в. Фонды, содержащие документы по культурной истории России. В этих фондах имеются сведения о прохождении через цензуру произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.П. Чехова, А.М. Горького.


15. Государственные архивы субъектов РФ: история становления, современное состояние.

Государственные архивы федерального уровня включают исторические (не комплектующиеся) и специализированные (комплектующиеся). Государственные архивы подразделяются на федеральные и субъектов федерации. Государственный архив является государственным учреждением, финансируемым из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ. В своей деятельности государственные архивы руководствуются законодательством РФ и субъектов РФ. Говоря об органах управления архивным делом субъектах РФ, следует обратить внимание на то, что они не имеют сейчас характерного для советского периода единообразия статуса и наименований – есть архивные отделы, есть управления, есть комитеты. Объясняется это тем, что в соответствии с действующим законодательством субъекты федерации самостоятельно решают вопросы архивного дела, кроме тех, которые отнесены к исключительному ведению РФ или совместному. Несмотря на различие статуса архивных органов субъектов РФ их задачи и функции в основном одинаковые, абсолютное большинство из них входит в утвержденные региональным законодательством структуры органов исполнительной власти. Появление нового архивного законодательства в России связывают с принятием 23 августа 1993 г. «Основ законодательства в Российской Федерации об Архивном Фонде Российской Федерации и архивах» Впервые достаточно четко в архивной сфере была разграничена компетенция РФ и ее субъектов. ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (ст.8, ч.2) определяет, что вопросы разграничения собственности между муниципальными образованиями и субъектом Российской Федерации на архивные документы, созданные до образования, объединения, разделения или изменения статуса муниципальных образований и хранящиеся в муниципальных архивах, регулируются региональным законодательством. Отсюда следует, что при внесении изменений и дополнений в свои акты субъекты обязательно должны определиться в принципиальном вопросе, к какой собственности – муниципальной или государственной – относятся архивные документы, Если это государственная собственность субъекта, то надо предусмотреть соответствующую процедуру передачи органам местного самоуправления полномочий с соответствующими финансовыми и материальными ресурсами. Данный вопрос каждому субъекту федерации придется решать самостоятельно, руководствуясь при этом проверенным принципом архивной политики: сохранность архивов превыше всего. К полномочиям субъекта Российской Федерации в области архивного дела относятся: · проведение государственной политики в области архивного дела на территории субъекта Российской Федерации; · хранение, комплектование, учет и использование архивных документов и архивных фондов: а) государственных архивов субъекта Российской Федерации, музеев, библиотек субъекта Российской Федерации; б) органов государственной власти и иных государственных органов субъекта Российской Федерации; в) государственных унитарных предприятий, включая казенные предприятия, и государственных учреждений субъекта Российской Федерации · решение вопросов о передаче архивных документов, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, в собственность Российской Федерации, иных субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований.



Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.