Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цели и функции финансового контроля.






Государственный финансовый контроль — это деятельность органов государственной власти и управления всех уровней, установленная законодательством с целью выявления, пресечения и предупреждения:

1. злоупотреблений и ошибок в управлении государственными денежными и материальными ресурсами, которые используются в хозяйственной деятельности, отчуждаемыми нематериальными объектами государственной собственности, а также государственными имущественными правами, которые могут повлечь прямой или косвенный финансовый и/ или материальный ущерб государству;

2. нарушений финансово-хозяйственного законодательства (главным образом бюджетного);

3. изъянов в организации систем управления финансово-хозяйственной деятельностью государственных организаций и их объединений, организаций с государственным участием или особо связанных с деятельностью государства; угроз экономической (в т. ч. финансовой) безопасности государства.

 

К числу общепринятых во всем мире функций государственного и муниципального финансового контроля относят:

1. контроль за поступлением бюджетных средств;

2. контроль за расходованием бюджетных средств;

3. контроль за использованием государственной и муниципальной собственности, проведением ее приватизации, национализации;

4. контроль за использованием государственных и муниципальных внебюджетных фондов; контроль за движением средств бюджета и внебюджетных фондов в банках и иных кредитных учреждениях;

5. контроль эффективности предоставления и законности использования льгот по налогообложению и полученных дотаций; пресечение финансовых нарушений и злоупотреблений.

 

5. Международные организации в области финансового контроля.

В 1977 г. на IX Конгрессе INTOSAI в г. Лиме была принята Декларация руководящих принципов финансового контроля.

Декларация является обобщением опыта организации и деятельности государственных органов финансового контроля различных стран, учитывающим существующее разнообразие финансово-экономических условий и систем управления.

Определяя основные цели разработки действенного механизма финансового контроля, декларация подчеркивает, что организация контроля является обязательным элементом управления общественными финансовыми средствами, так как такое управление влечет ответственность перед обществом.

Контроль - не самоцель, а неотъемлемая часть системы регулирования, задачей которой является вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на более ранней стадии, с тем чтобы иметь возможность принять корректирующие меры и получить компенсацию за причиненный государству ущерб.

Декларация исходит из необходимости формирования государствами адекватных правовых нормативов организации и деятельности высших органов финансового контроля, следование которым обеспечило бы рациональное управление государственными финансами и эффективность принятия решений соответствующими учреждениями.

Существенным условием эффективности финансового контроля является независимость высших контрольных органов, как федеральных, так и региональных. Независимость высших органов финансового контроля должна определяться как относительно его юридического статуса, так и положения членов органа, ответственных за выработку и принятие решений.

В п. 1 ст. 5 Декларации указывается, что высшие контрольные органы могут выполнять возложенные на них задачи объективно и эффективно только в том случае, когда независимы от проверяемых ими организаций и защищены от постороннего влияния. Учитывая, что государственные органы не могут быть абсолютно независимыми, так как они являются частью государства в целом. Высшие контрольные органы должны иметь функциональную и организационную независимость, необходимую для выполнения возложенных на них задач.

Значимость принципа независимости для эффективности финансового контроля требует в соответствии с Декларацией конституционного оформления положений об учреждении высшего контрольного органа и его независимости. Дополнительные положения, касающиеся организации и деятельности высшего контрольного органа должны быть установлены соответствующим законом. В частности, высшему контрольному органу должна быть гарантирована юридическая защита верховного суда от любого вмешательства, подрывающего независимость и осуществление им контрольных полномочий.

Декларация провозглашает право каждого высшего контрольного органа обращаться с просьбой о выделении необходимых финансовых средств непосредственно в государственный орган, принимающий решения по национальному бюджету. Высший контрольный орган должен иметь право использовать в пределах своих полномочий денежные средства, выделенные для него отдельной строкой бюджета.

Независимость высшего контрольного органа неразрывно связана с независимостью его членов. Членами органа, согласно Декларации, признаются лица, которые принимают решения за высший контрольный орган и ответственны за эти решения перед третьей стороной.

Гарантированный актами высшей юридической силы и развитый в положениях соответствующего закона принцип независимости высшего контрольного органа позволяет ему работать с высокой степенью инициативы и автономии.

Международный финансовый контроль базируется на международно-правовых мерах по борьбе с преступностью в финансовой сфере. Основой его является Конвенция по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Нормы этой конвенции имплементированы в российское законодательство.

Международный финансовый контроль (мониторинг) означает систему организационно-правовых мер по обязательному надзору за операциями, которые включают:

- операции с денежными средствами в наличной форме: снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности; покупка или продажа наличной иностранной валюты физическим лицом; приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет; получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом; обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства; внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме;

- зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не участвует в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, либо одной из сторон является лицо, владеющее счетом в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории);

- операции по банковским счетам (вкладам): размещение денежных средств во вклад (на депозит) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя; открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме; перевод денежных средств за границу на счет (вклад), открытый на анонимного владельца, и поступление денежных средств из-за границы со счета (вклада), открытого на анонимного владельца; зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, либо зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия;

- иные сделки с движимым имуществом: помещение драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий или иных ценностей в ломбард; выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни или иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения; получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга); переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента; скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;

- получение денежных средств в виде платы за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх, в том числе в электронной форме, и выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в указанных играх; предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа.

Международная организация высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ/INTOSAI) — международная организация, объединяющая высшие органы финансового контроля в странах ООН. Основана в 1953 году. В её членах состоят 192[1] национальных высших органов финансового контроля.

Счётная палата России стала членом ИНТОСАИ в 1995 году.[1]

Основными органами ИНТОСАИ являются:

  • Международный Конгресс ИНТОСАИ

Высшим органом ИНТОСАИ является Конгресс ИНТОСАИ. Собирается раз в 3 года.[2]

  • Исполнительный Комитет ИНТОСАИ
  • Генеральный Секретариат ИНТОСАИ
  • Региональные рабочие группы
    • Организация высших органов контроля государственных финансов Латинской Америки и Карибского региона (OLACEFS), создана в 1965 году;
    • Организация африканских высших органов контроля государственных финансов (AFROSAI), создана в 1976 году;
    • Арабская организация высших органов контроля государственных финансов (ARABOSAI), создана в 1976 году;
    • Азиатская организация высших органов контроля государственных финансов (ASOSAI), создана в 1978 году;
    • Ассоциация высших органов контроля государственных финансов Южнотихоокеанского региона (SPASAI), создана в 1987 году;
    • Организация высших органов контроля государственных финансов Карибского региона (CAROSAI), создана в 1988 году;
    • Европейская организация высших органов контроля государственных финансов (EUROSAI), создана в 1990 году.
  • Комитеты и рабочие группы
    • Комитет по стандартам контроля;
    • Комитет по стандартам внутреннего контроля;
    • Комитет по бухгалтерским стандартам;
    • Комитет по контролю государственного долга;
    • Комитет по контролю информационных технологий;
    • Рабочая группа по вопросам приватизации;
    • Рабочая группа оценивания программ;
    • Рабочая группа экологического контроля.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.