Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образовательные стандарты в области высшего образования






Стандартизация в настоящее время широко распространена не только в сфере производства. Стандарты стали объективной реальностью также и в области образования. Дальнейшее совершенствование высшего образования, развитие международного сотрудничества в области образования в настоящее время невозможно осуществлять без применения средств и методов стандартизации. Но в отличие от других сфер стандартизация образования обладает и рядом существенных недостатков. Так, с одной стороны, стандарты в области образования позволяют сформировать единые требования, предъявляемые к выпускникам, добиться высокой степени совместимости учебных планов, что в свою очередь ведет к совместимости, унификации и признании дипломов, как в национальном, так и в международном масштабах. С другой стороны, стандартизация обязывает всех участников учебного процесса следовать единым правилам, что подавляет творческую инициативу и лишает свободы выбора как целые вузы, так и отдельных преподавателей и студентов, не позволяет им оперативно реагировать на изменения внешней и внутренней среды. Чрезмерный уровень стандартизации ведет к выпуску унифицированных специалистов, не всегда соответствующих требованиям конкретных заказчиков.

В Беларуси существует довольно высокий уровень стандартизации и регламентации в области высшего образования. Данная система была унаследована от СССР. У значительной части специалистов подобная опека вызывает раздражение, связанное с невозможностью самостоятельно формировать учебные планы по своему усмотрению. Однако подобный подход является важным на современном этапе, когда идет реформирование высшего образования, ведущее к возникновению новых специальностей и специализаций, к интеграции в мировое образовательное пространство. В данном случае стандартизацию в образовании можно рассматривать как простейшее средство, гарантирующее соблюдение государственных требований к качеству подготовки специалистов и защиту от авантюристических идей отдельных новаторов.

Согласно Кодексу об образовании в Республике Беларусь (Статья 205.Образовательные стандарты высшего образования) имеем:

1. Образовательные стандарты высшего образования разрабатываются по каждой специальности (направлению специальности) и устанавливают требования к содержанию профессиональной деятельности специалиста с высшим образованием, компетентности специалиста с высшим образованием, содержанию учебно-программной документации образовательных программ высшего образования, уровню основного образования лиц, поступающих для получения высшего образования, формам и срокам получения высшего образования, организации образовательного процесса, максимальному объему учебной нагрузки студентов, курсантов, слушателей, уровню подготовки выпускников, итоговой аттестации.

2. Разработку образовательных стандартов высшего образования организует Министерство образования Республики Беларусь и осуществляет ее совместно с учебно-методическими объединениями в сфере высшего образования и организациями — заказчиками кадров.

3. Образовательные стандарты высшего образования утверждаются Министерством образования Республики Беларусь по согласованию с заинтересованными государственными органами, подчиненными и (или) подотчетными Президенту Республики Беларусь, Национальной академией наук Беларуси, республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, в подчинении которых находятся учреждения высшего образования и (или) для которых осуществляется подготовка кадров.

 

Для сравнения, в развитых странах Западной Европы и Америки не только вузы, но и их структурные подразделения, вплоть до кафедр, располагают большой степенью независимости в организации учебного процесса и самостоятельно формируют и утверждают учебные планы. Столь высокая степень демократизации высшего образования обусловлена влиянием ряда факторов:

· традицией и историей образования в целом и вуза в частности;

· конкуренцией на рынке труда и образования, которая заставляет вузы постоянно заботиться о качестве подготовки своих выпускников. Так как ряд вузов являются коммерческими и их существование напрямую зависит от реакции рынка на их продукцию, то даже вузы, финансируемые из федеральных и местных бюджетов, работая в условиях конкуренции на рынке образования, постоянно сталкиваются с необходимостью самосовершенствования.

К наиболее регламентируемым направлениям деятельности высших учебных заведений у нас относятся перечень специальностей и специализаций, который периодически обновляется, а также содержание учебного плана. Подготовка специалистов по каждой специальности и специализации должна осуществляться на базе типового плана, который разрабатывается базовым вузом по согласованию с другими заинтересованными учебными заведениями, министерствами и ведомствами.

Исходным документом для разработки учебных планов являются квалификационные характеристики специалистов по определенной специализации, которые должны составляться вузом совместно с заинтересованными министерствами и учреждениями. Учебный план должен обеспечить унификацию дисциплин, которые определяют общенаучную и общепрофессиональную подготовку, и установить единые нормативы на количество учебных занятий в день, неделю, семестр, а также объем практики, экзаменов и каникул.

В связи с переходом на двухуровневую систему подготовки кадров высшей квалификации, усилением профессионально-практической направленности обучения и переносом акцента с аудиторных занятий на самостоятельную работу студентов в последнее время вносятся изменения в образовательные стандарты высшей школы.

Новыми нормативными документами, например, определены основные обязательные блоки учебных дисциплин и новое распределение времени между ними следующим образом:

- общенаучные и общепрофессиональные дисциплины-35-45%;

- гуманитарные и социально-экономические дисциплины - 25-35%;

- дисциплины специального цикла - 25-30%;

- дисциплины специализации - 10-15%.

Беларусь всё больше и больше интегрируется в мировое пространство. Границы стираются, современные технологии дают возможность коммуникации и удаленной работы всех со всеми. Наши специалисты становятся востребованными на иностранных рынках труда, из других стран молодые люди приезжают учиться в Беларусь. Но один вопрос остаётся довольно болезненным и сегодня - вопрос качества образования, стандартизации, традиций университетской школы, признания дипломов. Для решения этой проблемы в системе высшего образования Беларуси внедряется система менеджмента качества (СМК), основанная на международных стандартах. Качественное образование - важнейший ресурс инновационного развития страны. Без образованных, грамотных, зрелых специалистов, готовых ставить и решать самые серьёзные задачи, не возможен успех страны на международной экономической и политической арене. Именно поэтому была принята Государственная программа " Качество". Внедрение СМК в вузах - дело сугубо добровольное. Вместе с тем Минобразования поддерживает те вузы, которые активно включатся в эту работу. В частности, речь идет о том, чтобы в будущем внедрившие СМК вузы проходили процедуру лицензирования, аттестации и аккредитации по упрощенной схеме. Фактические работы по стандартизации системы образования в нашей республике осуществляются Национальным техническим комитетом по стандартизации.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.