Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные формы чувственного и рационального познания. Место и роль интуиции в познавательных процессах.






Содержание главных понятий теории познания дает самое общее представление о структуре познавательной деятельнос­ти. Выделяют формы чувственного и рацио­нального познания.

Чувственное познание - это познавательный процесс, ко­торый осуществляется посредством органов чувств человека: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Оно включает в себя четыре формы - ощущение, восприятие, представление и воображение.

Ощущение - непосредственное отражение отдельных свойств предметов, воздействующих на органы чувств. Каждое ощуще­ние отражает одно из свойств воспринимаемого объекта и возни­кает только при непосредственном контакте с ним человека.

Восприятие — это целостный образ, отражающий непосред­ственно воздействующие на органы чувств предметы, их свой­ства и отношения. Восприятие таким образом сохраняет одну из главных характеристик ощущения - наличие непосредственного контакта с воспринимаемым предметом, но трансформирует дру­гую - отражение в нем отдельных свойств воспринимаемого предмета подчинено построению его целостного образа. В воспри­ятии ведущую роль играют те компоненты, которые обеспечива­ют постоянство образа воспринимаемого предме­та, живого существа или какой-либо ситуации при изменении условий восприятия.

Представление — высшая форма чувственного отражения в виде целостного образа непосредственно не воспринимаемых предметов. Представление сохраняет такую важную характерис­тику восприятия, как целостность образа познаваемого предме­та, но воспроизводится он не путем прямого контакта, а " по па­мяти". Представление подымает познавательные возможности человека на чувственном уровне на новую, более высокую сту­пень, освобождая его от энергоемких и требующих больших зат­рат времени непосредственных контактов с познаваемыми пред­метами.

Воображение - форма чувственного познания, результатом которого является создание представлений о предметах и мыс­ленных ситуаций, которые никогда в целом не воспринимались человеком в действительности. Воображение отличается от представления той частью его содержания, которая привнесена фантазией, вымыслом, " опережающим отражением" человека.

Рациональное познание - это познавательный процесс, кото­рый осуществляется посредством форм мыслительной деятель­ности. Формы рационального познания имеют несколько общих характеристик: во-первых, присущую всем им направленность на отражение общих свойств познаваемых предметов (процессов, явлений); во-вторых, связанное с этим отвлечение от их единич­ных свойств; в-третьих, опосредованное отношение к познавае­мой реальности (через формы чувственного познания и использу­емые познавательные средства наблюдения, экспериментирова­ния, обработки информации); в-четвертых, непосредственную связь с языком (материальной оболочкой мысли).

К основным формам рационального познания традиционно относят три логические формы мышления: понятие, суждение и умозаключение. Понятие отражает предмет мысли в его об­щих и существенных признаках. Суждение - форма мысли, в которой посредством связи понятий что-либо утверждается или отрицается о предмете мысли. Посредством умозаключения из одного или нескольких суждений с необходимостью выводится суждение, заключающее в себе новое знание.

Интуиция - явле­ния внезапного достаточно полного и отчетливого постиже­ния искомого результата (решения проблемы) при неосознан­ности и неподконтролъности путей, ведущих к этому резуль­тату. Это неожиданное " озарение" (" инсайт" * внутренняя вспышка), внезапное постижение истины.

В истории философии понятие интуиции включало разное содержание. Интуиция понималась как форма непосредственного интеллектуального знания или созерцания (интеллектуальная Интуиция). Так, Платон утверждал, что созерцание идей (прообразов вещей чувственного мира) есть вид непосредственного знания, которое приходит как внезапное озарение, предполагающее длительную подготовку ума.

Интуиция трактовалась также и как познание в виде чувственного созерцания (чувственная Интуиция): «…безоговорочно несомненное, ясное, как солнце… только чувственное», а потому тайна интуитивного познания и «…сосредоточена в чувственности» (Фейербах Л.).

Интуиция понималась и как инстинкт, непосредственно, без предварительного научения определяющий формы поведения организма (А. Бергсон), и как скрытый, бессознательный первопринцип творчества (З. Фрейд).

В некоторых течениях философии Интуиция трактуется как божественное откровение, как всецело бессознательный процесс, несовместимый с логикой и жизненной практикой (интуитивизм).

Роль Интуиции особенно велика там, где необходим выход за пределы существующих приёмов познания для проникновения в неведомое. Но Интуиция не есть нечто неразумное или сверхразумное. В процессе интуитивного познания не осознаются все те признаки, по которым осуществляется вывод, и те приёмы, с помощью которых он делается. Интуиция не составляет особого пути познания, идущего в обход ощущений, представлений и мышления. Она представляет собой своеобразный тип мышления, когда отдельные звенья процесса мышления проносятся в сознании более или менее бессознательно, а предельно ясно осознаётся именно итог мысли — истина.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.