Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема № 9. Классическая немецкая философия






Цель:

• Рассмотреть основные черты Немецкой классической философии;

• Анализ основных доминант Немецкой классической философии;

• Показать роль и место Немецкой классической философии в истории западной культуры.

Структура лекции:

1. Условия возникновения и развития Немецкой классической философии

2. Философия Иммануила Канта

3. Философская концепция Гегеля

4. Материализм Л.Фейербаха

Содержание лекции:

  1. Условия возникновения и развития Немецкой классической философии

Немецкая классическая философия охватывает сравнительно короткий период, который ограничен 80-ми годами XVIII в. до 1831 г. (год смерти Гегеля). Начинается с историзма Гердера, который исследует общество и тем самым отвергает механицизм XVII-XVIII вв. продолжилась в философии «активной» стороны Фихте, концепции динамического процесса в природе Шеллинга, критической философии И.Канта, в которой нашло отражение выражение теоретического отражения рефлексии человеческой свободы и равенства, и в диалектическом идеализме Гегеля.

  1. Философия Иммануила Канта

Иммануил Кант (1724-1804) – немецкий ученый, философ, родоначальник немецкой классической философии. Главные произведения: «Критика чистого разума» (1781), «Критика практического разума» (1788), «Критика способности суждения» (1790). Основу всех трех работ составляет учение о явлениях и о вещах, которые существуют сами по себе – «вещах в себе». Познание, по Канту, начинается с того, что «вещи в себе» воздействуют на органы внешних чувств и вызывают в нас ощущения. В этой предпосылке своего учения Кант – материалист. Но в учении о формах и границах познания Кант – идеалист и агностик. Он утверждает, будто ни ощущения нашей чувственности, ни понятия и суждения нашего рассудка не могут дать никакого достоверного знания о «вещах в себе». Вещи эти непознаваемы. Правда эмпирические знания о вещах могут неограниченно расширяться и углубляться, но это не приближает нас к познанию «вещей в себе».

Основной для Канта вопрос – об источниках и границах знания – Кант формулирует как вопрос о возможности априорных синтетических (т.е. дающих новое знание) суждений в каждом из трех главных видов знания – математике, теоретическом естествознании и метафизике (умозрительного познания истинно-сущего). Решение этих трех вопросов Кант приурочивает к исследованию трех основных познавательных способностей – чувственности, рассудка и разума.

  1. Философская концепция Гегеля

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) – создатель систематической теории диалектики на основе объективного идеализма. Главные труды: «Феноменология духа» (1807), «Наука логики» (1812), «Энциклопедия философских наук» (1817), «Философия права» (1821).

Свою эпоху Гегель считал временем перехода к новому, вызревшему в лоне христианской культуры, миропорядку, в образе которого явственно проступают черты буржуазного общества с его правовыми и нравственными принципами. Духовное развитие индивида воспроизводит стадии самопознания «мирового духа», начиная с акта наименования чувственно-данных «вещей» и кончая «абсолютным знанием», т.е. знанием тех форм и законов, которые управляют изнутри всем процессом духовного развития, - науки, нравственности, религии, искусства. Универсальная схема творческой деятельности «мирового духа» получает у Гегеля название абсолютной идеи, а логика определяется как научно-теоретическое «самосознание» этой идеи. Объявляя мышление «субъектом», т.е. творцом всего духовного богатства, развитого историей, и понимая его как вечную, вневременную схему творческой деятельности и вообще, Гегель сближает понятие идеи с понятием бога. Однако в отличие от теистического бога идея саморазвивается, она обретает сознание, волю и личность только в человеке, а вне и до человека осуществляется как внутренне закономерная необходимость.

  1. Материализм Л.Фейербаха

Людвиг Андреас Фейербах (1804-1872) – немецкий философ-материалист и атеист. Сочинения: «К критике философии Гегеля» (1839), «Сущность христианства» (1841), «Предварительные тезисы к реформе философии» (1842), «Основные положения философии будущего» (1843).

В центре учения Фейербахa – человек как «…единственный, универсальный и высший предмет философии…». Антропологический материализм Фейербаха исходит из рассмотрения человека как психофизиологического существа и основывается на биологической (а не социальной) трактовке природы человека. В основе философии Фейербаха лежит принцип: «Бытие – субъект, мышление – предикат». В теории познания Фейербах продолжал линию материалистического сенсуализма. Выдвигая на первый план опыт как первоисточник знания, подчеркивал взаимную связь чувственного созерцания и мышления в процессе познания.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.