Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия Фомы Аквинского






Фома Аквинский (1225-1274) – систематизатор ортодоксальной схоластики, основатель «томизма», монах-доминиканец. В 1567 г. признан «пятым учителем церкви». В основных трудах «Сумма теологии» и «Сумма против язычников» формирует учение в формах здравого смысла, упорядочение множества в единство, стремится вывести бытие бога из бытия вещей. Основные вопросы философии Фомы Аквинского – пять доказательств бытия бога, определение границ допустимого и недопустимого в финансовой деятельности и др. Душа нематериальна и субстанциальна, однако получает завершающее осуществление лишь через тело. Считает, что разум сам по себе выше воли, однако делает оговорку, что в жизненной плоскости любовь к богу важнее, чем познание бога.

6. Николай Кузанский – последний философ средневекового христианства

Николай Кузанский (1401-1464) – мыслитель раннего Возрождения, воспринявший наследие средневековой метафизики и предвосхитивший главные черты философии нового времени. Трактаты – «О католическом согласии» (1433), «Об ученом незнании» (1440), «О согласии веры» (1453). Нравственные вопросы Николай Кузанский решает через просветление сознания. Достоверность всего конкретного для Кузанского каждый раз заново обеспечивается возведением его к божественному началу. Всякий вещественный центр относителен, лишенный в себе конца мир имеет и центром и пределом своего творца.

Тема № 6. Арабо–мусульманская философия в контексте средневековой культуры

Цель:

  • Ознакомить слушателей с философско-мировоззренческим наследием мусульманского Ренессанса.
  • Дать анализ философской концепции средневековой арабоязычной философии.

Структура лекции:

  1. Содержание и философские ориентиры арабо-мусульманской философской традиции
  2. Философия кордовского халифата
  3. Тюркские деятели в философии мусульманского Ренессанса
  4. Суфизм

Содержание лекции:

  1. Содержание и философские ориентиры арабо-мусульманской философской традиции

На Востоке наиболее широко употреблялось разделение всякого знания на теоретическое и практическое. Под теоретическим подразумевалось чистое познание мира, то есть умозрительное знание об общем его строении, а под практическим - знание о человеческой деятельности, об обществе и семье. Bыдающиеся мыслители средневекового Востока выдвинули свои оригинальные учения о классификации наук, которые сыграли прогрессивную роль в развитии научного знания. Особенно подробную дал Абу Наср ал-Фараби (870-950), выходец из г.Отрар. Философ-энциклопедист, крупнейший представитель восточного аристотелизма, перипатетизма (отсюда почетное прозвище ал-Фараби – «Второй учитель»), автор трактатов «О разуме и науке», «О взглядах жителей добродетельного города» и др.

Абу Али Хусейн ибн Абдаллах Ибн Сина (980-1037) разделяет науки на логические, физические, математические, философские и словесные. В самой общей форме система философии Ибн-Сины состоит из двух частей из логики и философских наук, изучающих явление мира и их причины. Основные труды: «Даниш-намэ», «Исцеление», «Спасение», «Канон врачебной науки», «Логика восточников».

  1. Философия кордовского халифата

Завоевание арабами Испании в начале VIII века привело к созданию на пиренейском полуострове могущественного Кордовского эмирата (с X века – халифата). Высшие школы в Арабской Испании были одними из первых в Европе. Значительный подъем переживают науки: медицина, математика, география. Арабская Испания родина виднейших прогрессивных философов своего времени: Ибн-Рушда (Аверроэса) (1126-1198) и Маймонида (1135-1204). Прогрессивные мыслители Андалуссии считали своими учителями Аристотеля и его последователей из числа арабских, среднеазиатских и иракских ученых, а их идеологические противники из лагеря мусульманского духовенства взяли на свое вооружение религиозно-философское учение известного иранского мистика богослова аль-Газали (1058-1111). Газали написал книгу под названием «Опровержение философов», в которой подвергались критике учения Аристотеля, Фараби и Ибн-Сины. Философы и естествоиспытатели, уверял Газали, не в состоянии понять истинную природу вещей. Наиболее последовательными и смелыми борцами против догматических принципов религии учения Газали в эпоху альмохадов были Ибн-Баджжа (к.XI в.-1139), Ибн-Туфейль (нач.XII в.-1185/86), Ибн-Рушд.

  1. Тюркские деятели в философии мусульманского Ренессанса

Юсуф Баласагуни (род. 1015-1016 гг.). Известный поэт, философ средневековья, представитель тюркской ветви мусульманской общественно-философской мысли. Информацию о жизнедеятельности автора поэмы " Кутадгу билиг" можно прежде всего почерпнуть из нескольких отрывков, разбросанных в поэме и двух предисловиях к его сочинению, из которых одно - в прозе, а другое - в стихах.

Махмуд Кашгари родился в 1029 г., умер в 1101. Махмуд, будучи родом из высших кругов караханидской знати, а может быть, и прямым представителем самой династии, в силу ряда причин и политических преследований посетил почти все области, населенные тюрками. Знаменитая книга Махмуда Кашгари " Диван лугат ат-турк" представляет собой тюркскую энциклопедию в полном смысле этого слова. В ней собран и обобщен обширный историко-культурный, этнографический и лингвистический материал. В книге наряду с древним зороастрийско-шаманистским миропредставлением запечатлены элементы новой идеологии - ислама и такой его ветви как суфизм.

  1. Суфизм

Суфизм это мистическое и религиозно-философское учение, последователи которого стремятся достичь личного контакта с Богом посредством специальных упражнений и духовного опыта.

Суфизм начал формироваться к VIII веку н. э. среди благочестивых и нередко аскетически настроенных мусульман, считавших простое соблюдение законов ислама (шариата) недостаточным. В среде этих людей возникла идея духовной школы, или Пути (тарикат), ведущего к Истине. Само слово " суфизм" происходит, видимо, от арабского корня " суф", означающего " шерсть", традиционный материал для одежды аскетов. Своего расцвета суфизм достигает к XV веку, когда формируются все основные суфийские ордены. Суфиями были многие выдающиеся поэты и мыслители, среди них Хафиз, Руми, Саади, Джами, Хайям.

Основной мировоззренческий принцип суфизма был сформулирован " великим шейхом" из Испании Мохиаддином Ибн ал-Араби (1165-1240). Принцип этот сводится к концепции Единобытия, или экзистенциального монизма (теомонизма). Согласно учению Ибн ал-Араби, Вселенная представляет собою проявленнность атрибутов Бога и неотделима от Него. В известном смысле, весь мир – лишь иллюзия, а реальным существованием обладает только Бог. Совершенный человек становится как бы зеркалом, отражающим совершенство Абсолюта. Бог в этой концепции – не существо, обитающее где-то в заоблачных высях. Он неразрывной нитью связан с человеком и обитает в духовных глубинах верующего, в святая святых его сердца.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.