Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. 4.2.1 Введение включает следующие элементы: актуальность темы, объект и предмет исследования, цель и задачи исследования






4.2.1 Введение включает следующие элементы: актуальность темы, объект и предмет исследования, цель и задачи исследования, методы исследования, методологические основы исследования. Введение по объему может занимать до 10% ВКР.

4.2.2 Введение в ВКР бакалавра и специалиста должно содержать оценку современного состояния решаемой научной проблемы (отражена в теме), обоснование и формулировку практической значимости исследования для профессиональной сферы выпускника.

«Проблема понимается или как синоним практической задачи (проблема организации свободного времени детей, профилактики трудновоспитуемости), или как нечто неизвестное в науке. …Проблему можно обнаружить, сопоставляя уже известное и то, что надлежит установить. Для решения проблемы требуется найти способ получения новой информации и получить ее.

Сущность проблемы – противоречие между установленными фактами и их теоретическим осмыслением, между разными объяснениями фактов, отражает противоречия процессов познания на его исторически определенном этапе.

Например, между общим для всех учащихся нормативным содержанием образования и индивидуальными возможностями, склонностями, интересами; между задачами формирования здорового человека и однообразием школьных занятий, гиподинамией, перегрузками учебными заданиями, между разнообразными воспитательными возможностями среды и относительной замкнутостью, закрытостью образовательно-воспитательных учреждений, между воспитанием как руководством, программированием, навязыванием и индивидуальной свободой, суверенностью формирующейся личности.

Проблема должна быть актуальной, например, проблемы, связанные с гуманизацией и демократизацией образования, учетом индивидуальных особенностей и реализацией возможностей каждого школьника, информатизацией и сохранением здоровья и т.п.».

Проблемы возникают при решении задач устранения разрыва между обученностью и воспитанностью, …координации усилий школы, семьи и других воспитательных институтов.

Проблема может быть заключена в теме в завуалированном виде, т.е. проблемность темы может обнаруживаться при ее расшифровке, истолковании.

Например, «Формирование экологической культуры школьников» проблемна, т.к. сам феномен культуры противостоит узко понимаемой цели образования как усвоения знаний, умений и навыков, кроме того экология – результат интеграции естественнонаучного и гуманитарного знания.

Так, тема «Эвристические возможности новых информационных технологий» связана с преодолением традиционного представления о новых технологиях как о совершенном средстве передачи информации и с раскрытием их возможностей формировать творческие способности учащихся.

4.2.3 Актуальность исследования определяется его теоретической/практической значимостью и недостаточной разработанностью проблемы, изучаемой в рамках ВКР.

4.2.4 Объект исследования в педагогике и психологии – это некий процесс, или явление, которое существует независимо от субъекта познания и на которое обращено внимание исследователя, например, процесс развития субъектов воспитывающих отношений, процесс становления новой образовательной системы, эффективность определенной технологии.

Объект педагогического исследования (по Беловолову, Беловоловой, 2007) лежит в области целенаправленного учебно-воспитательного процесса (в самом широком смысле): его теории и методики организации, содержания, форм, методов и приемов. Пример: «Объект - вокально-хоровая подготовка будущих учителей начальных классов».

4.2.5 Предмет исследования – это определенный аспект изучения объекта. В нем фиксируется то свойство или отношение в объекте, которое в данном случае подлежит глубокому специальному изучению. В предмете в концентрированном виде заключены направления поиска, важнейшие задачи, возможности их решения соответствующими средствами и методами.

Например (Загвязинский, 2007), влияние среды на развитие познавательных интересов младших школьников; зависимость запоминания языкового материала от организации познавательной деятельности; специфика и динамика решения интеллектуальных задач партнерами в условиях интеллектуально-игрового противоборства.

Предмет (Беловолов, Беловолова, 2007) - педагогические условия организации вокально-хоровой подготовки будущих учителей начальных классов.

Таким образом, формулировка предмета исследования близка или совпадает с его темой.

4.2.6 Цель – это обоснованное представление об общих конечных или промежуточных результатах поиска.

По результатам исследования диссертаций А.М.Новиковым, наиболее корректно сформулированные цели: выявление, обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий формирования (воспитания, развития) …; или обоснование содержания, форм, методов и средств …; или разработка методики формирования чего-либо или методики применения системы средств наглядности в чем-либо; определение и разработка педагогических (дидактических) средств … - не только в смысле средств обучения (ТСО, пособий); педагогическое обоснование чего-либо, например, игровой познавательной деятельности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.