Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Канон в древнерусском искусстве.






Форма, тематика, содержание древнерусского искусства были тесно связаны с религией и находились под строжайшим контролем церкви. Существовали правила и приемы, которым должен был следовать каждый художник – каноны.

Икона – не картина, а предмет культа. Ее назначение напоминание об образе Божьем.

Для верующего всегда было важно содержание иконы. Тогда многие не умели читать, но язык символов прививался любому верующему с детства. Символика цвета, жестов, изображаемых предметов – это язык иконы. Единая система знаков, помогающая зрителям ориентироваться в сюжете и внутреннем смысле произведения. Канон не сковывал мысль средневекового живописца, но он дисциплинировал его, заставлял тщательное внимание уделять деталям. Канон характеризуется вариативностью в рамках традиции.

 

Философский смысл канона - «мир духовный» невещественен и невидим, а значит обычному восприятию недоступен. Его можно изобразить только с помощью символов.

Лик (лицо) в иконе – самое главное. Сначала писали фон, пейзаж, архитектуру, одежды, их мог рисовать и мастер второй руки – помощник, и только потом главный мастер приступал к написанию лика. Глазам тоже уделяется много внимания – они должны быть большими и проникновенными. Иногда святые изображались с закрытыми глазами или с пустыми глазницами – т.е. взгляд направлен не на внешний мир, а внутрь, на созерцание божественной истины и внутреннюю молитву. Начиная с Рублевского времени в начале ХVв. глаза уже не писали так преувеличенно крупно.

 

Фигуры библейских персонажей писались менее плотно, немногослойно, намеренно вытягивались (легкость, бестелесность и отсутствие объемности их тел). Они словно парят в пространстве над землей – выражение одухотворенности, их преображенного состояния.

Изображение человека занимает основное пространство иконы. Все остальное – палаты, горы, деревья играют второстепенную роль, их знаковая природа доведена до максимальной условности. Однако и они несут определенную смысловую нагрузку (гора – символизирует путь человека к Богу, дуб – символ вечной жизни, чаша и виноградная лоза – символы искупительной жертвы Христа, голубь – символ Духа Святого и т.д.). Чем древнее икона, тем меньше в ней второстепенных элементов.

Пропорции. Ширина древних икон соотносится с высотой 3: 4 или 4: 5, независимо от размеров доски иконы.

Размеры фигур. Высота лица равна 0, 1 высоты его тела (по византийским правилам рост человека равняется 9 мерам головы). Расстояние между зрачками равнялось размеру носа.

Линии. На иконе не должно быть рваных линий, они либо замкнуты, либо исходят из одной точки, либо соединяются с другой линией. Линии лика тонкие в начале и в конце, а в середине имеют утолщения. Линии архитектуры везде равной толщины.

Использование обратной перспективы – состоящей лишь из ближнего и среднего планов, дальний план ограничивался непроницаемым фоном – золотым, красным, зеленым или синим. По мере удаления от зрителя предметы не уменьшаются, а увеличиваются.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.