Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Область гражданского процесса






 

Гредескул. К учению об осуществлении права, 1900; Нефедьев. Учение об иске. Вып. I, 1895.

 

I. Юридические нормы, определяя отношения между гражданами и устанавливая правила поведения для них, делают это в общей форме. В законах не перечисляются права и обязанности отдельных лиц - Иванова, Петрова, Павлова - и не указывается, как они должны поступать в каждом отдельном случае, а идет речь о целых категориях лиц, действий и отношений: о собственниках, наследниках, супругах, покупателях, нанимателях, о завещаниях, договорах, нарушениях прав и т. д. Вследствие этого отдельные лица должны сами определять свои права и обязанности посредством умозаключений из юридических норм, подводя свое фактическое положение под соответствующие постановления законов или других норм действующего права. Нигде, напр., в законах не сказано, что Иванов должен заплатить Петрову 50 руб. Но если Иванов разбил по неосторожности часы Петрова, стоящие 50 руб., то Петров может потребовать с него уплаты этой суммы, потому что ст. 684 Зак. гражд. гласит: " всякий обязан вознаградить за вред и убытки, причиненные кому-либо его деянием или упущением".

Таким образом, конкретные права и обязанности отдельных граждан познаются ими посредством выводов из юридических норм и фактических обстоятельств, т. е., говоря короче, путем конкретизации норм.

В громадном большинстве случаев граждане делают относительно своих прав и обязанностей одинаковые выводы из юридических норм и добровольно приводят эти выводы в исполнение: должники возвращают занятые деньги, квартиранты вносят в срок наемную плату и т. д. Однако нередко бывает, что между гражданами возникают разногласия и споры и что одни из них отказываются привести в исполнение логические выводы, делаемые из законов другими, - отказываются либо потому, что считают эти выводы ошибочными, либо потому, что не могут или даже просто не желают подчиниться им. В таких случаях возникает необходимость в каких-либо способах разрешения споров между гражданами и понуждения их к исполнению обязанностей. Этих способов несколько.

Самым простым и естественным представляется на первый взгляд самостоятельное осуществление своих прав с применением, в случае надобности, физической силы, т. е. самопомощь: квартирант не выбирается из квартиры, несмотря на истечение срока найма, - пусть домовладелец насильно удалит его вместе с вещами; собственник имения выстроил забор, мешающий соседу, которому принадлежит право проезда через имение, пользоваться этим правом, - пусть он наймет рабочих и прикажет им снести забор; должник пытается отнять свою вещь, отданную в залог кредитору, - пусть кредитор силой отразит его нападение.

Так и осуществлялись права в первоначальные эпохи. По замечанию Иеринга, " самоуправством и местью, этим диким видом правосудия, как выражается Бекон Веруламский, начинало каждое право". Однако применение этого способа стало ограничиваться по мере развития цивилизации и укрепления государственной власти, ввиду его ненадежности и нецелесообразности. В самом деле самопомощь, с одной стороны, страдает тем же коренным недостатком, какой вообще присущ применению физической силы к разрешению всяких споров: как и на войне, победителем может оказаться вовсе не тот, кто прав, а тот, кто сильнее. С другой стороны, самопомощь легко приводит к насилию над чужой личностью, нарушению общественного порядка и спокойствия и к другим преступным действиям, так что в благоустроенном государстве она может быть терпима только в виде исключения, поскольку не выражается в запрещенных уголовными законами действиях или оправдывается невозможностью обратиться своевременно за помощью к органам государственной власти.

Другой способ состоит в том, чтобы спорящие избрали по взаимному соглашению постороннее лицо, которому они оба доверяют, и попросили его решить, кто из них прав, обязуясь подчиниться его решению. Это так наз. третейский суд. Но он применим далеко не всегда, ибо, во-первых, предполагает наличность обоюдного согласия спорящих и готовность подчиниться решению избранного судьи, а во-вторых, иногда между гражданами никакого спора нет: обе заинтересованные стороны одинаково понимают закон и делают из него одинаковые выводы, но сторона, обязанная исполнить какое-либо действие в пользу другой стороны, уклоняется от этого, вовсе не отрицая существования своей обязанности.

Остается третий способ - обращение к помощи государственной власти. Он является наиболее удобным и верным для лица, желающего осуществить свое право. Здесь уже не нужно согласие противника и не опасно его сопротивление: государственная власть обладает достаточными средствами для того, чтобы сломить упорство отдельного гражданина и принудить его к повиновению.

При этом, однако, государственная власть не может оказывать своей помощи всякому, кто обращается к ней, без разбора. Нередко ведь помощи просит тот, кто ее вовсе не заслуживает, кто в действительности не имеет того права, какое себе присваивает. Поэтому, прежде чем взять под свою защиту просителя, государственная власть должна проверить правомерность заявляемого им требования, т. е. правильность сделанного им вывода из юридических норм и фактических обстоятельств.

Таким образом, когда частное лицо обращается к государственной власти за содействием при осуществлении своих прав, ей предстоит: 1) проверить правомерность требования просителя и 2) осуществить его, если оно окажется правомерным.

Первая задача является, говоря вообще, несравненно более сложной и трудной, чем вторая. Чтобы проверить правомерность требования гражданина, необходимо установить фактические обстоятельства дела, отыскать подходящие нормы и истолковать их. Все это предполагает знание действующего права, опытность в применении его, умение разбираться в юридических отношениях, словом, требует наличности особых органов власти, которые обладали бы надлежащей подготовкой и действовали при условиях, обеспечивающих правильное и беспристрастное разрешение дел. Вследствие этого в современных культурных государствах проверка правомерности предъявляемых гражданами друг к другу требований поручается специальным органам власти, именуемым гражданскими судами, а для деятельности их устанавливаются определенные формы и правила, образующие организованное производство, называемое гражданским процессом в тесном смысле слова, а также спорным судопроизводством - ввиду того, что оно происходит в форме спора между гражданами перед судом, или исковым - ввиду того, что оно начинается посредством предъявления иска *(8).

Вторая задача - фактическое осуществление прав - сводится к применению мер физического принуждения: отнятию имущества у незаконного владельца и передаче его настоящему собственнику, выселению жильца из квартиры за истечением срока найма или вследствие неуплаты квартирных денег, уничтожению постройки, возведенной на чужой земле, и т. п. Все такого рода действия, совершаемые с целью осуществления признанных судом правомерными требований граждан, образуют производство по исполнению судебных решений, или исполнительный процесс *(9). Эти действия настолько просты, что с успехом могут быть выполняемы любым органом власти, хотя бы и не обладающим теми специальными качествами, которые необходимы для удовлетворительного разрешения первой задачи - проверки правомерности юридических требований. Поэтому исполнение судебных решений поручается не самим судам, а другим органам власти (судебным приставам, полиции).

II. Взаимное отношение между исковым и исполнительным производствами, несомненно, таково, что первое должно предшествовать второму и служить для него основой: прежде чем осуществлять юридические требования граждан принудительным путем, необходимо их проверить. Но в историческом развитии процесса наблюдается как раз противоположное явление. Первоначально гражданские права осуществлялись их обладателями путем самопомощи, и только тогда, когда противная сторона оказывала сопротивление или отрицала право, к осуществлению которого делались попытки, противники обращались к третейскому или государственному суду. Проявляющееся в таком порядке различие между очевидными, бесспорными требованиями и сомнительными, спорными сохранило свое значение по настоящее время. И теперь в западноевропейских процессуальных системах гражданско-правовые требования, основанные на бесспорных документах, именно на актах, совершенных при участии нотариусов или судов, осуществляются принудительным путем, без предварительной судебной проверки, которая производится только в том случае, когда противник заявит спор в общем исковом порядке производства. Аналогичный характер имеет существующее у нас понудительное исполнение по актам.

III. Кроме проверки юридических требований, предъявляемых гражданами по отношению друг к другу, на гражданские суды возлагается в современных государствах осуществление еще некоторых других задач государственного управления.

1. Хотя в области гражданского права частным лицам предоставлены свободная инициатива и самодеятельность, хотя они могут определять свои взаимные юридические отношения по собственному усмотрению, тем не менее и здесь во многих случаях требуется содействие органов государственной власти.

Это содействие выражается в участии при совершении важнейших юридических сделок и в регистрации их; в охране имущества лиц, выбывших из гражданского оборота вследствие смерти, лишения правоспособности или безвестного отсутствия; в определении и официальном подтверждении прав, не подвергнутых оспариванию; в преобразовании, согласно желанию заинтересованных лиц, их юридических отношений и т. п. Для выполнения некоторых из этих функций существуют особые учреждения (нотариальные, опекунские, в Царстве Польском и прибалтийских губерниях - ипотечные); другие функции распределяются между духовенством (заключение, расторжение и регистрация браков) и общими административными учреждениями (назначение опеки над душевнобольными и расточителями); часть же их возложена на гражданские суды. Так, у нас судами производятся: узаконение внебрачных детей, усыновление, утверждение духовных завещаний, охрана наследственных имуществ и проч.

Деятельность судов по выполнению этих функций носит название охранительного судопроизводства, называемого также неисковым, или бесспорным, в отличие от искового, спорного.

Две из этих функций, именно официальное удостоверение наличности или отсутствия юридических отношений и преобразование этих отношений, выполняются иногда по правилам искового производства. Это бывает в тех случаях, когда закон разрешает предъявление так наз. установительных и преобразовательных исков (см. § 53).

2. Судебным учреждениям поручено принятие мер к удовлетворению кредиторов тех должников, которые впали в несостоятельность, т. е. имущество которых недостаточно для полного покрытия их долгов. Порядок производства этих дел называется конкурсным процессом. По своему содержанию он представляет собою комбинацию исполнительного и охранительного производств. Характер охранительного производства имеют те действия суда, которые направлены на приведение в известность, охрану и управление имуществом должника; прочие же действия, имеющие целью ликвидацию и распределение имущества должника между кредиторами, примыкают к исполнительному производству.

3. Судебные учреждения принимают участие в государственном межевании. Именно, на их обязанности лежит разрешение споров о размерах и границах долей, принадлежащих совладельцам в общих, генерально размежеванных имениях. Эти дела рассматриваются в порядке судебно-межевого производства, которое в некоторых отношениях схоже с исковым, а в других - с охранительным.

4. На судебные учреждения возложена часть функций финансового управления, именно, исчисление и взыскание некоторых видов пошлин, а также штрафов за нарушения устава о гербовом сборе. В этих случаях суды руководствуются правилами так наз. частного производства, представляющего собой особый вид искового процесса.

IV. Таким образом, гражданский процесс в обширном смысле слова обнимает, согласно действующему русскому законодательству, следующие порядки производства дел в гражданских судах, или виды судопроизводства: 1) исковое судопроизводство (гражданский процесс в тесном смысле), 2) охранительное, 3) конкурсное и 4) судебно-межевое.

Торговые дела (т. е. споры, возникающие в торговом обороте) разбираются гражданскими судами в общем исковом порядке. Но в некоторых городах эти дела отнесены к ведомству особых коммерческих судов, которые руководствуются при разрешении их правилами устава торгового судопроизводства.

Совокупность юридических норм, определяющих устройство и деятельность гражданских судов и состоящих при них вспомогательных органов в 4-х указанных направлениях, образует гражданско-процессуальное право, а наука, занимающаяся исследованием этого права, именуется наукой гражданского процесса.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.