Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Направления антимонопольной политики.






Антимонопольное регулирование включает в себя два направления:

Первое " структурное" направление связано с регулированием структуры отрасли с целью препятствия возникновению или усилению доминирующего положения хозяйствующего субъекта.

Второе " функциональное" направление связано с содействием развитию конкуренции на товарных рынках, с запрещением действий хозяйствующих субъектов, направленных на ограничение конкуренции, ущемление интересов конкурентов или потребителей продукции.

В рамках первого - структурного направления антимонопольной политики проводится контроль деятельности фирм, занимающих доминирующее положение на рынке. По Российскому законодательству доминирующим на рынке признается фирма, если ее доля на рынке превышает 50 %. Такие фирмы заносятся в реестр монополистов. Фирмы, включенные в реестр:

· должны декларировать увеличение или снижение цены и объемов производства;

· не могут необоснованно уменьшать объем продаж на данный рынок.

Также антимонопольные органы осуществляют контроль слияний и поглощений фирм: если объединяются несколько фирм, совокупная доля которых на рынке позволяет занять будущей фирме доминирующее положение на рынке, то антимонопольные органы вправе запретить подобное слияние.

Для пресечения деятельности монополиста антимонопольный комитет может применить принудительное разукрупнение фирм.

Также проводится политика поощрения развития предпринимательства: создание условий, обеспечивающих выход на рынок новых товаров, в том числе за счет импорта.

В рамках второго - функционального направления антимонопольного регулирования запрещаются действия фирм, направленных на ограничение конкуренции, например, изъятие фирмой товаров из обращения с целью создания дефицита, или повышения цен; необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями; установление монопольно высоких или низких (демпинговых) цен и т.д.

Также применяется контроль деятельности фирм, использующих рычаги нечестной конкуренции, такие как: препятствия для вхождения новых фирм на рынок, искажение информации о товаре, некорректное сравнение товаров конкурирующих фирм, незаконное использование интеллектуальной собственности и т.д.). При обнаружении недобросовестной конкуренции дело передается в суд.

Антимонопольная политика России осуществляется с учетом как мирового опыта антимонопольного регулирования, так и особенностей развития экономики России.

В наследство от бывшего Советского союза России досталась высокомонополизи-рованная экономика. Предприятия, входившие во всеобъемлющую систему монополизма административно-командной экономики, в большинстве своем были недостаточно эффективны, производственные фонды - изношены; полноценной конкуренции в российской экономике не существовало. Многие крупные российские предприятия до сих пор недостаточно эффективны, они сами нуждаются в государственной поддержке. В этих условиях антимонопольный комитет не может выдвигать каких-либо дополнительных требований к их деятельности, ухудшая их и без того тяжелое экономическое положение.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.