Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика Мюнстерберга






Методика направлена на определение избирательности внимания. Рекомендуется для использования при профотборе на специальности, требующие хорошей избирательности и концентрации внимания, а также высокой помехоустойчивости.

Инструкция: Среди буквенного текста имеются слова. Ваша задача, как можно быстрее считывая текст, подчеркнуть эти слова.

Пример: рюклбюс радость уфркнп

Время работы ‑ 2 мин.

Методика применяется как в группе, так и индивидуально. Оценивается количество выделенных слов и количество ошибок (пропущенные и неправильно выделенные слова).

Стимульный материал

бсолнцевтргщоцэрайонзгучновосгьъхэьршфакгьуэкзаметрочягщ

шщкпрокугурорсеабетеорияемтоджебьамхоккейтроицафцуйгахт

телевизорболджщзхюэлщьбпамятьшогхеюжипдргщхщнздвосприятие

йиуксндшизхьвафыпролдблюбовьабгфырплослдспектакльячсинтьбюн

бюерадостьвуфциеждлоррпнародшалдьхэшщгиернкуыфйшрепортажэк

ждорлафывюсбьконкурсйфнянчыувскапрлличностьзжэьеюдщглоджин

эрпплаваниеедтлжэзбьтрдшжнпркывкомедиящлдкуйфотчаяниейфрлнь

ячвтлджэхъгфтасенлабораториягшдщнруцтргшчтлроснованиезхжьб

щдэркентаопрукгвсмтрпсихиатриябплмстчьйфясмтщзайэъягнзхтм

Фамилия испытуемого _________________________________________

 

9. Методика «расстановка чисел»

Методика предназначена для оценки произвольного внимания. Рекомендуется использовать при профотборе на специальности, требующие хорошего развития функции внимания.

Инструкция: В течение 2 минут Вы должны расставить в свободных клетках бланка для заполнения в возрастающем порядке числа, которые расположены в случайном порядке в 25 клетках квадрата бланка стимульного материала.

Стимульный материал Бланк для заполнения

                     
                     
                     
                     
                     

Числа записываются построчно, никаких отметок в левом квадрате делать нельзя.

Оценка производится по количеству правильно записанных чисел. Средняя норма ‑ 22 числа и выше.

Методика удобна при групповом обследовании. Групповое обследование рекомендуется проводить в присутствии экспериментатора.

 

Тема №2 «Ощущение. Восприятие»

1. Тест «Волшебный мешочек»

Тест для детей от 3—10 лет

(Осязательное различение формы и качества материалов, из которых сделаны предметы.)

Ребенку предлагается, опустив руку в непрозрачный пакет или мешочек, не глядя, на ощупь определить форму и материал, из которого сделаны спрятанные там предметы. Для детей 3—5 лет необходимо иметь два одинаковых набора мелких предметов. Предметы одного набора открыто располагаются перед ребенком, другого — опускаются в мешок. Ощупав предмет, ребенок указывает такой же среди лежащих перед ним. Затем вынимает выбранный в мешке предмет и сравнивает их. Для старших детей достаточно свободного называния отгадываемого предмета.

Возможный набор предметов для младших детей.

Бусинка — стекло, ключ — металл, карандаш — дерево.

Клубок ниток — шерсть; пузырек — стекло, ластик — резина..

Колпачок от ручки — пластик; камешек — камень; мелок — мел.

Возможный набор объектов для старших детей может включать также различные мелкие предметы из бумаги или фольги (например, смятый из них шарик), мыла, голоша или бархата (помпон от шапки или хвостик от мягкой игрушки), картона, фанеры (спичечный коробок), линолеума (кусочки геометрической формы), щетины (кисточки), глины (кафель), губки, железной сетки, пружинок (из шариковой ручки с упором), пластилина, ваты и т. д.

Для различения формы хорошо использовать не только бытовые предметы или игрушки, но и объемные фигуры из детских строительных наборов (кубики, многоугольные пирамиды и конусы — полные и усеченные, цилиндры, параллелепипеды, полусферы и их сегменты). В этом случае дети должны иметь перед глазами зрительную опору в виде объемных рисунков угадываемых фигур или их натуральных копий из дублирующего набора, т. к. дети могут не знать названий стереометрических фигур.

В связи с отсутствием возрастных нормативов для выполнения этих заданий можно лишь отметить, что малышам легче узнать знакомый предмет по его форме, чем определить, из чего он сделан. Всем детям труднее опознавать абстрактные объемные фигуры, чем знакомые предметы, имеющие характерные детали своего рельефа. Крупные предметы, которые нельзя охватить всей ладонью, распознать сложнее, чем мелкие.

Дети могут выполнять задание разными руками. Это позволяет определить ведущую руку для процесса осязательного распознавания (т. е. руку, которой испытуемые делают меньше ошибок). Для этого надо иметь два разных набора аналогичных предметов и объемных фигур, сделанных из одних материалов.

2. Тест «Горячий—холодный»

Для детей 3—7-ми лет

(Различение температурных качеств объектов.)

Детям 3—4-х лет предлагается сравнить между собой пары объектов, различающихся по температуре, поочередно прикасаясь к ним пальцами руки. При сравнении температуры объектов дотрагиваться до них можно неоднократно, но долго держать руку на одной чашке нельзя, так как кожа при этом быстро нагревается или охлаждается, искажая следующие ощущения. Таким способом детям 5—7-ми

лет необходимо сравнить по три—пять пар объектов и упорядочить их по мере возрастания температуры. Например, сравнивая одинаковые чашки с горячей, теплой, прохладной и холодной водой. Чашки наполняют водой наполовину. Горячую чашку (безопасной температуры, не кипяток!) дети не двигают, а перемещают относительно нее другие чашки, либо это делают по их указанию взрослые, после того как дети, дотронувшись до чашек, определят их температуру.

Инструкция (для детей 3-х лет): Взрослый говорит: «Скажи, какая из этих чашек холодная/горячая (или теплая/прохладная)?»

(для детей 4-х лет): «Какая из этих чашек холоднее/горячее (или теплее/прохладнее)?»

(для детей 5— 7-ми лет): «Расставь чашки по порядку: от самой холодной/прохладной до самой горячей/теплой»

Объекты для сравнения:

1. Холодный и горячий (чашки с горячей и холодной водой).

2. Горячий и теплый (здесь и далее— чашки с водой).

3. Холодный и прохладный.

4. Прохладный и теплый.

5. Теплый, холодный, прохладный.

6. Теплый, прохладный, горячий.

7. Горячий, прохладный, теплый, холодный.

8. Холодный, прохладный, очень холодный (вода со льдом из морозильника).

9. Прохладный, горячий, теплый, нейтральный (комнатной температуры).

10. Холодный, горячий, теплый, прохладный, очень холодный.

11. Теплый, нейтральный, прохладный, горячий, холодный.

Нормативы. Дети 3—4-х лет справляются с четырьмя первыми заданиями, дети 5 лет — с пятью—шестью. Дети 6—7-ми лет могут упорядочивать с разной успешностью 4—5 объектов (задания 7—11).

Можно выполнять задание разными руками, определяя преимущество какой-либо из них по этому виду чувствительности.

Тест «Вкус и запах»

«Вкус»

Детям предлагается для сравнения бесцветные прозрачные водные растворы безвредных веществ разного вкуса, налитые в одинаковые чашки. Дети 3-х лет должны. по очереди установить 4 разных вкуса жидкостей, налитых в четыре одинаковые чашки: сладкий, соленый, кислый и горький. Детям 4-х лет — сравнить жидкости одного вкуса, но разной интенсивности (для этого проводятся 4 серии испытаний (по одной для каждого вида вкуса воды: сладкой, кислой, горькой и соленой воды.). Детям 5—7 лет необходимо упорядочить 3—5 чашек с водным раствором одного вкуса, но разной степени его выраженности (сначала горького, потом сладкого, затем кислого и соленого.).

Растворы из чашек следует набирать чайной ложкой, не больше четверти ее объема. Для приготовления растворов можно использовать сахар, сок лимона, красный молотый перец и соль. Концентрация вкусовых веществ должна быть разумной, чтобы не навредить здоровью ребенка.

Между разными пробами следует прополаскивать рот обычной кипяченой водой, чтобы устранить послевкусие. Допускается повторение проб, если ребенок затрудняется с ответом в первых пробах.

Инструкция (для детей 3-х лет): Ребенку говорят: «Скажи, какого вкуса эта вода (сладкая, кислая, соленая, горькая или обычная)?»

(для детей 4-х лет): «В какой чашке вода слаще (кислее, горче (более горькая), солонее (более соленая))?».

Вода в чашках:

1. Сладкая и слабо сладкая; едва сладкая и слабо сладкая; обычная и едва сладкая, едва сладкая и сладкая.

2. Слабо кислая и кислая; обычная и едва кислая; едва кислая и слабо кислая; едва кислая и кислая.

3. Едва соленая и слабо соленая; слабо соленая и соленая, обычная и едва соленая; едва соленая и соленая.

4. Обычная и едва горькая; едва горькая и горькая.

Инструкция (для детей 5— 7-ми лет): «Расставь чашки по порядку так, чтобы вкус воды в них становился все меньше и меньше сладким (кислым, соленым, горьким)».

Например, вода в чашках:

1. Горькая, слабо горькая, едва горькая;

2. Очень кислая, кислая, едва кислая, слабо кислая;

3. Слабо соленая, обычная, очень соленая, едва соленая, соленая;

4. Сладкая, слабо сладкая, очень сладкая, обычная, едва сладкая.

Дополнительная серия (более сложная). Для школьников. Серия включает определение смешанных вкусов воды: кисло-сладкой, кисло-соленой, горько-соленой, сладкогорькой воды, горько-кислой, сладко-соленой.

Нормативы. Предложенные для детей 3—4 лет задания доступны для выполнения в этом возрасте. Дети 5—7 лет способны упорядочивать по интенсивности вкуса минимум по три объекта каждого вида вкуса.

«Запах»

Детям, не страдающим аллергией, предлагается определить характер запаха различных объектов, не видя их (с закрытыми глазами). Всего различают шесть групп запахов: цветочные (душистые), фруктовые (сладкие, кислые и т. д.) пряные (острый и душистый перец, мята, укроп, тмин, чеснок и т. д.), смолистые (терпкие), горелые (подгоревшей еды, дыма), гнилостные (неприятные, затхлые, запахи плесени и т. д.).

Для этого задания нормативы не разработаны. Главное здесь — чтобы ребенок (3—4-х лет) мог отгадать предлагаемый объект по запаху, например: огурец, редька, яблоко, апельсин, подсолнечное масло, хлеб, мак, лимон, перец, варенье, кофе, кипяченое и погоревшее молоко и т. д. Затем детям 5 лет надо определить более сильный из двух одинаковых запахов. Для уменьшения интенсивности запаха одного из двух объектов сравнения его следует просто предъявлять на более далеком расстоянии от ребенка или давать понюхать пустую чашку, в которой только что лежал нужный объект. И наконец, детям необходимо отнести исследуемые запахи к одному из четырех-пяти видов запаха: цветочному, фруктовому, горелому (или гнилостному) и пряному (для детей 6—7-ми лет).

Выполнение этих заданий в качестве развивающих игр, безусловно, полезно для развития базовых познавательных способностей ребенка, для обогащения чувственной палитры его образов. Кроме того, образы являются исходным материалом развития мышления.

4. Тест «Шумы»

Для детей 3—7-ми лет (Проверка слухового различения качества звуков.)

Задание 1. Ребенку предлагают ряд картинок и запись различных звуков для прослушивания. При этом он должен показывать, какие из предложенных ему картинок связаны с теми звуками, которые будет слышать: плач ребенка, шуршание газеты, звуки капающей из крана воды, кваканье лягушки и др.

Задание 2 Можно несколько видоизменить тест «Шумы» и провести его более простым способом. Предъявите ребенку рисунок 1 и сообщите ему следующую инструкцию: «Сейчас я встану за твоей спиной, чтобы не было видно, что я делаю, и воспроизведу какой-нибудь звук. После этого ты попробуешь показать на этом рисунке картинку, связанную с услышанным звуком».

Для детей 3—4-х лет можно воспроизвести поочередно такие звуки: 1)цоканье языком; 2) звяканье двух металлических ключей; 3) шуршание бумаги, 4) хлопанье в ладоши; 5) звон двух стукнувшихся чашек; 6) шмыганье носом.

Вслед за каждым звуком ребенок показывает угаданную картинку, на которой изображен предмет, издающих услышанный звук. Это задание по силам детям 3—4-х лет.

 

Рис. 1

С детьми 5— 7-ми лет тот же самый тест проводится без зрительной опоры. Детям предлагают прослушать и отгадать следующие звуки:

1) скрипит дверь;

2) шелестят и хлопают по воздуху страницы тетради, которой помахивают как веером,

3) стучат по столу карандашом,

4) водят ногтем по стеклу,

5) шаркают ногой по полу,

6) раздается звук поцелуя,

7) ударяют кулаком по мягкой подушке,

8) ложка скребет по дну тарелки,

9) щелкают пальцами,

10) прихлебывают из чашки воду.

Успешность выполнения этого теста определяется по указанной выше формуле.

В качестве развивающей игры можно выполнять с детьми подобные задания, всякий раз вводя новые звуки.

5. Тест «Ритмы»

Для детей 5—9 лет

(Проверка различения звуковых ритмов: последовательности разных по длительности звуков и пауз.)

Взрослый выстукивает карандашом по столу различные ритмические серии из нескольких звуков и пауз — от 3-х до 6 звуков в каждом задании.

Оценки. Дети 5 лет могут допускать ошибки в этом задании, особенно в последней серии. Задание не должно представлять трудностей для детей начиная с шестилетнего возраста. Многочисленные ошибки, отмеченные по этому тесту у более старших детей, могут указывать на вероятность проявления у них специфических расстройств чтения.

 

Тема № 3. «Память»

1. Методика " Определение типа памяти"

Цель: определение преобладающего типа памяти.

Оборудование: четыре ряда слов, записанных на отдельных карточках; секундомер.

Для запоминания на слух: машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля, попугай.
Для запоминания при зрительном восприятии: самолет, груша, ручка, зима, свеча, поле, молния, орех, сковородка, утка.
Для запоминания при моторно-слуховом восприятии: пароход, слива, линейка, лето, абажур, река, гром, ягода, тарелка, гусь.
Для запоминания при комбинированном восприятии: поезд, вишня, тетрадь, осень, торшер, поляна, гроза, гриб, чашка, курица.

Порядок исследования. Ученику сообщают, что ему будет прочитан ряд слов, которые он должен постараться запомнить и по команде экспериментатора записать. Читается первый ряд слов. Интервал между словами при чтении - 3 секунды; записывать их ученик должен после 10-секундного перерыва после окончания чтения всего ряда; затем отдых 10 минут.

Предложите ученику про себя прочитать слова второго ряда, которые экспонируются в течении одной минуты, и записать те, которые он сумел запомнить. Отдых 10 минут.

Экспериментатор читает ученику слова третьего ряда, а испытуемый шепотом повторяет каждое из них и " записывает" в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут.

Экспериментатор показывает ученику слова четвертого ряда, читает их ему. Испытуемый повторяет каждое слово шепотом, " записывает" в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут.

Обработка и анализ результатов. О преобладающем типе памяти испытуемо a го можно сделать вывод, подсчитав коэффициент типа памяти (С). C =, где а - 10 количество правильно воспроизведенных слов.

Тип памяти определяется по тому, в каком из рядов было большее воспроизведение слов. Чем ближе коэффициент типа памяти к единице, тем лучше развит у испытуемого данный тип памяти.

2. Методика " Изучение логической и механической памяти"

Цель: исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.

Оборудование: два ряда слов (в первом ряду между словами существует смысловая связь, во втором ряду отсутствует), секундомер.

Первый ряд: Второй ряд:
кукла – играть курица – яйцо ножницы – резать лошадь – сани книга – учитель бабочка – муха снег – зима лампа – вечер щетка – зубы корова – молоко жук – кресло компас – клей колокольчик – стрела синица – сестра лейка – трамвай ботинки – самовар спичка – графин шляпа – пчела рыба – пожар пила – яичница

Порядок исследования. Ученику сообщают, что будут прочитаны пары слов, которые он должен запомнить. Экспериментатор читает испытуемому десять пар слов первого ряда (интер вал между парой - пять секунд).

После десятисекундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом десять секунд), а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой половины ряда.

Аналогичная работа проводится со словами второго ряда.
Обработка и анализ результатов. Результаты исследования заносятся в следующую таблицу.

Таблица 2

Объем смысловой и механической памяти

Объем смысловой памяти Объем механической памяти
Количество слов первого ряда (А) Количество запомнив- шихся слов (В) Коэффициент смысловой памяти C=B/A Количество слов второго ряда (А) Количество запомнив- шихся слов (В) Коэффициент механической памяти C=B/A
           

 

3.Диагностика культурной памяти.

а) Подготовительный этап.

Для того, чтобы осуществить проверку уровня развития опосредованной памяти ребенка, необходимо вырезать 30 картинок, которые находятся в приложении.

Перечень необходимых картинок:

диван, гриб, стол, ветка, самолет, карта, корова, умывальник, земляника, ручка, щетки, лопата, машина, дерево, цветок, тетрадь, хлеб, трамвай, лейка, столб, дом, ключ, окно, стакан, кровать, лодка, поле, кот, лампа, картина.

б) Диагностический этап.

После того, как все 30 картинок будут подготовлены, их необходимо разложить на столе перед ребенком.

Инструкция испытуемому:

«Сейчас я буду тебе называть слова. Ты должен постараться их запомнить. Для того, чтобы тебе было легче запоминать, можешь к каждому слову подобрать картинку, которая тебе поможет это слово запомнить».

Перечень слов:

дождь, собрание, пожар, день, драка, театр, небо, ошибка, сила, встреча, ответ, горе, праздник, сосед, труд.

После того, как ребенок к каждому слову подберет картинку, можно начать проверку результатов. Воспроизведение должно осуществляться следующим образом. Вы показываете ребенку (по одной) каждую из отложенных им карточек и просите вспомнить слово, которое он с помощью этой карточки запоминал.

Оценка результатов:

Если количество правильно названных слов равняется 12 и более, то это говорит о хорошей культурной памяти младшего школьника.

Если количество правильно названных слов 9-11- продуктивность культурной памяти средняя.

Если же ребенок назвал 8 слов и менее, то продуктивность культурной памяти ниже среднего.

4. Определение объема кратковременной зрительной памяти
Ребенку поочередно предлагают каждый из следующих двух рисунков (рис. 1 А, Б). После предъявления каждой части рисунка, А и Б, ребенок получает трафаретную рамку (рис. 2 А, Б) с просьбой нарисовать на ней все линии, которые он видел и за­помнил на каждой части рис.1. По результатам двух опытов устанавливается среднее количество линий, которое он воспро­извел по памяти правильно.
Правильно воспроизведенной считается линия, длина и ори­ентация которой не намного отличаются от длины и ориентации соответствующей линии на исходном рисунке (отклонение на­чала и конца линии не более чем на одну клетку, при сохранении угла ее наклона).
Полученный показатель, равный числу правильно воспро­изведенных линий, рассматривается как объем зрительной памяти.

5. Оценка оперативной зрительной памяти
Этот вид памяти характеризуется тем, насколько долго чело­век может хранить и использовать в процессе решения задачи ту информацию, которая необходима для поиска правильного ре­шения. Время удержания информации в оперативной памяти служит ее основным показателем. В качестве дополнительной характеристики оперативной памяти можно использовать коли­чество ошибок, допускаемых ребенком во время решения зада­чи (имеются в виду такие ошибки, которые связаны с несохра­нением в памяти нужной для решения задачи информации).
Оперативную зрительную память ребенка и ее показатели можно определить при помощи следующей процедуры. Ребенку последовательно, на 15 сек. каждая, предлагаются карточки-за­дания, представленные в виде шести по-разному заштрихован­ных треугольников на рис.3. После просмотра очередной кар­точки она убирается и вместо нее предлагается матрица, вклю­чающая 24 разных треугольника (рис.4), среди которых нахо­дятся и те шесть треугольников, которые ребенок только что ви­дел на отдельной карточке. Задание заключается в том, чтобы отыскать и правильно указать в матрице все шесть изображен­ных на отдельной карточке треугольников.
Показателем развитости зрительной оперативной памяти яв­ляется частное от деления времени решения задачи в мин. на чис­ло ошибок, допущенных в процессе решения, плюс единица.
Ошибками считаются неправильно указанные в матрице тре­угольники или те из них, которые ребенок не смог по какой-либо причине найти.
Практически для получения этого показателя поступают сле­дующим образом. По всем четырем карточкам определяется ко­личество правильно найденных на матрице треугольников и их общая сумма делится на 4. Это и будет среднее число правильно указанных треугольников. Данное число затем вычитается из 6, и полученный результат рассматривается как среднее количест­во допущенных ошибок.
Затем определяют среднее время работы ребенка над заданием, которое в свою очередь получается путем деления общего суммарно­го времени работы ребенка над всеми четырьмя карточками на 4.
Момент окончания времени работы ребенка над поиском тре­угольников в общей матрице определяется экспериментатором при помощи вопроса к ребенку: «Ты уже все сделал, что мог?» Как только ребенок утвердительно ответит на данный вопрос и практически прекратит поиск треугольников в матрице, счита­ется, что он завершил свою работу. Деление среднего времени работы ребенка над поиском на матрице шести треугольников на количество допущенных ошибок позволяет, наконец, полу­чить искомый показатель.
Для того чтобы ускорить процесс добывания информации о том, правильно или неправильно ребенок отыскал в матрице нуж­ные треугольники, рекомендуется воспользоваться их иденти­фикацией по номерам, которые стоят в левом нижнем углу под каждым из треугольников в матрице на рис.4. Так, например, первому набору из шести треугольников (номер набора обозна­чен римской цифрой, расположенной под ним на рис.3) в мат­рице соответствуют треугольники со следующими номерами: 1, 3, 8, 12, 14, 16; второму набору — 2, 7, 15, 18, 19, 21; третьему на­бору - 4, 6, 10, 11, 17, 24; четвертому набору - 5, 9, 13, 20, 22, 23.

6. Методика " Оперативная память".

Методика применяется для изучения уровня развития кратковременной памяти.

Испытуемому вручается бланк, после чего экспериментатор дает следующую инструкцию.

Инструкция: " Я буду зачитывать числа - 10 рядов из 5 чисел в каждом (количество рядов, используемых в методике, варьируется от 5 рядов по 4 числа в каждом до максимального с учетом возрастных особенностей). Ваша задача - запомнить эти числа (5 или 4) в том порядке, в котором они прочтены, а затем в уме сложить первое число со вторым, второе с третьим, третье с четвертым, четвертое с пятым, а полученные четыре суммы записать в соответствующей строке бланка. Например: 6, 2, 1, 4, 2 (записывается на доске или бумаге). Складываем 6 и 2 - получается 8 (записывается); 2 и 1 - получается 3 (записывается); 1 и 4 - получается 5 (записывается); 4 и 2 - получается 6 (записывается)". Если у испытуемого есть вопросы, экспериментатор должен ответить на них и приступить к выполнению теста. Интервал между зачтением рядов - 25-15 секунд, в зависимости от возраста.

Тестовый материал:

Подсчитывается число правильно найденных сумм (максимальное их количество - 40). С учетом возрастных особенностей используются следующие нормы:

6-7 лет - 10 сумм и выше
8-9 лет - 15 сумм и выше
10-12 лет - 20 сумм и выше

Методика удобна для группового тестирования. Процедура тестирования занимает мало времени - 4-5 мин. Для получения более надежного показателя оперативной памяти тестирование можно через некоторое время повторить, используя другие ряды чисел.

7. Методика " Долговременная память".

Экспериментальный материал состоит из следующего задания.
Экспериментатор сообщает: " Сейчас прочитаю вам ряд слов, а вы постараетесь их запомнить. Приготовились, слушайте внимательно:

стол, мыло, человек, вилка, книга, пальто, топор, стул, тетрадь, молоко ".

Ряд слов зачитывается несколько раз, чтобы дети запомнили. Проверка происходит через 7-10 дней. Коэффициент долговременной памяти высчитывается по следующей формуле:

где А - общее количество слов,
В - количество запомнившихся слов,
С - коэффициент долговременной памяти.

Результаты интерпретируются следующим образом:

75-100% - высокий уровень;
50-75% - средний уровень;
30-50% - низкий уровень;
ниже 30% - очень низкий уровень.


8.Методика " Запомни пару".

Исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.
Необходимый материал: два ряда слов. В первом ряду между словами существуют смысловые связи во втором ряду они отсутствуют.

Ход выполнения задания. Экспериментатор читает испытуемому(ым) 10 пар слов исследуемого ряда (интервал между парой - 5 секунд). После 10-секундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом 10 секунд), а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой половины ряда.

Обработка данных задания. Результаты опыта записываются в таблицу:

II Раздел «Стимульный материал»

Тема № 1 «Внимание»

1. Упражнение " Следи за своей речью".

В двадцатые годы прошлого столетия была очень популярна такая игра на внимание. Ведущий говорит: " Барыня купила туалет. В туалете 100 рублей, что хотите, то купите, ''да'' и ''нет'' не говорите, черное и белое не покупать". И начинает задавать каверзные вопросы, пытаясь " вырвать" у отвечающего запрещенные слова.

- Вы хотите купить черное платье?
- Я хочу купить зеленое платье.
- А разве зеленое вам к лицу?
- Мне просто нравится зеленый бархат.
- Это будет бальное платье?
- Бальное.
- Ваше зеленое платье должно быть длинным?
- Да(!).
Проигрыш. Надо было, например, сказать " Разумеется".

Это игра, с одной стороны, на выработку умения задавать психологически сложные, " градом сыплющиеся" вопросы, отвлекая тем самым внимание отвечающего на обдумывание сложного ответа от не использования запрещенных слов, а с другой стороны, на развитие внимания у отвечающего на вопросы.

Можно просто договориться, какие слова или части речи нельзя говорить и после этого задавать самые разные вопросы. Вопросов должно быть много. Это откровенная проверка внимания.

Например, такие:

Вы сегодня завтракали? Ваша прическа вам нравится?
Вы сегодня не опоздали на занятия? Вы левша? Кино вы любите?
Какие цветы вам нравятся, а какие не нравятся? Почему?


2. Упражнение " Запрещенная буква".

В этой игре каждому придется следить за самим собой, чтобы не проговориться.
А проговориться не мудрено, как мы в этом сейчас убедимся.

Одного из участников игры назначают водящим. Поочередно обращаясь к играющим, водящий каждому задает какой-нибудь несложный вопрос, требуя на него немедленного ответа. Например: " Сколько тебе лет? ", " С кем ты сидишь за партой? ", " Какое ты любишь варенье? " и т. п. Тот, к кому обращен вопрос, должен тотчас же дать любой ответ, но не употребляя в своей фразе буквы, которая по уговору объявлена запрещенной. Предположим, что запрещенной объявлена буква " А".

Разумеется, водящий постарается подыскать каверзные вопросы, отвечая на которые обойтись без буквы " А" было бы затруднительно. " Как тебя зовут? " А спросит он, скажем, товарища, которого зовут Ваня. Ясно, что тот не может назвать своего имени. Придется ему отделаться шуткой. " Не могу вспомнить! " - ответит он, находчиво обходя приготовленную для него ловушку. Тогда водящий с таким же неожиданным вопросом обратится к другому участнику игры.

Игра ведется в быстром темпе, долго раздумывать не разрешается. Замешкался, не ответил сразу или же, растерявшись, употребил в своем ответе запрещенную букву, становись на место водящего и задавай вопросы. Победителями мы будем считать тех, кто ни разу не попал в ловушку и давал быстрые, находчивые ответы.

Как вариант игры - условием может быть непроговаривание запрещенной буквы, т.е. ее надо замещать в словах на любую другую.

3. Упражнение " Скрытая подсказка".

В этой игре разрешается подсказывать, хотя и не совсем обычным способом.

Выбираем водящего и объявляем его отгадчиком. Попросим отгадчика на минутку уйти из комнаты или отойти в сторонку. Тем временем загадаем какое-нибудь слово. Это должно быть имя существительное единственного числа, состоящее из четырех-пяти букв, причем все буквы в нем должны быть разные, например " стол", " комар", " доска", " парус" и т. п. Таких слов множество, подбирать их долго не придется.

Задача водящего - отгадать задуманное нами слово. Так как это трудно, то придется ему помочь, то есть кое-что подсказать, но, разумеется, не прямо, а каким-нибудь косвенным путем, полагаясь на его сообразительность и внимание.

Предположим, что загаданное слово " комар". Отгадчику оно неизвестно.

- Прошу подсказать первую букву, - обращается он к играющим.

Это его право - требовать подсказку, причем подсказывать могут три любых участника игры, каждый по-своему.

Первая буква загаданного слова " К".

Как же подсказать ее, прямо не называя?

Делается это таким образом. Трое играющих поочередно произносят по одному какому-нибудь слову, односложному или двухсложному, в состав которого входит буква " К". Допустим, один назовет слово " компас", другой - " сурок", третий - " капля".

Во всех трех словах повторяется буква " К".

Отгадчик выделит эту букву и запомнит ее.

- Давайте вторую букву! - требует он.

Трое других играющих подскажут ему вторую букву, скажем, такими словами: " урок", " слон", " крот". Выделив трижды повторяемую в них букву" О", отгадчик постарается ее также запомнить.

Если отгадчик будет внимателен и не запутается в наших подсказках, то мы предоставим ему право самому назначить нового водящего, чтобы продолжить игру. А если не отгадает задуманного нами слова, мы снова заставим его водить: пусть еще потренирует свое внимание.


4. Упражнение " Спрятанное слово".

В играх часто ищут спрятанный предмет.

Но прятать и отыскивать можно не только предметы. В игре, с которой мы сейчас познакомимся, искать придется спрятанные слова. А прятать их мы будем среди других слов.

В такой игре зоркость глаза и наблюдательность уже не помогут, понадобятся другие качества: сосредоточенность, внимание и находчивость. Начинается игра, как обычно, с выбора водящего. Мы будем " прятать" слова, он будет их " отыскивать".

Попросим водящего на некоторое время уйти из комнаты и загадаем какую-нибудь известную пословицу или строчку из всем знакомого стихотворения. Допустим, мы решили спрятать пословицу " Язык до Киева доведет". Разобьем этот текст на части: " язык", " до Киева", " доведет". Для чего нужна такая разбивка, станет понятным из дальнейшего описания игры.

Возвращается водящий. Ему докладывают, что " спрятана" пословица и что он, приступая к ее поискам, может задать три любых вопроса трем любым участникам игры. Водящий поймет, что текст загаданной пословицы разделен на три части и что первый, к кому обратится он с вопросом, должен вставить в свою ответную фразу первую часть загаданного текста, второй - вторую часть текста и третий - последнюю часть текста.

Посмотрим, как это получится.

" Что ты видел сегодня во сне? " - предположим, спросит водящий одного из участников игры. Тому нужно ввести в свои ответ первую часть загаданного текста - слово " язык", но так, чтобы получше спрятать его среди других слов. Он может сказать: " Видел во сне, что я приехал в чужой город, зашел в столовую, и там мне подали такое блюдо, что и название его невозможно выговорить: язык сломаешь". " Где растут лимоны? " - допустим, спросит водящий другого. Тот может отделаться шуткой: " В теплых странах и в саду у моего дедушки: он живет в колхозе, двадцать километров не доезжая до Киева".

Фраза как будто и гладкая, но слова " до Киева", быть может, заставят водящего насторожиться и взять их на заметку. На последний вопрос, каким бы он ни был, можно дать уклончивый ответ: " Не будь таким любопытным, это до добра не доведет". А теперь пусть водящий догадается, какая пословица нами загадана.

5. Игра " Что изменилось? ".

Игра проводится так. Мелкие предметы (ластик, карандаш, блокнот, спичка и т. п. в количестве 10-15 штук) раскладывают на столе и накрывают газетой. Кто первый желает проверить свою наблюдательность, пожалуйста, просим к столу! Ему предлагают в течение 30 секунд (считают до 30) ознакомиться с расположением предметов; потом он должен повернуться спиной к столу, а в это время три или четыре предмета перекладывают на другие места. Снова 30 секунд дается на осмотр предметов, после чего опять накрывают их газетным листом. Теперь спросим играющего: что изменилось в расположении предметов, какие из них были переложены?

Не думайте, что ответить на этот вопрос всегда будет легко! Ответы оцениваются в очках. За каждый правильно указанный предмет играющему засчитывается в выигрыш 1 очко, но зато и за каждую ошибку 1 очко снимается из числа выигранных. Ошибкой считается, когда назван предмет, который не перекладывался на другое место.

Перемешаем свою " коллекцию", разложив предметы в другом порядке, и позовем к столу другого участника игры. Так один за другим пройдут испытание все участники команды.

Условия игры для всех должны быть одинаковые: если для первого играющего меняли местами четыре предмета, то и для остальных перекладывают столько же.

В этом случае лучший результат - 4 выигранных очка. Всех, кто пройдет испытание с таким результатом, будем считать победителями в игре.

6. Упражнение " Все помню" (развитие внимания и памяти).

Эту веселую игру можно провести вдвоем, втроем и даже вчетвером, состязаясь в умении запоминать слова в заданном порядке.

За соблюдением этого условия следит судья, который по ходу игры ведет контрольный листок, записывая названные игроками слова. Слова подбираются на определенную тему, как, например, названия городов, названия растений или животных. Допустим, что тема игры - названия городов. Конечно, города лучше называть общеизвестные, их легче запомнить.

Итак, начинаем игру. Участники состязания садятся в кружок.

- Тула, - говорит один. Судья тотчас же записывает это слово в контрольный листок.

Второй игрок, повторяя названный город, добавляет к нему название другого города:

- Тула, Полтава.

- Тула, Полтава, Омск, - объявляет третий.

Если играют трое, то очередь переходит снова к первому. Он должен пополнить перечень городов еще одним названием. Например.

- Тула, Полтава, Омск, Владивосток.

Так, каждый раз прибавляя по одному городу, играющие в свой очередной ход должны повторять все названные раньше города, упоминая их в том же порядке и не пропуская ни одного.

Вначале это дается сравнительно легко, но когда перечень названий перешагнет за десяток, поневоле начнешь запинаться. А судья, приписывая в свой контрольный листок каждое вновь добавленное слово, зорко следит, не пропустит ли кто-нибудь хоть одно из них.

Допустивший ошибку выбывает из игры.

Оставшиеся продолжают состязание, пока кто-нибудь из них не окажется победителем.

Разделите всех желающих принять участие в этой игре на тройки. В каждой тройке кто-то станет победителем. А потом устройте финальную встречу победителей на звание чемпиона в этой интересной игре.


7. Где чей домик?

Игра для развития устойчивости внимания. Предложите ребенку рисунок с изображением семи разных зверюшек, каждая из которых спешит в свой домик. Линии соединяют животных с их домиками. Нужно определить, где чей домик, не проводя карандашом по линиям. Если же задание сложно для малыша, тогда разрешите, но со временем отложите карандаш в сторону.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.