Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Техника тестирования






С


большее распространение получили в старших классах об­щеобразовательной школы и вузах. По своей распространен­ности и многочисленности тесты этого типа занимают одно из первых мест.

Используются некоторые такие тесты для профессиональ­ного отбора (в военные училища и институты, школы ми­лиции и др.). Ведь координированность движений рук, ши­рота поля зрения, цветовая чувствительность, скорость сен-сомоторных реакций, вид памяти (образная, логическая, эмоциональная) и мышления (наглядно-действенное, абст­рактно-логическое) влияют на успешность освоения людь­ми той или иной профессии.

Вопросы, входящие в тест достижений, предполагают знание конкретных фактов, они применяются для оценки успешности овладения знаниями, практическими навыка­ми и умениями, т.е. диагностируют прошлый опыт, достиг­нутый результат, степень усвоения тех или иных дисцип­лин и методов работы. Однако нельзя отрицать и тот факт, что полученный с помощью тестов достижения результат тоже может в определенной степени предсказывать темпы продвижения учащегося в области усвоения конкретной об­ласти знаний или практического навыка, так как имею­щийся на момент тестирования высокий или низкий уро­вень овладения ими отразится на дальнейшем процессе обу­чения. Тесты способностей направлены на выявление предпосылок к тем или иным видам деятельности и помо­гают в выборе наиболее подходящих профессий.

Образцом типичного теста достижения является Стэн-фордский (SAT), разработанный еще в 1923 г. Он неодно­кратно модернизировался и последний его вариант появил­ся в 1973 г. На его примере можно продемонстрировать, как, сочетая отдельные тесты и объединяя их в батареи, можно получать показатели успешности обучения по разным школь­ным предметам, также целостную картину успешности обу­чения за несколько лет. Например, в батарею SAT для уча­щихся 5—6 классов включают следующие субтесты:

1. «Словарь». Основан на изучении словарного запаса с
помощью методики устного предъявления незавершенных
предложений, для которых ребенок должен выбрать наибо­
лее подходящее слово из нескольких, предъявленных на вы­
бор.

2. «Понимание прочитанного». По ответам на систематизи­
рованные вопросы по прочитанному ребенком отрывку про­
зы или стихотворения определяется его умение выделить глав­
ную мысль, скрытый смысл, делать правильные выводы.

Липецкий (областной) БИБЛИОТЕКА г. Липецк, ул. Циолковского, 13 Инв. №

3. «Навыки анализа слов». Ученик должен правильно про­
изнести отдельные буквы и слоги, предъявленные ему ви­
зуально (на карточках), составить слова из слогов.

4. «Математические понятия». Задания позволяют выяс­
нить понимание учеником математических терминов и зна­
ков (дробей, множеств, процентов).

5. «Математические вычисления». Оцениваются умения
выполнять действия с числами.

6. «Применение математики». Субтест содержит типичные
арифметические задачи, задания на измерения, построение
графиков.

7. «Грамотность». Ученик должен найти неправильно на­
писанные слова.

8. «Язык». Демонстрируются разнообразные языковые
умения — правописание прописных букв, формообразова­
ние глаголов и местоимений, построение предложений, пра­
вила пунктуации.

9. «Социальные науки». Выясняются знания основ соци­
альных наук — истории, экономики, политики, социологии.

 

10. «Естественные науки». Субтест позволяет определить
уровень знаний некоторых разделов физики и биологии —
методы и термины.

11. «Понимание прослушанного». Испытуемый отвечает на
вопросы по услышанному сообщению.

При обработке результатов теста достижений в качестве точки отсчета берется статистическая норма. Индивидуаль­ные результаты в ориентированных на норму тестах сопо­ставляются с результатами, полученными в выборке стан­дартизации, при этом в качестве сопоставительных величин используют величины процентной ранговой шкалы. Недо­статком ориентированных на норму тестов являются, во-первых, ориентация только на уровень усвоенного ребенком материала по сравнению с другими детьми, во-вторых, воз­можность предварительного «натаскивания» испытуемого на достижение желаемого результата.

В какой-то степени эти недостатки можно преодолеть пу­тем разработки критериально-ориентированных тестов дос­тижений, которые получили распространение в западных странах в последней четверти XX века. Подобные тесты по­зволяют выявить индивидуальную структуру знаний, уме­ний и навыков, слабые и сильные стороны в усвоении учеб­ной программы конкретным учеником. Это позволяет учи­телю внести необходимые изменения в учебные цели и помочь ученику, испытывающему трудности в обучении, проработать недостаточно усвоенный материал.


Необходимо учитывать, что чрезмерная ориентация учебного процесса в образовательных учреждениях различных ступеней (ДОУ, школа, колледж, вуз) только на результаты педагоги­ческого тестирования не позволяет оценить передовую педаго­гическую практику. Традиционно тесты достижений оценивают компетентности, которые учащиеся могли приобрести, выпол­няя ту или иную учебную работу. Эти компетентности включа­ют стандартные школьные навыки: чтение, письмо, орфогра­фию и счет. Однако для того чтобы успешно освоить любую учебную дисциплину, учащемуся необходимо научиться осу­ществлять эффективный поиск информации, убеждать своих оппонентов, проявлять изобретательность, приобретать перво­начальные организаторские навыки и умение руководить (вос­питывать у себя лидерские качества). Таким образом, если в процессе обучения надо сформировать у учащихся некоторые компетентности, необходимые для исследователя, то осуще­ствить это посредством стандартной батареи тестов достижений невозможно. Для этого требуется использовать, наряду с други­ми, психологические тесты. Они делятся на интеллектуальные, способностей, социально-психологические и личностные.

Интеллектуальные тесты. Предназначены для исследова­ния и качественной оценки уровня интеллектуального раз­вития индивида. Наиболее известные и широко применяе­мые из них:

— тесты Д. Векслера — используются для измерения
уровней развития мышления и отдельных когнитив­
ных процессов (восприятия, внимания, воображения,

памяти и др.);

— Стэнфорд—Бине — включают задания, направленные
на исследование широкого диапазона способностей: от
простого манипулирования до абстрактных рассужде­
ний, дифференцированных по возрастному критерию;

— шкалы умственного развития Бине—Симона;

— шкала когнитивного развития Н. Бейли.

Тесты интеллекта занимают ведущее место в зарубежной психологической диагностике. Первая шкала Бине—Симона появилась еще в 1905 г. Она несколько раз пересматривалась авторами, которые стремились исключить из нее все зада­ния, требующие специального обучения, и расширить воз­раст испытуемых. Показателем интеллекта в шкалах Бине был умственный возраст, который мог превышать или точ­но соответствовать реальному, в ряде случаев — быть зна­чительно ниже его. Умственный возраст определялся по ус­пешности выполнения тестовых заданий, начиная с точно соответствующих возрасту ребенка, до тех пор, пока не вы-


являлся возраст, все задания которого решаются испытуе­мым. Этот возраст назван базовым умственным возрастом.

Одна из редакций шкалы Бине легла в основу научно-исследовательской работы, проведенной в Стэнфордском университете коллективом психологов под руководством Л.М. Термена. Предложенный этими исследователями новый вариант настолько отличался от шкалы Бине, что получил двойное название — шкала Стэнфорд—Бине (1916). Основ­ными отличиями были следующие нововведения:

— использование в качестве показателя коэффициента
интеллектуальности
(IQ), выводящегося из соотно­
шения между реальным и умственным возрастами;

— применение статистического критерия оценки тести­
рования, для чего вводилось понятие статистическая
норма.

Коэффициент IQ рассчитывается по формуле:

В шкале Стэнфорд—Бине средний показатель выполне­ния заданий был равен 100, а средние отклонения индиви­дуальных значений равнялись 16. Это значит, что индиви­дуальные значения показателя коэффициента IQ по тесту, попадавшие в интервал от 84 до 116, считались соответству­ющими возрастной норме.

Введение коэффициента IQ позволило преодолеть суще­ственный недостаток показателя умственного развития, свя­занный с тем, что одинаковая разность между умственным и реальным возрастом имеет различное значение для разных возрастных ступеней.

Статистическая норма стала тем критерием, с которым начали сравнивать индивидуальные тестовые показатели, оценивая их и давая им психологическую интерпретацию. Д. Векслер, исходя из положения о нормальном распреде­лении статистических показателей, предложил всех испы­туемых классифицировать по количественным показателям коэффициента IQ. Такая классификация интеллекта пред­ставлена в таблице.

Тесты способностей. Это методики, диагностирующие уровень развития способностей человека, от которых зави­сят его успешное обучение, профессиональная и творческая деятельность.

Известные на сегодняшний день тесты помогают опреде­лять общие (например, вербальные) и специальные (про-


фессиональные) способности (музыкальные, математиче­ские, спортивные и т.п.). Тесты способностей включают за­дания не только на интеллект, но и на внимание, память, восприятие, общую и тонкую (пальцевую) моторику.

Такие тесты находят чрезвычайно широкое применение. Это связано, во-первых, с тем, что существует необходи­мость ранней диагностики одаренных детей и их своевре­менной ориентации на ту или иную творческую (спортив­ную) деятельность. Во-вторых, традиционные тесты интел­лекта сосредоточены на изучении, в основном, академических способностей. Однако интеллектуальное развитие находится в тесной зависимости от уровня развития ряда специальных способностей. Например, сведения об индивидуальных сен­сорных способностях позволяют понять особенности фор­мирования интеллекта ребенка. В этом случае психолог по­лучает более полную характеристику личности испытуемого и ряд сведений, дополняющих данные о его интеллекте.

Для диагностики моторного развития часто применяется двигательный тест Н.И. Озерецкого (1936). В этот тест входят субтесты на определение следующих моторных способностей: статической и динамической координации, скорости движе­ний и их силы, сопровождающих движений (мимика, дви­жение кистей рук и др.). Эта методика предназначена для изучения моторных движений по возрастным уровням. Она была стадартизирована в США под названием «Шкала мо­торного развития Линкольна—Озерецкого».

Для оценки выполнения большинства моторных тестов требуется специальная аппаратура, однако возможно прове­дение и бланковых тестов.

Моторные функции в норме поддаются быстрой трени­ровке, поэтому даже повторное проведение одной и той же тестовой методики может показать различные результаты,


что существенно усложняет процесс создания высоко на­дежных и валидных тестов.

Тесты диагностики сенсорных способностей, наоборот, отличает достаточно высокая надежность — они изначаль­но применялись для клинического тестирования, направлен­ного на выявление дефектов в развитии сенсорных функ­ций. В психологии изучают сенсорные способности челове­ка во всех модальностях (слуховое и зрительное восприятие, обоняние, тактильная чувствительность и др.), однако стан­дартизированные методы созданы в основном для исследо­вания сохранности слуховой и зрительной функций, кото­рые имеют чрезвычайно важное значение для нормального психического развития человека. Эти тесты различаются в зависимости от того, на измерение каких характеристик восприятия они ориентированы. Например, для измерения слухового восприятия применяются аудиологические ме­тоды диагностики остроты слуха, а также специальные те­сты на различение громкости, высоты, тембра звуков. В ка­честве слуховых раздражителей используют чистые звуки и различные шумы, слоги, слова, текстовые отрывки. Широко известен тест Сишора для изучения музыкальных способностей школьников и взрослых. Он представляет со­бой батарею из шести тестов на различение высоты звука, громкости, ритма, длительности, тембра и на тональную память.

Методики, подобные тесту Сишора, все же не могут дать исчерпывающую характеристику музыкальным способно­стям человека, которые можно отнести к группе профессио­нализированных. К ним же можно отнести художественные, артистические и другие способности, связанные с различ­ными видами творческой деятельности. Поэтому чаще всего диагностика творческих способностей осуществляется путем экспертных оценок (членами приемных комиссий при соот­ветствующих учебных заведениях).

Интересно отметить, что диагностика технических способ­ностей, необходимых для работы с современной техникой, претерпела серьезные изменения. Первоначально испытуемым предлагалось за ограниченное время собрать конструкцию из отдельных деталей. Однако современная техника настолько усложнилась, что работа с ней требует не только высокого уровня развития сенсомоторных навыков, ловкости, физи­ческой силы, но и особых умственных способностей, как, например, пространственное представление и техническое понимание. Сегодня большинство тестов технических способ­ностей ориентировано именно в этом направлении.


Разновидностью тестов способностей являются тесты креативности, представляющие собой, как правило, сово­купность тестовых методик, направленных на изучение и оценку общих творческих способностей человека. Они по­могают выявить способности испытуемого порождать не­обычные идеи, быстро решать проблемные ситуации, при­нимать нестандартные решения. Однако тесты креативности не достаточно надежны, так как творческие достижения тре­буют оптимального сочетания как способностей, так и дру­гих качеств личности.

Социально-психологические тесты. Тестирование в облас­ти социальной психологии проводится с помощью личност­ных и социометрических тестов. Последние предназначены для определения особенностей межличностных взаимоотно­шений в группе. Основоположником социометрии был Дж. Морено. Социометрические тесты применяют для изу­чения динамики внутренних межличностных отношений в различных возрастных и профессиональных группах, выяв­ления внутригрупповых лидеров и изгоев, мотивационных установок группы и ее конфликтных зон. Актуальным во­просом социальной психологии является создание личност­ных методик, ориентированных на социально-психологи­ческий норматив. Такие методики, в частности, позволяют выявить детей и подростков «группы риска», склонных к асоциальному поведению или противоправным действиям.

Личностные тесты. Это психодиагностические методи­ки, направленные на выявление устойчивых индивидуаль­ных особенностей человека и оценку его личностных ка­честв. С помощью таких тестов выявляются основные эмо­ционально-волевые компоненты психической деятельности испытуемого, мотивация его поступков, доминирующие интересы, переживаемые эмоции, особенности поведения в определенных социальных условиях.

По предмету и цели психологического диагностирования личностные тесты можно разделить на три группы:

— многофакторные личностные опросники (16-фактор-
ный личностный опросник Р. Кэттелла (16PF), Мин-
несотский многопрофильный опросник (MMPI), не­
которые личностные опросники Р. Айзенка и др.);

— проективные тестовые методики (тематический аппер­
цептивный тест (ТАТ), рисованный апперцептивный
тест (RAT), детский апперцептивный тест (CAT), гра­
фологические методики пиктограмм, методика «Не­
завершенное предложение», тест «Дом—дерево—чело­
век», выбора цвета М. Люшера и др.);


           
   
 
 
 
   


— методики, выявляющие отдельные устойчивые осо­бенности (темперамент, характерологические черты, мотивационные и эмоциональные проявления лично­сти и др.), агрессивное поведение личности, само­оценки («Нарисуй себя», рисуночный тест фрустра­ции Рознецвейга и др.).

В современных психодиагностических методиках человек как объект изучения описывается в терминах, используемых в естественных науках, и предстает в виде набора парамет­ров, который принято называть профилем личности (отдель­ный показатель из профиля личности называется чертой). Р. Кэттелл выделил и описал ряд реально существующих черт (факторов) личности. Согласно его теории, люди отличаются друг от друга по набору и степени развитости у них отдель­ных независимых черт. Р. Кэттелл выявил 16 различных лич­ностных черт, на основе которых был создан многофактор­ный личностный опросник, позволяющий комплексно оце­нить степени развитости психологических свойств личности. Перечень черт, используемых в опроснике Р. Кэттелла, не является окончательным. Он неоднократно пересматри­вался и дополнялся. Так, например, Р. Мейли считал, что для полного психологического описания личности количе­ство черт (факторов) можно довести до 33. Полярные зна­чения этих 33 факторов приведены в учебнике психологии Р. С. Немова. Перечислим их.

Уверенность в себе — неуверенность. Интеллектуальность, аналитичность — ограниченность,

отсутствие развитого воображения. Зрелость ума — непоследовательность, алогичность. Рассудительность, сдержанность, стойкость — суетность,

подверженность влиянию.

Спокойствие, самообладание — нервозность, невротичность. Мягкость — черствость, цинизм.

Доброта, терпимость, ненавязчивость — эгоизм, своеволие. Дружелюбие, покладистость, гибкость — ригидность, ти-

раничность, мстительность.

Добросердечие, мягкость — злобность, черствость. Реализм — мечтательность (аутизм). Сила воли — безволие.

Добросовестность, порядочность — недобросовестность, непорядочность.

Последовательность, дисциплина ума — непоследователь­ность, разбросанность. Уверенность — неуверенность. Взрослость — инфантилизм.


Тактичность — бестактность.

Открытость, контактность — замкнутость, уединенность.

Веселость — уныние.

Очарованность — разочарованность.

Общительность — необщительность.

Активность — пассивность.

Самостоятельность — конформность.

Экспрессивность — сдержанность.

Разнообразие интересов — узость интересов.

Чувственность — холодность.

Серьезность — ветреность.

Честность — лживость.

Агрессивность — терпимость.

Бодрость — депрессия.

Оптимизм — пессимизм.

Смелость — трусость.

Щедрость — скупость.

Независимость — зависимость.

Как видим из этого перечня, личностное развитие каж­дого индивидуума представляет собой неисчерпаемый ис­точник для психодиагностики. Предлагаемые в этой книге материалы, не претендуя на всеобъемлемость и исчерпан­ность, позволяют практическому психологу достаточно полно и всесторонне провести многие психодиагностические ис­следования. Публикуемые материалы, формы бланков для проведения тестирования максимально упростят организа­цию психологического исследования.

Техника тестирования

Совместная деятельность психодиагноста и клиента в про­цессе тестирования будет успешной только при точном соблю­дении исследовательской техники. Процесс тестирования при­нято разделять на три взаимосвязанных этапа: выбор методи­ки, само проведение тестирования, интерпретация результатов.

Методику выбирают в зависимости от той области дея­тельности, в которой используется тестирование: педагоги­ка, психолого-диагностическая практика, профессиональ­ный отбор и профориентация, консультирование, психоло­гическая коррекция, психотерапия, судебная экспертиза и др. Выбор конкретной тестовой методики зависит от общих целей и частных задач, которые ставит перед собой психо­лог, работающий в той или иной области.


 

Существуют определенные правила, которые следует со­блюдать при проведении тестирования.

1. Психодиагност использует только те тестовые методи­
ки, которые полностью отвечают предъявляемым к ним тре­
бованиям (надежность, валидность и т.д.)- Рекомендуется
опробование методики сначала на себе.

2. Перед выполнением проводят тщательный инструктаж
испытуемых, им разъясняют цели и задачи тестирования, а
также порядок выполнения заданий, зачитывают поясни­
тельный текст.

3. Во время тестирования испытуемые должны работать
самостоятельно, независимо друг от друга, без посторон­
ней помощи, так как это может повлиять на результаты
тестирования. Отдельные уточняющие вопросы испытуе­
мый может задавать только психологу, проводящему тес­
тирование.

4. Если проведение теста регламентируется временем, то
психолог должен организовать процесс сбора бланков так,
чтобы у испытуемых не было никаких преимуществ по срав­
нению с другими. Для этого можно привлекать специально
проинструктированных помощников.

Анализ и интерпретация данных психодиагностического исследования проводятся с целью точной оценки свойств, состояний или уровня психического развития испытуемых.

Любая тестовая методика имеет определенную програм­му обработки и интерпретации результатов. Прежде всего это методы статистической обработки первичных данных. Однако интерпретация полученных результатов во многом зависит от области применения, целей и задач психологи­ческого консультирования, а также характера взаимодей­ствия между клиентом и психологом-диагностом. Например, в ситуации судебно-психологической экспертизы испытуе­мый ориентирован на обнаружение у себя только социально одобряемых качеств, поэтому не настроен на конструктив­ное сотрудничество с психологом, стремится представить себя в лучшем свете, сознательно «корректируя» ответы. Психодиагност вынужден применять различные методиче­ские приемы и способы для получения дополнительной ин­формации об испытуемом (использовать специальные кли­нические и психофизиологические методы, проективные тестовые методики, вести скрытое наблюдение за поведе­нием, мимикой, тембром и ритмом речи и др.). Только ком­плексное применение дополняющих друг друга методик пси­ходиагностики позволяет получить достоверную психоло­гическую информацию о таком испытуемом.


При оказании психологической помощи взаимодействие пациента с психодиагностом строится по-другому. В этом случае нет необходимости скрывать свои чувства и намере­ния. Он открыт и готов к сотрудничеству. Однако и в этом случае от психолога требуются профессионализм и коррект­ность, чтобы не перейти тонкую грань взаимоотношений, не вторгнуться в мир интимных тайн и сокровенных пере­живаний пациента, а тем более использовать полученную доверительную информацию в собственных целях.

Полученная в результате тестирования психологическая информация позволяет решать следующие задачи:

— выявлять текущее состояние и определять динамику
развития определенного психологического свойства у
испытуемого за время наблюдения;

— устанавливать реальные изменения в поведении ин­
дивида (группы) под влиянием учебно-воспитатель­
ных воздействий или коррекционных мероприятий;

— проводить целенаправленную психологическую рабо­
ту с учетом индивидуальных особенностей и общих
качеств испытуемых, разделенных на подгруппы для
последующей дифференцированной работы с ними;

— определять пригодность индивида или группы тести­
руемых для выполнения определенных профессиональ­
ных обязанностей;

— разрабатывать рекомендации для дальнейшей психо-
коррекционной работы;

— составлять прогнозные оценки развития качеств лич­
ности испытуемых;

— разрабатывать психологические рекомендации для ин­
дивидуума (режим труда и отдыха, организация досу­
га, выбор профессии, предпочтения в личных и дело­
вых контактах), а также по проблемам образования и
самообразования, уровня своего личностного развития.

Результаты проведенного с помощью различных мето­дик психодиагностического тестирования являются отправ­ной точкой для решения целого комплекса психологиче­ских и социальных задач, основанием для организации даль­нейшего взаимодействия психолога и испытуемого, если в jtom есть необходимость, а также фундаментом для пози­тивного влияния на личность в целях ее дальнейшего раз­вития и самореализации.

Далее предлагаем читателям ознакомиться с различными тестовыми методиками и тестами.


 


 

Тест-пиктограмма «Вы и ваше окружение»

Со всеми ли вам удается найти взаимопонимание? Кого вы избегаете? Кто вам симпатичен? Ответы на эти вопросы даст тест-пиктограмма, он поможет определить качество ва­ших взаимоотношений с окружающими людьми.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.