Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коллектив как объект и субъект воспитания






Слово «коллектив» с латинского переводится как «группа», «объединение». Под коллективом понимается:

· любая организационная группа;

· высокий уровень развития группы.

Основные признаки коллектива:

· общая цель. Такая цель должна совпадать с общественными интересами и не противоречить законам государства;

· общая совместная деятельность. Для достижения цели каждый член коллектива должен активно участвовать в совместной деятельности;

· отношения ответственной зависимости. В процессе деятельности между членами коллектива в целях достижения цели складываются особые отношения;

· общий руководящий орган. Коллективом избирается наиболее авторитетный член в органы управления. Важной особенностью является сплоченность. В хороших коллективах существуют такие качества, как взаимопомощь, взаимопонимание, защищенность.

В коллективе объединены разные личности, которые имеют общую цель и общую деятельность для достижения этой цели. В каждом коллективе имеются свои правила и нормы поведения, которые регулируют деятельность коллектива.

В практике воспитания коллектив разделяют на первичный и общий. В школе первичный коллектив это коллектив класса, коллективы внеклассных кружков, художественной самодеятельности, спортивные секции.

Особое значение занимает воспитательный коллектив. Он создается в школе на основе общей цели, общей жизнедеятельности, общих стремлений учащихся к достижению успеха. В коллективе существуют органы самоуправления, он формирует положительные социальные установки и межличностные отношения, культуру поведения учащихся. Воспитательный коллектив является субъектом воспитания и организации собственной деятельности.

Все учащиеся школы входят в единый общешкольный коллектив. Он включает в себя: первичные коллективы (классы); временные коллективы (спортивные секции, кружки); формальные коллективы (органы самоуправления); неформальные коллективы.

Важнейшие средства воспитания детского коллектива: учебная работа; внеклассная работа; трудовая деятельность; общественно-социальная деятельность, культурно-просветительская деятельность учащихся.

Для воспитания здорового, развитого ученического коллектива необходимо опираться на следующие принципы:

· воспитывать ученический актив, который будет положительно воздействовать на весь коллектив и во всем помогать педагогу;

· для дальнейшего успешного развития и воспитания коллектива необходимо четко формулировать педагогические требования;

· на развитие коллектива и целостного становления каждого члена коллектива влияет организация учебной, трудовой, просветительской, спортивно-оздоровительной деятельности, поддержка положительных традиций коллектива, которая укрепляет его сплоченность.

А. С. Макаренкоопределил принципы функционирования коллектива: гласность, ответственная зависимость, перспективные линии, закон параллельные действия; выявил этапы развития коллектива.

Черты сформированного коллектива, по А. С. Макаренко:

• мажор – постоянная бодрость;

• ощущение собственного достоинства;

• дружеское единение членов;

• ощущение защищенности;

• активность к упорядоченному действию;

• сдержанность в эмоциях.

Положение личности в коллективе зависит от ее индивидуального социального опыта, который определяет характер ее суждений, норм поведения и т. д. Опыт может соответствовать и не соответствовать суждениям, формам поведения личности. То, как сложатся отношения личности и коллектива, зависит не только от качеств самой личности, но и от коллектива. Наиболее благоприятно складываются отношения там, где коллектив достиг высокого уровня развития, где развито самоуправление.

Распространенные модели развития отношений между личностью и коллективом:

1) личность подчиняется коллективу (конформизм);

2) личность и коллектив находятся в оптимальных отношениях (гармония);

3) личность подчиняет себе коллектив (нонконформизм).

Гармония личности и коллектива – это идеал взаимоотношений.

Детский коллектив является важнейшим участником формирования личности, воспитательных отношений. Коллектив оказывает влияние на воспитание нравственных качеств, мотивов поведения, потребностей и интересов.

Наряду с детским воспитательным коллективом в обществе активно функционируют и неформальные объединения. К их числу относятся парная и групповая дружба, деятельность по интересам. Эти объединения могут иметь асоциальные цели. Неформальные объединения по самодеятельному характеру и самоуправляющейся организации называют самодеятельными самоуправляющими объединениями (ССО).

К объединению в такие группы подталкивают стремления подростка к повышению престижа среди товарищей, желание обрести защиту в агрессивной подростковой среде, негативные явления в социальной жизни (общественное лицемерие, формализм) и в семейных отношениях.

Стимулы объединения: самореализация, получение удовлетворения от неконтролируемых форм деятельности, самоутверждение, желание принять участие в социальных проблемах на основе собственного их понимания, реализация индивидуалистических потребностей, совершение асоциальных действий (хулиганство, употребление алкоголя и наркотиков).

В группах нередко складывается иерархическая структура, в которой имеются лидеры, ведущие и ведомые. Ребята зачастую попадают в систему зависимостей, получают уроки физического и духовного закабаления. Задача воспитания состоит в том, чтобы не изолировать и противопоставлять друг другу воспитательный коллектив и неформальные объединения, а находить общее, сближать, постепенно устраняя негативное, подменяя его духовно ценным.

В условиях коллективного взаимодействия, основанного на принципах взаимного уважения, вырабатывается правильное общественное мнение, закладываются основы нравственности, преодолевается негативное влияние среды[87].

ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:

ПЕДАГОГИКА /






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.