Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория и методика воспитания. Методами воспитанияназывают способы взаимосвязанной деятельности педагога и воспитанников, направленной на достижение целей воспитания






Методами воспитания называют способы взаимосвязанной деятельности педагога и воспитанников, направленной на достижение целей воспитания. Взаимодействие воспитателя с воспитуемыми может осуществляться по-разному, в частности путем:

– непосредственного влияния на учеников;

– создания специальных условий, ситуаций и обстоятельств, которые побуждают воспитанника изменить собственное отношение к чему-либо, выразить свою позицию, осуществить поступок, проявить характер;

– использования общественного мнения, а также мнения значимого для него человека;

– совместной деятельности воспитателя и воспитанника;

– обучения или самообразования, передачи информации или социального опыта в процессе межличностного или профессионального общения;

– погружения в мир народных традиций и фольклора, чтения литературы.

Многообразие форм взаимодействия педагога и воспитанников обусловливает многообразие методов воспитания и сложность их классификации. В системе методов воспитания существует несколько классификаций, выделяемых по различным основаниям.

1. По характеру воздействия на личность:

а) убеждение,

б) упражнение,

в) поощрение,

г) наказание.

2. По источнику воздействия на личность:

а) словесные;

б) проблемно-ситуативные;

в) методы приучения и упражнения;

г) методы стимулирования;

д) методы торможения;

е) методы руководства;

ж) методы самовоспитания.

3. По результатам воздействия на личность:

а) методы, влияющие на нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеи;

б) методы, влияющие на привычки, определяющие тип поведения.

4. По направленности воздействия на личность методы воспитания делятся на:

а) методы, формирующие мировоззрение и осуществляющие обмен информацией;

б) методы, организующие деятельность и стимулирующие мотивы поведения;

в) методы, обеспечивающие помощь воспитанникам и оценку их поступков.

5. Бинарные методы, предполагающие выделение пар методов «воспитания – самовоспитания». Это методы воздействия:

а) на интеллектуальную сферу (убеждение – самоубеждение);

б) мотивационную сферу (стимулирование (поощрение и наказание) – мотивация);

в) эмоциональную сферу (внушение – самовнушение);

г) волевую сферу (требование – упражнение);

д) сферу саморегуляции (коррекция поведения – самокоррекция);

е) предметно-практическую сферу (воспитывающие ситуации – социальные пробы);

ж) экзистенциальную сферу (метод дилемм – рефлексия).

Оптимальной представляется классификация методов воспитания, выделяемая на основе комплексного воздействия на личность воспитанника и включающая методы:

1) формирования сознания личности;

2) организации деятельности и опыта общественного поведения;

3) стимулирования поведения личности[33].

ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:

ПЕДАГОГИКА /






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.