Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы воспитания. Методы воспитания – совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий






Методы воспитания – совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий. В теории и практике воспитания проблема методов является одной из наиболее сложных и спорных тем.

В терминологии методов воспитания нет чёткости: одни и те же понятия могут быть названы методами, принципами, приёмами и т. д. Практически у каждого педагога складывается субъективное представление о методах воспитания, в т. ч. в зависимости от конкретных целей и задач воспитания. Единая систематика методов воспитания также отсутствует. Трудность классификации методов воспитания состоит в том, что она не может быть проведена по одному критерию,
т. к. один метод отличается от другого по целям, средствам осуществления, по последовательности и постепенности в применении. Кроме того, все эти позиции различным образом рассматриваются с точек зрения воспитателя и воспитанника.

Развитие методов воспитания в известной мере отражает требования, предъявляемые к воспитанию различными историческими эпохами. Например, в средние века наиболее часто применялись методы внушения, приказания, требования, наказания, преследующие в основном цель передачи опыта от поколения к поколению и подчинения личности сложившимся устоям общества. Эти методы присущи в большой степени всем авторитарным системам воспитания. С развитием капиталистических отношений потребовались методы, побуждающие молодое поколение к самостоятельному мышлению, активной индивидуальной и социальной деятельности, умению ориентироваться в постоянно меняющихся условиях окружающей жизни, общаться с другими людьми в различных группах и коллективах. В педагогической практике сложились такие традиционные методы воспитания, как убеждение, приучение, поощрение, воспитание на личном примере и др.

В России после октября 1917 года были предприняты попытки к разработке новых подходов к методам воспитания (С. Т. Шацкий,
А. С. Макаренко и др.). Наибольший интерес к проблеме классификации методов у педагогической общественности вызвала дискуссия по методам воспитания в конце 60-х – начале 70-х гг. ХХ века, которая не выявила больших разногласий в определении методов воспитания, однако в их содержательных характеристиках обнаружила значительное разнообразие точек зрения.

Предлагались различные схемы. Так, Н. И. Болдырев, Н. К. Гончаров и Ф. Ф. Королёв называли методы убеждения, упражнения, поощрения и наказания; Т. А. Ильина и И. Т. Огородников включали методы убеждения, организации деятельности учащихся, стимулирования поведения школьников. В учебном пособии «Педагогика школы» под ред. Г. И. Щукиной (1977) методы воспитания объединены в три группы: методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся, организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, выполняющих функции регулирования, коррекции и стимулирования поведения и деятельности воспитанников. Т. Е. Конникова различала методы формирования нравственного опыта в поведении и деятельности, формирования нравственного сознания, поощрения и наказания. В. М. Коротов,
Б. Т. Лихачёв и Л. Ю. Гордин – методы организации детского коллектива, убеждения и стимулирования. Существуют и другие классификационные подходы.

Исходным моментом для построения системы методов воспитания является их роль в педагогической практике. В обыденной воспитательной деятельности педагог может и не задумываться, каким методом он пользуется. Но, оказавшись перед проблемой выбора принципиальной линии поведения в сложной ситуации, он испытывает потребность в знании определённой совокупности возможных решений данной воспитательной задачи.

Овладение методами воспитания позволяет воспитателю не просто отвечать на вопрос: «Что делать каждый день?», а определять, что нужно делать дальше. Выбор конкретных педагогических методов зависит от многих, порой случайных факторов: состояния ребёнка и коллектива, предмета общения, особенностей творческого стиля педагога, внешних обстоятельств и др.

Применение методов лишь частично поддаётся планированию, поскольку является реакцией на вновь возникшую ситуацию. Выбор же системы методов воспитания обусловливается закономерными факторами (уровень зрелости коллектива, возрастные особенности детей, степень их духовно-нравственного развития, необходимость в новых формах отношений между педагогами и детьми и др.) и представляет собой качественное изменение основных параметров воспитательного процесса. Большинство существующих представлений о методах воспитания в той или иной степени исходит из предпосылки о непосредственном взаимодействии между педагогом и воспитанником[32].

ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.