Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПЕДАГОГИКА. Приведем наиболее распространенные формы воспитательной работы, часто встречающиеся в практике школ






 

Приведем наиболее распространенные формы воспитательной работы, часто встречающиеся в практике школ. Классные руководители, учителя школы организуют и проводят следующие дела: праздники, вечера, ярмарки, «огоньки», дискотеки, обычно привязанные к календарной дате или связанные с традицией школы (советские торжественные даты потеснены святками, масленицей, американским Хэллоуином, европейским днем влюбленных и пр.); традиционное дежурство по классу и школе, периодическая уборка школы; конкурсы, дни и недели предмета; экскурсии в музеи, на предприятия, по достопримечательностям родного города, экскурсионные поездки в другой город, страну, выход в театр, реже кино; прогулки, походы в лес, к памятникам культуры и истории, многодневные походы и поездки; спортивные соревнования, дни здоровья; практикум по правилам поведения и безопасности на улице, во дворе, в подъезде; выпуск и конкурс стенгазет и праздничных плакатов, открыток и многое другое.

Особо отметим такое явление, как классный час, которое, пожалуй, можно считать напрасно вытесненным из практики школы. Классный час имеет, по крайней мере, два значения, первое из которых – просто время работы классного руководителя с классом, поставленное обычно в расписание уроков. В это время классный руководитель может занимать класс тем, что он вместе с учениками посчитает нужным: беседы по самой разной проблематике, развивающие игры, дискуссии, чтение книг и др. К сожалению, обычно учителя собирают учеников только для решения организационных вопросов и «отчитывания» за плохое поведение и успеваемость. Для этого есть второе значение понятия «классный час» – собрание учеников класса для обсуждения классных дел. Здесь и нужно дать слово ученическому самоуправлению, которое будет решать организационные и другие актуальные вопросы жизни класса. Методисты рекомендуют проводить классный час (и в первом и во втором значении) раза два в месяц.

Часто граница между разного типа классными часами довольно условна: на классном собрании по обсуждению проблем класса могут проводить беседы и выступать с сообщением учитель, родители, гости.

Беседы классного руководителя на различные «воспитательные» темы не должны превращаться в персональные выговоры и назидания, индивидуальную работу надо проводить индивидуально, хотя у А. С. Макаренко проступки учеников чаще всего обсуждались на собрании, но это был А. С. Макаренко, и у него был коллектив. Спустя два десятка лет примерно в тех же местах В. А. Сухомлииский уже не обсуждал учеников при всех. Обсуждать поведение учащихся можно, но именно обсуждать, а не «разносить» одного в молчаливом присутствии всех и, при условии, что это и ученики и вы готовы к диалогу, что вы и они никому не причинят зла, не унизят никого и пр.

Но речь идет о коллективных, групповых беседах, которые были обязательны для классного руководителя в недалеком прошлом и которые многим кажутся сегодня ненужными. Это неправильно прежде всего потому, что ученики нуждаются во встречах и разговорах со взрослыми, с учителями. Методика требует: учитель должен проявлять искреннюю заинтересованность в ответах учеников, выслушивать каждого, обеспечивать право ребенка на самостоятельное суждение, не спешить с выводами и назиданиями... Для проведения таких обсуждений нужно вызвать интерес к, теме предварительными сообщениями, замечаниями, вопросами, обеспечить психологическую безопасность детей, свободу, исключающую преследование за неодобряемые ответы. Наконец, важно обеспечить элементарный порядок, соблюдение правил: говорить с разрешения ведущего, не кричать, не перебивать; не вести посторонних разговоров и дел; не оскорблять товарища, даже если с ним не согласен, и т. п.

Классная или школьная стенная газета может быть интересным и развивающим занятием для детей и важным воспитательным средством для учителя. Нельзя делать формальную стенную газету к празднику с примитивными малосодержательными текстами или текстами, взятыми из средств массовой информации. Такая газета не только не воспитывает и не развивает школьников, а еще приучает их к формализму, лжи и пошлости. Следует делать ее так, как делают взрослые журналисты: брать интервью, писать репортажи, делать, фото и т. д. И организовывать работу редакции газеты надо тоже, как у взрослых. В настоящее время компьютер позволяет ученикам делать ученические газеты, альманахи, журналы – и примеры тому есть в разных школах.

Любимые обычно детьми походы-поездки знакомят учеников с историей, культурой, природой страны не по книгам. Познавательная и воспитательная ценность таких поездок огромна. Такую работу может делать классный руководитель с одним классом, но постепенно в это вовлекаются ученики других классов. Учитель выступает уже и как руководитель кружка, клуба по интересам. В походах целесообразно вести краеведческую работу: такая работа делает содержательнее и значительнее жизнь школьников и учителей.

Одним из вариантов «клубной» и внутриклассной работы является и организация школьной художественной самодеятельности: театрального кружка, школьного, театра, концертов, конкурсов и т.п.. Театр является мощным средством развития и воспитания учеников. Не случайно театральные постановки были неотъемлемой частью школьной жизни у великих отечественных и зарубежных педагогов. Работа над ними и сам спектакль обогащают школьников и самого учителя, правда, при некоторых условиях. Первое – качество литературного материала должно быть очень высоким: лучшее из классики и современности. Второе – высоким должен быть и уровень режиссерской и актерской работы учителя и учеников. Высоким его можно считать тогда, когда зрители забывают, что на сцене их одноклассники, и испытывают восторг от искусства.

Следует заметить, что многие формы внеурочных занятий с детьми в школе организуются подобно тому, как это делается взрослыми людьми: создать оргкомитет, разработать критерии оценки и другие условия конкурса, предусмотреть заявки, рекламу, приглашения, книгу отзывов, премиальный фонд, состав жюри, сроки работы, церемонию открытия и закрытия, какие-то другие акции.

По этому же принципу рекомендуется проводить школьные дискотеки, праздники, выпускные вечера, выборы и работу органов ученического самоуправления и т.п. Участие учеников в таким образом организованной работе незаметно в игре учит их важным навыкам будущей жизни. Играя во взрослую жизнь, они много узнают о ней и вырабатывают свое отношение к жизни, себе, людям, развивают необходимые деловые умения, навыки общения, взаимодействия с людьми не только в стенах школы[23].

ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.