Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В общении и межличностных отношениях






Социальная психология изучает проявление психической деятельности в условиях групп, коллективов. На первый взгляд кажется, что сознание во всех его свойствах и особенностях индивидуально. Это верно, но верно также и другое – одновременное проявление одной из сторон сознания множества людей. Это так называемые массовидные психические явления, к которым относятся общественное мнение, коллективное переживание, соревнование, подражание.

Массовидные психические явления, преломляясь через ближайшую социальную среду коллектив, группу, – оказывают влияние на личности, их общение и взаимоотношения.

Поскольку проблемы соревнований и подражания уже неоднократно освещались в других статьях нашего пособия, рассмотрим два проявления общественной психологии больших групп и их преломление в общении: общественное мнение и коллективное переживание.

Общественное мнение. Общественное мнениеединые по содержанию суждения о фактах социальной жизни, коллективной деятельности, деятельности отдельных личностей. Общественное мнение приобретает функцию оценки и формируется либо стихийно, либо сознательно. Стихийное мнение опирается на информацию, передаваемую «из уст в уста» (слухи). Общественное мнение, отражающее государственную позицию, социально-экономический уклад общества, вырастает на данных массовой информации, суждениях, высказанных на собраниях, митингах и т. д.

Общественное мнение порой имеет широкие масштабы: проблемы международной жизни, экономические вопросы – эти вопросы в той или иной мере интересуют миллионы граждан. Но общественное мнение может охватывать и небольшой круг людей – коллектив предприятия, население муниципального образования.

Общественное мнение отражается на жизни коллектива, группы, личности, па общении и межличностных отношениях. В школе, например в коллективе учителей, учащихся, создается общественное мнение о том или ином ученике или учителе. Если мнение основывается на ложной информации и оказывается неверным, оно может глубоко ранить человека, изменить к худшему его общение и взаимоотношения с окружающими. Под влиянием общественного мнения порой круто меняются привязанности человека, сфера его общения.

Коллективное переживание. Тождество эмоционального состояния людей, входящих в социальную общность, представляет собой коллективное переживание. Оно может захватить большие массы людей. Вспомним массовые катастрофы, величайшие научные достижения человечества, дни решающих спортивных состязаний высокого ранга… Коллективные переживания могут быть положительными и отрицательными по содержанию. Глубоко отрицательным переживанием большой силы является паника. Иногда она захватывает множество людей, дезорганизует, нарушает ритм жизни и работы, ломает устоявшиеся отношения.

А. С. Макаренко считал, что для здорового, дееспособного коллектива характерно чувство бодрости, задора, делового энтузиазма, но, как показывает практика воспитательной работы, эмоциональный подъем сменяется периодами спада, а порой и периодами минорного настроения. Горе одного члена коллектива отзывается в сердцах других. Потеря товарища ложится тяжким грузом на весь коллектив.

Каково значение коллективных переживаний в жизни группы, коллектива? Как они влияют на общение и межличностные отношения? Эмоциональный настрой коллектива создает определенную атмосферу для решения коллективных задач. Там, где господствует жизнерадостный тон, где открыто и без ограничений выявляются чувства солидарности и участия, коллективизма и товарищества, легче выполняется трудная работа, менее утомительными становятся дела. И напротив, уныние и грусть, чувство одиночества, изолированности деморализуют личность и коллектив. На фоне коллективного переживания оформляются и существуют межличностные отношения. В коллективе с преобладанием положительного эмоционального настроя, как правило, не возникает эмоциональных конфликтов. Общение и межличностные отношения как бы входят в русло существующего эмоционального климата группы, коллектива. Равно и отрицательная атмосфера в коллективе порождает условия для натянутых межличностных отношений[101].

ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.