Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория и методика воспитания. Остановимся на некоторых основах деятельности школьного педагога – идеях, реализация которых позволит преодолевать сопротивление воспитанию.






 

Остановимся на некоторых основах деятельности школьного педагога – идеях, реализация которых позволит преодолевать сопротивление воспитанию.

Первая. Полная уверенность в том, что «нет столь дурного человека, которого бы хорошее воспитание не сделало лучшим» (В. Г. Белинский) и «порою из дурных качеств складываются великие таланты» (Ф. де Ларошфуко). В это всегда верят педагоги, преуспевающие в воспитании детей. Учитель А. И. Гаврилина: «Сопротивление воспитанию? Да, есть такое явление. Что делать? – Все равно воспитывать, не делая упор на то, что их воспитываешь. Иногда само слово «воспитание» вызывает отрицательные реакции».

Вторая. Выбор правильной логики воспитательного воздействия: принять таким, каков он есть – понять, хорошо изучив причины, природу возникновения негативных явлений, найти адекватные меры реабилитации (создание воспитывающей среды, включение в коллективную творческую деятельность, индивидуальный подход). Обратимся к мудрым советам В. Леви: «Хоть однажды: «А вдруг не трудный ребенок, а непробудный родитель?! Не воспитанник плохой, а воспитатель глухой?»... «Если вы принимаете людей такими, каковы они есть, со всеми присущими им недостатками, вы никогда не сделаете их лучше. Если же вы обращаетесь с людьми, как с идеальными... вы поднимаете их на ту высоту, на которой вы хотели бы их видеть».

Третья. Широко использовать в воспитании метод сублимации – переключения, переноса с одних ценностных ориентации и видов деятельности на другие, более социально ценные. В практике воспитания это моральное стимулирование (через чувства симпатии, выражение любви...) разнообразных видов деятельности. Это включение в деятельность по канонам ИСТИНЫ, ДОБРА, КРАСОТЫ, ибо они способны творить чудеса.

Твори добро –

Нет большей радости.

И жизнью жертвуй,

И спеши

Не ради славы или сладостей,

А по велению души.

Когда кипишь, судьбой униженный,

Ты от бессилья и стыда,

Не позволяй душе обиженной

Сиюминутного суда.

Постой. Остынь.

Проверь – действительно

Все встанет на свои места,

Ты – сильный.

Сильные не мстительны.

Оружье сильных – доброта.

Т. Кузовлева

Четвертая. Начинать с малого, простого, легкого, но с быстро ощутимым результатом. Эту идею обосновал еще Лао-Цзы (Лао-Цзе): «Начинай трудное с легкого, начинай великое с малого. Труднейшее в мире начинается с легкого; величайшее в мире начинается с малого. Святой человек никогда не делает внешне великого и потому может совершать самое великое. Огромное дерево возникает из ростка, тонкого, как волос; девятиэтажная башня поднимается из горсти земли; путешествие в тысячи верст начинается одним шагом».

Пятая. Чаще использовать такой прием, как перенос знаний, умений и навыков, – прием использования уже имеющихся знаний, умений и навыков или их элементов для формирования новых. При преодолении сопротивления воспитанию – системы позитивных знаний, умений и навыков. Так, у беспризорных детей есть масса положительных качеств: самостоятельны в бытовых вопросах, легко и быстро ориентируются в новой обстановке, без труда адаптируются в сложных жизненных ситуациях, имеют множество жизненно важных навыков и умений – все это можно хорошо использовать в полезных общих делах.

Шестая. Стержнем всей деятельности сделать акцент на поднятие престижа личности в собственных глазах и в глазах окружающих – сверстников и взрослых: «Я – человек с большими еще нераскрытыми возможностями, я все смогу, мне надо только захотеть. И я хочу стать лучше, чище, возвышеннее». Не низвергать, не критиковать, а возвышать, внушать оптимизм. «Есть такие заблуждения, которые нельзя опровергнуть. Надо сообщить заблуждающемуся уму такие знания, которые его просветят. Тогда заблуждения исчезнут сами собой»
(И. Кант).

Седьмая. Особая инструментовка методов и приемов воспитания при преодолении сопротивления воспитанию. Приведем примеры такой инструментовки, описанные В. Леви:

Похвала обладает свойством наркотика: еще, еще! У каждого – своя норма похвалы, своя потребность в одобрении.

Не подлежат похвале: красота, сила, ловкость, здоровье, смекалка, сообразительность, ум, талант – все природные способности как таковые, включая и добрый нрав; легко дающиеся хорошие отметки; игрушки, вещи, одежда, случайная находка...

Не хвалить: за достигнутое не своим трудом; больше двух раз за одно и то же, из жалости, из желания понравиться.

Обязательно хвалить: в случаях сформировавшегося комплекса неполноценности.

· Положительные авансы. Даже если есть дурные побуждения – трусость, злоба, жестокость, зависть, жадность, неблагодарность – об этом не говорить, а говорить о хорошем...

· Косвенное неодобрение. Простое игнорирование. Невысказывание никаких оценок. Но не просто молчать. Не играть «в молчанку». Не демонстрировать своего плохого настроения. Лучше: рассказать об аналогичном неблаговидном поступке другого. Или кому-нибудь в его присутствии. Можно ввиде сказки, анекдота, шутки. Может быть об аналогичной своей оплошности в прошлом.

Шутка. Но не насмешка (при обостренном самолюбии, переходном возрасте, комплексе неполноценности – недопустима). Лучше – мягкое подтрунивание, веселая ирония как постоянный фон отношений. И другие приемы (к примеру, описанные в работе Э.Ш. Натанзон «Приемы педагогического воздействия на учащихся»).

Восьмая. Помочь найти друга, близкое по духу существо (человека или животное). В этом нуждаются особенно дети, испытывающие чувство одиночества.

Девятая. Предметом особого внимания педагогов, соприкасающихся с детьми, отличающимися «сопротивлением воспитанию», должна стать забота о преодолении одиночества, в которое они нередко уходят, и превращение его в уединение – потребность в «разговоре» с самим собой, осмыслением жизни, своего настоящего и будущего.

И еще одна идея, последняя: в каждом конкретном случае сопротивления воспитанию педагог творчески вырабатывает совершенно индивидуальную программу своих действий: определение цели и задач, отбор средств и содержания, выбор форм, методов и приемов. В зависимости от сложившейся психолого-педагогической ситуации и особенностей своего «Я», человеческих и педагогических. В этом залог успеха[82].

ПО МАТЕРИАЛАМ САЙТА:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.