Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория и методика воспитания. Успех воспитания всегда зависит от участия воспитанника в формировании своей личности






 

Успех воспитания всегда зависит от участия воспитанника в формировании своей личности. Сознательная и целенаправленная работа по формированию у себя определенных качеств называется самовоспитанием. Обычно такая работа становится возможной в подростковом возрасте. Однако следует помнить, что в формировании своей личности ребенок участвует всегда. Кратко последовательность и основные приемы самовоспитания можно представить как самопознание, определение идеала, самообязательство (программа достижения идеала), самоубеждение, самоорганизация и самоободрение, самоконтроль и самоанализ.

Признано, что самовоспитание во много раз быстрее формирует качества личности, чем подражание и приспособление. Рассматривая «технологию», внутреннюю структуру самовоспитания, можно выделить в нем три этапа, каждый из которых, в свою очередь, разделяется на несколько звеньев. Их можно рассматривать и как способы воздействия на самого себя, способы работы личности по формированию и развитию у себя личностных качеств.

Этапы самовоспитания:

Первый этап – определение цели. На этом этапе можно выделить три элемента:

самопознание, т. е. изучение самого себя, определение уровня развития интересующих воспитанника качеств; именно здесь воспитатели (родители, учителя) могут и должны оказать подросткам крайне необходимую им помощь, которую из других источников воспитанникам получить во многих случаях просто невозможно;

определение идеала (нравственного, трудового, эстетического, политического и др.); чаще всего в младшем возрасте главную роль в этом играют воспитатели, в подростковом же возрасте роль воспитателей в этом становится минимальной: подростки в большей мере ориентируются в определении идеала на сверстников, кумиров эстрады, привлекательные образцы внешнего по отношению к официальной системе воспитания плана действий;

самообязательство, т. е. принятие конкретного плана действий, суммы конкретных качеств и степени их формирования. Вот, например, какие обязательства ставил перед собой К. Д. Ушинский: «1. Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее. 2. Прямота в словах и поступках. 3. Обдуманность действия. 4. Решительность.
5. Не говорить о себе без нужды ни слова. 6. Не проводить времени бессознательно; делать то, что хочешь, а не то, что случится... 8. Каждый вечер добросовестно давать себе отчет в своих поступках. 9. Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть...». Самообязательство – это, собственно, план работы над собой.

Второй этап – работа по выполнению намеченного. Здесь можно выделить следующие способы воздействия на себя:

самоубеждение и самовнушение: известный психиатр
В. М. Бехтерев советовал произносить слова самовнушения от своего имени, в утвердительной форме и в настоящем времени. Самым лучшим моментом для самовнушения он считал время перед засыпанием и после пробуждения. Самовнушение осуществляется по схеме: должен – хочу – могу – есть. Причем именно последняя ступень – есть – является наиболее существенной;

самоободрение; самоприказ. Важно, чтобы воспитанник знал о возможности и высокой эффективности этих способов воздействия на себя. Они являются ключевыми, главными рабочими инструментами самовоспитания.

Третий этап – подведение итогов работы, определение результатов приложенных усилий, эффективности работы над собой. Здесь можно выделить такие способы воздействия, как самоконтроль и самоанализ. В лучшем случае их выполнение подразумевает ведение дневника, в наиболее простом – вспоминание вечером всего, что сделано за день, осмысление своего поведения, его анализ в сравнении с принятыми обязательствами.

Следует отметить, что для большинства детей и подростков участие в деятельности какой-либо детской общественной организации является самым сильным стимулом в самовоспитании. Сравнение себя с другими, стремление к самоутверждению в группе сверстников побуждает к работе над собой больше, чем уговоры воспитателей. Так, одной из заповедей скаутской организации является ежедневный самоотчет скаута о прожитом дне, что помогает скаутам самосовершенствоваться[46].

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ПО ГЛАВЕ 2

1. Попытайтесь оценить, какое влияние на вашу судьбу (формирование личности студента) оказывают внешние и внутренние объективные, а также субъективнее противоречия (см. текст § 2 «Движущие силы воспитания».

2. Охарактеризуйте эмоционально-мотивационный компонент организации воспитательной работе в вашем вузе.

3. Попытайтесь дать развернутую характеристику реализации основных принципов воспитания в системе воспитательной работы в вашем вузе.

4. Проанализируйте все предлагаемые авторами статей § 3 принципы воспитания и постройте свой вариант их классификации, включая те принципы, которые, по вашему мнению, безусловно важны, и игнорируя то, что авторы именуют принципами, но что вы таковыми не считаете.

5. Н. А. Морева, предлагает следующий вариант классификации видов и типов воспитания:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.