Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исторические типы их педагогических отношений






Когда мы говорим о целенаправленном формировании личности, то возникает аналогия с процессом создания скульптуры скульптором: недаром воспитателя называют иногда ваятелем человеческих душ. Понимаемое таким образом воспитание подразумевает формирование личности путем оказания на человека внешних воздействий. В соответствии с этим воспитание определяется как воздействие воспитателей на воспитанников с целью формирования у них определенных качеств личности. В таком воспитании деятельность воспитанников рассматривается лишь как ответная реакция на воздействия воспитателей.

Этот тип воспитания можно назвать авторитарным. Оно не обязательно строится только на грубом подавлении самостоятельности: в наиболее совершенных своих формах оно использует ласку, похвалу, поощрение и другие средства вроде бы гуманного воздействия. Главным в авторитарном воспитании является то, что воспитаннику отводится лишь роль исполнителя воли воспитателя, ведомого, объекта воспитательных влияний. Можно предположить, что гуманные цели, воздействие в интересах воспитанника, а не воспитателя вполне оправдывают такое воспитание, но на практике почти во всех подобных случаях прав поэт, утверждая:

Из всех насилий,

творимых человеком над людьми,

Убийство – наименьшее.

Тягчайшее же – воспитанье.

...Смысл воспитанья –

Самозащита взрослых от детей.

М. Волошин. Государство

Сколь бы ни было совершенно авторитарное воспитание, как совершенны в своем мастерстве и чисты в своих помыслах ни были бы воспитатели, развитие личности, всех творческих задатков человека не может быть обеспечено без самостоятельной, активной деятельности самой личности. Воспитуемый не может быть лишь объектом воздействия.

Учитывая это, более совершенный тип воспитания предполагает учет особенностей воспитанника, развитие его активности в процессе формирования личности. Воспитанник рассматривается не только как объект воспитательных воздействий, но и как субъект воспитания: он является участником воспитательного процесса, в котором сам формирует себя как личность под воздействием воспитательных влияний. Такое воспитание можно назвать демократическим. В нем можно рассматривать воспитанников и воспитателей как партнеров, принимающих активное участие в формировании личности воспитанников. В этом смысле процесс воспитания объявляется двусторонним: с одной стороны, воспитательное влияние, с другой – собственная деятельность воспитанника.

В историческом плане этот тип воспитания пришел на смену предыдущему, авторитарному. Но утверждать, что он полностью и везде сменил первый, еще рано.

Однако как бы мы ни старались представить воспитателя и воспитанника в качестве равных партнеров в воспитательном процессе, это трудно осуществить: разве равны между собой, например, мать и ее только что родившийся ребенок, или учительница и ее ученики-первоклассники. Такое неравенство существует объективно и, существуя, оно дает предпосылки для оправдания авторитаризма: воспитанник, мол, неопытен, не обладает знаниями, – значит, его нужно «вести», образовывать, формировать.

Следовательно, и в случае демократического воспитания для свободного развития личности все необходимые условия не создаются. Это обстоятельство постоянно стимулировало поиск того типа воспитания, которое не ограничивало бы воспитанника, которое даже невольно не создавало бы препятствий для развития его природных задатков. С этой точки зрения правильно поставленное воспитание – это то, что создает условия для развития человека, стимулирования его деятельности по самовоспитанию и по самореализации личности.

Наиболее полно этот тип воспитания охарактеризован П. П. Блонским. Он писал, что нужно «воспитывать человека, способного создавать свою собственную жизнь, способного к самоопределению. Воспитываться – значит самоопределяться, и воспитание будущего творца новой человеческой жизни есть лишь рациональная организация самовоспитания его. И Фребель, и Монтессори вполне правы, утверждая, что единственная задача воспитателя – найти наиболее благоприятный материал для самовоспитания ребенка... Такое определение роли учителя отмежевывает нас как от теории свободного воспитания, лишающей ребенка помощи и руководства взрослых, так и от теории внушения, рассматривающей ребенка как пассивное существо» (П. П. Блонский).

Такое воспитание можно назвать либеральным.

Поиски типа воспитания, в котором сочетались бы лучшие стороны всех перечисленных, пока не привели к положительным результатам. Эти поиски идут во всем мире и лучшие в этом направлении достижения связаны с вальдорфской педагогикой (Германия), педагогикой диалога в Скандинавских странах, педагогикой сотрудничества (СССР) и др.

Суть этого направления развития процесса воспитания может быть выражена в следующем определении: воспитание – это взаимовлияние воспитателя и воспитанника в процессе целенаправленного формирования личности, в котором совершенствуются и воспитанник, и воспитатель.

Вывод о наличии и особой перспективности типа воспитания, которое мы называем гуманистическим, сделан на основе наблюдений за воспитанием в лучших семьях, где безграничная любовь к детям не слепа, где она сочетается с требовательностью к ним и с еще большей требовательностью к себе.

Таким образом, сущность воспитания как процесса формирования личности заключается во взаимодействии воспитателя и воспитанника, в ходе которого изменяется (совершенствуется) личность воспитанника.

Характер этого взаимодействия в различных условиях и ситуациях неодинаков:

– в одних случаях взаимодействие заключается в воздействии воспитателя на воспитанника и ответном действии последнего,

– в других случаях это совместная целенаправленная деятельность, обеспечивающая формирование определенных качеств личности воспитанника,

– в третьих – создание воспитателем условий для самостоятельной деятельности воспитанника по самовоспитанию,

– в четвертых – взаимодействие выражается во взаимовлиянии воспитателей и воспитанников, обеспечивающем совершенствование личностей воспитателя и воспитанника.

Определенно можно утверждать, что по мере изменения человеческих отношений совершенствовалось представление о воспитании и само воспитание – от самых простых форм (воздействие) до наиболее совершенных (взаимовлияние).

Рассмотренные четыре типа воспитательных отношений различаются между собой степенью активности воспитуемого, его ролью в воспитательном процессе: от объекта воспитательных воздействий в воспитании авторитарном до субъекта формирования личности в воспитании демократическом и либеральном и до субъекта воспитательного процесса в воспитании гуманистическом.

Характер соотношения типов воспитания определяют и условия конкретной педагогической ситуации. В одних условиях целесообразно преобладание воспитания авторитарного типа, и только оно может обеспечить успех (например, в некоторых случаях воспитания детей младшего возраста, когда они своими действиями могут причинить вред себе), в других наилучший эффект дает именно демократическое воспитание и т. д.[30].

ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.