Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация функций менеджмента






Функции менеджмента в зависимости от задач исследования разделяют по следующим признакам: содержание процесса управления; принадлежности к сферам производственно-хозяйственной деятельности; содержанием выполняемых работ т и операций внутри функции управления (общее руководство, специализированная деятельность, техническое обслуживание); принадлежности к различным видам управленческого труда (производственной, экономической, технол огичнои, организационной и т.д..

В общественном производстве выделяют функции управления промышленностью, сельским хозяйством, транспортом; в сфере обращения - управление финансами, торговлей, материально-техническим обслуживанием Функц ции менеджмента делятся на общие (универсальные), которые пригодны для различных процессов управления, потому что выражают сущность управления, а также конкретные (специальные) функции, которые передают содержание упр авлиння Носителями общих функций есть вся управляющая система в целом, а конкретных - части системы, которые имеют локальный, специфический характер [21, С9797].

Общие функции менеджмента - планирование, организация, мотивация, контроль, координация, учет и анализ являются обязательными для всех предприятий Каждая из этих функций для организации жизненно важная Вместе с тем планирование как функция управления обеспечивает основу для других функций и считается главным, а функции организации, регулирования, мотивации, контроля и учета ориентированы на выполнение тактических и стратегических планеів.

Планирование - главная функция менеджмента, которая предусматривает прогнозирование, определение целей, стратегии, политики и задач того или иного формирования; означает сознательный выбор решения что работы, как, кому и когда

Организация как функция менеджмента направлена?? на формирование управляющих и управляемых систем, а также связей и отношений между ними, обеспечивая упорядоченность технической, экономической, социально-психологической и правовой сторон деятельности каждого субъекта хозяйствования.

Мотивация - это процесс побуждения работников к высокопроизводительному деятельности для удовлетворения своих потребностей и достижения целей организации

Контроль - это система наблюдения и проверки соответствия функционирования предприятия установленным стандартам и другим нормативам, выявление допущенных отклонений от принятых решений и определение причин их невыполнении.

Координация как функция менеджмента представляет собой процесс, направленный на обеспечение пропорционального и гармоничного развития разных сторон (производственной, технической, финансовой и др.) объекта при оптимальных затратах ю атериальних, финансовых и трудовых ресурсев.

Регулировка - это вид управленческой работы, целью которой является преодоление противоречия между организацией и дезорганизацией, порядком и факторами, которые нарушают этот порядок

Функции аппарата управления, которые зависят от особенностей управляемых объекта, называются специальных или конкретных В условиях отраслевых предприятий выделяют следующие специальные функции ее управления [7, С59-633].

1 Общее линейное руководство предприятием и его производственными подразделениями включает: решение вопросов развития хозяйства и мобилизация работающих на их выполнение, контроль принятых стратегических ре Ишэн; внешние связи, организация работы коллективных органов управления (собрания акционеров, совета директоров, руководителей внутрихозяйственных кооперативов и др..).

Функции общего руководства выполняют руководители предприятий и учреждений (их заместители), производственных подразделений (бригадиры, мастера, заведующие фермами), обслуживающих подразделений (заведующие мехмастер рнямы и гаражами, строительными бригадами), а также частично руководители ряда функциональных звеньев Эти функции различают в первую очередь по уровню управления и напрямую связаны с иерархичностью структуры ап Арата, что составляет основу линейного подчиненияя.

2 оперативные планирования и управления производством предусматривает: разработку оперативных планов, составление задач, сбор информации о выполнении работ, распределение материальных и трудовых ресурсов, контроль т и регулирования производства, проведение нарядов и диспетчерских совещаний, разработку оперативных решений, контроль за выполнением принятых решенийь.

Выполнение этой функции содержится в обеспечении необходимой согласованности действий всех звеньев предприятия, выполнения оперативного планирования работы предприятия и его подразделений, осуществление оперативной пи идготовкы производства (готовность техники, необходимых материалов, наличие рабочей силы), контроль за выполнением производственной программы Особое внимание необходимо уделить согласованию работы всех служб пи дприемства, быстрому устранению розбижностей.

Осуществляют эту функцию в основном руководители производственных подразделений, работники диспетчерской службы, а также руководители предприятий и хозяйств, главные специалисты

3 Управление технологической подготовкой обеспечивает разработку и внедрение прогрессивной технологии, которая способствует производству конкурентоспособной продукции Для достижения этого: совершенствуется технологии Ичне процессы, составляются технологические карты, планы, инструкции, осуществляется контроль за соблюдением выполнения технических и технологических требований производства продукции оформляются заявки на материально о-технические ресурсы; проводятся природоохранные и профилактические мероприятия; изучается передовой опыт и обучение кадреів.

4 Управление технической подготовкой производства, энергетическим и транспортным обслуживанием - осуществляется специалистами инженерного профиля В их задачу входит обеспечение эксплуатационной готовности и соответствующих технических средств и обеспечения основного производства различными видами техники, энергии, транспортом своевременное выполнение необходимых ремонтных работ, расчет потребности в технических сред х, в запасных частях, подготовка документации на списание с баланса предприятия техники и оборудования, обеспечение работающих оборудование и инструментом.

5 Прогнозирование и технико-экономическое планирование - выполняют в основном специалисты планово-экономической службы, а также в некоторой степени руководители предприятий и главные специалисты В их обязанности входит ь: разработка долгосрочных прогнозов, основных разделов бизнес-плана; технико-экономическое обоснование направлений капиталовложений, определение экономической эффективности технологических и технических решений; разработка норм и нормативов по труду и заработной плате; организация контроля за выполнением плановых показателей и задач, разработка мер по стимулированию деятельности работающих; качественное выполнение работ по этой функции положительно влияет на результаты работы предприятийва.

6 Управление трудовыми ресурсами и социальным развитием организации - осуществляют руководители и специалисты подразделений, а также работники отдела кадров Эта функция включает: планирование потребности в кадрах и их учет, подготовку, переподготовку и повышение их квалификации, контроль за состоянием трудовой дисциплины, составление графиков отпусков аттестации руководителей и специалистов, управление продвижением по службе; отчетность по кадрам, выдача характеристик и справок по требованию различных организаций, а также создание благоприятного социально-психологического климата в трудовых коллективаах.

7 Организация труда и заработной платы - занимаются экономисты и основными направлениями этой функции являются: изучение и внедрение эффективных форм организации и систем оплаты труда, разработка мероприятий мотива ции труда к высокопроизводительной работы; расчет премий на других вознаграждений, контроль за правильностью оформления договоров и калькуляций к ним; нормирования всех видов труда, разработка расценок; анали из затрат рабочего времени, контроль за использованием фонда заработной платы, присвоении классов и разрядов работающим, проектирование управленческого аппарата, расходов на его содержание, разработка положений о с труктурни подразделения и должностные Инструкцииї.

8 Управление материально-техническим обеспечением Эту функцию в основном выполняют заведующие складами, экспедиторы, а также главные специалисты и руководители Основными направлениями их управленческой деятельно ости являются: составление заявок и заказов на материалы и изделия, контроль за выполнением заявок, составление лимитно-заборных карт, организация складского хозяйства, разработка графиков реализации продукции, осуществление взаимосвязей с поставщиками, заготовительными и торговыми организациямями.

9 Управление маркетингом является новой функцией в управленческом процессе, которая обусловлена?? формированием адекватного рынка механизма управления производственно-сбытовой деятельностью предприятия Управление маркетингово й деятельностью обеспечивается высококвалифицированными маркетологами и экономистами Основные направления работы: всестороннее изучение рынка и требований потребителей, исследования динамики действующего и потенциального попы ту, анализ конъюнктуры рынка; реклама продукции и услуг; исследование взаимосвязи между ценой на продукцию и спросом, анализ себестоимости продукции и каналов ее реализации; прогнозирования ценовой пол итикы, изучение наиболее эффективных мест торговли, планирования ассортимента продукции, разработка плана маркетинга на предприятияхтві.

На крупных предприятиях, особенно объединениях промышленных и агрохолдинги, рекомендуется создавать самостоятельную службу маркетинга, а в небольших организациях - объединять ее с экономической или матери иально-сбытовой служебным.

10 Управление капитальным строительством и реконструкцией - эта функция включает: разработку планов строительно-монтажных и ремонтных работ; заключение договоров на работы с подрядчиками, контроль за зданий ьно-монтажными работами, ввод в эксплуатацию производственных и других объектов, подготовка проектной документации Выполняют эту функцию инженеры-строители, прорабы, мастера, нормировщики по стро твву.

11 Управление финансовыми ресурсами и учету - осуществляют руководители предприятия, бухгалтеры, учетчики, табельщики, кассиры Основными видами их деятельности являются: своевременный учет материальных ценностей выхода продукции и производственных затрат, осуществление режима экономии составление финансового плана и расчет потребности в средствах, ведение статистической отчетности, управление основными фондами и оборотным к АПИТАЛ, анализ финансового состояния предприятия, его платежеспособности и ликвидности, контроль за правильным расходованием финансовых средств и производственных ресурсов, дебиторской и кредиторской задолжен анистю, проведение оптимальной дивидендной политики, подготовка предложений по повышению финансовой устойчивости предприятийва.

12 Охрана труда и техника безопасности осуществляется инженерами по охране труда, в должностные обязанности которых входят: входной инструктаж по технике безопасности при приеме на работу; переаттестация и принятия зачетов по технике безопасности, контроль за соблюдением законодательных норм, правила техники безопасности и производственной санитарии; расследования несчастных случаев на производстве, составление заявок на спецодежду и з исни средства, организация медицинских осмотров, подготовка квартальных и годовых отчетев.

13 Контроль за качеством труда и продукции осуществляют квалифицированные специалисты, которые ведут разработку и совершенствование комплексной системы управления качеством на предприятии, следят за соблюдением стандар артов на производимую и переработанную продукцию; организуют контроль и дают оценку качества труда; вносят предложения по ее стимулированиюю.

14 Управление хозяйственным обслуживанием и делопроизводством занимаются заведующие хозяйством и культурно-бытовыми учреждениями, делопроизводители, секретари, которые обеспечивают нормальные условия для выполнения осно овних функциий.

Делопроизводство обеспечивает регистрацию и исполнения документов, контроль за их прохождением и хранением, поступления в архив Функцию в крупных предприятиях выполняет канцелярия, в небольших-секретарь

15 Управление внешнеэкономической деятельностью осуществляют специально подготовленные высококвалифицированные специалисты, которые занимаются налаживанием внешнеэкономических связей, поиском зарубежных Инвест коров и партнеров; проведением переговоров, созданием совместных предприятий, развитием лизинговых операций; расширением экспортных поставок и импортных операций, лицензированием внешнеэкономической действие льности; информационным обеспечением руководителей по внешнеэкономической деятельностиі.

21. Особенности работы с туристами (по выбору).

Система организации туристского досуга определяется интересами туристов в путешествии с свободное от потребления туристскихуслуг время.

В сфере туристского досуга должен осуществляться переход от простых форм деятельности к все более сложным, от пассивного отдыха — к активному, от удовлетворения более глубоких социальных и культурных стремлений, от физических форм рекреации — к духовным наслаждениям, от пассивного усвоения культурных ценностей — к творчеству и т. п.
Изменение социального положения человека, уровня его культуры ведет к изменениям и в структуре туристского досуга.

 

Структура досуга, в том числе и туристского, состоит из нескольких уровней, которые отличаются друг от друга своей психологической и культурной значимостью, эмоциональной весомостью, степенью духовной активности.

 

Самый простой вид досуга — отдых. Он предназначен для восстановления затраченных во время работы сил и подразделяется на активный и пассивный.

 

Пассивный отдых характеризуется состоянием покоя, которое снимает утомление и восстанавливает силы. Чем человек занят — не имеет значения, лишь бы можно было отвлечься, освободиться от напряжения, получить эмоциональную разрядку.

Это может быть простое сидение или лежание, просмотр газет, настольная игра, непринужденная беседа, обмен мнениями, прогулка. Отдых такого рода не ставит перед собой далеко идущих целей: он пассивен, индивидуален, содержит лишь зачатки позитивного досуга. И тем не менее такой отдых — неотъемлемый элемент жизни человека. Он служит подготовительной ступенью к более сложной и творческой деятельности.

 

Активный отдых, напротив, воспроизводит силы человека с превышением исходного уровня. Он дает работу мышцам и психическим функциям, которые не нашли применения в труде. Человек наслаждается движением, быстрой сменой эмоциональных воздействий, общением с друзьями. Активный отдых, в отличие от пассивного, требует некоторого минимума свежих сил, волевых усилий и подготовки.

К нему относят спорт, физические и психические упражнения, туризм, игры, посещение выставок, театров, музеев.

Исследователи выделяют три основные функции активного отдыха: восстановительную, развития и гармонизации.

Первая обеспечивает человеку физиологическую норму здоровья и высокую работоспособность вторая — развитие его духовных и физических сил, третья — гармонию души и тела.

Отдых и развлечения тесно переплетаются друг с другом, но имеют и свои различия.
Традиционно развлечениями считают такие виды деятельности в свободное время, которые дают возможность повеселиться, отвлекают от забот, доставляют удовольствие, т. е. всегда требуют активности, в отличие от отдыха, который может быть пассивным или полупассивным

 

 

Научная школа менеджмента.

Школа научного менеджмента (школа научного управления) исходила из предположения, что оптимальная организация производства может быть создана на основе точных знаний о том, как действуют люди. Сторонники данного направления полагали, что при помощи логики, наблюдений, анализа и расчетов можно организовать производство таким образом, что оно будет максимально эффективным. Кроме того, со школой научного менеджмента связано также представление о том, что управление — это особая функция, которая отделена от фактического выполнения работы.

Основателем школы научного менеджмента принято считать Фредерика Тейлора (1856—1915) — американского инженера, который известен тем, что разработал первую целостную концепцию управления, которую в его честь называют «тейлоризмом». Тейлор присутствовал на собрании, во время которого читал свой доклад Таун. Идея Тауна вдохновила Тейлора на создание собственной концепции менеджмента. Свои идеи он сформулировал в книгах «Цеховой менеджмент» (1903) и «Принципы и методы научного менеджмента» (1911).

Тейлор получил образование инженера-механика и работал в сталелитейной компании, в которой и были воплощены основные идеи тейлоризма. Необходимо отметить, что во времена Тейлора свой расцвет переживал монополистический капитализм. Предприятия очень быстро росли, а это требовало унификации и стандартизации производства, более эффективного использования материальных ресурсов, времени и рабочей силы.

А потому основную цель менеджмента Тейлор видел в повышении производительности труда. Достичь этой цели с точки зрения Тейлора было можно только путем выработки многочисленных правил, по которым совершаются операции и которые должны заменить суждения рабочего. Фактически это означает, что основную роль в управлении производством Тейлор отводил инструкциям, в соответствии с которыми должны действовать рабочие. Инструкции вырабатывались в процессе изучения операций, которые должны выполнять рабочие. В этом заключался недостаток концепции Тейлора: она недостаточно учитывала личность рабочего.

По мнению Тейлора, имеется четыре основных принципа научной организации труда:

1) администрация предприятия должна стремиться к внедрению научно-технических достижений в процесс производства, заменяя традиционные и чисто практические методы;

2) администрация должна брать на себя роль отбора рабочих и обучения их специальности (до Тейлора этого не делалось и рабочий самостоятельно выбирал профессию и обучался сам);

3) администрация должна согласовывать научные принципы производства с принципами, действующими в сфере производства изначально;

4) ответственность за результаты труда распределяется равномерно между рабочими и администрацией.

Среди последователей Тейлора можно назвать Генри Ганта, а также супругов Фрэнка и Лилиан Джилбертов. Так же, как и Тейлор, они стремились к усовершенствованию трудового процесса путем выработки четких инструкций, которые основывались на логическом анализе. Гант, например, разработал методы календарного планирования деятельности предприятия, а также сформулировал основы оперативного управления. Кстати, именно сторонники научного менеджмента первыми стали использовать в своих исследованиях фотоаппараты и кинокамеры.

Далеко не все знают, что Генри Форд, который известен прежде всего как основатель американской автомобильной промышленности, является также крупной фигурой в истории научного менеджмента. Успех, которого он достиг в бизнесе, во многом зависел от его теории, получившей название «фордизм». По его мнению, задачу промышленности нельзя видеть только в удовлетворении потребностей рынка (хотя без этого никакая промышленность существовать не может): необходимо так организовывать производственный процесс, чтобы, во-первых, можно было снизить цены на продукцию, а во-вторых, повысить оплату труда работников.

Форд полагал, что правильная организация производства предполагает

1) замену ручного труда машинным,

2) заботу о работниках, заключающуюся в создании благоприятных условий труда (чистота в цехах, уют), а также

3) повышение качества продукции

4) развитие сети сервисного обслуживания.

В своей практике Форд стремился расчленить процесс производства на мельчайшие операции, в результате которого движение изделий от одного работника к другому зависело лишь от скорости, с которой выполняется операция. Именно это позволило ему снизить себестоимость продукции.

Недостатком научного менеджмента является то, что он во главу угла ставит технические средства, при помощи которых якобы можно решить любые проблемы.

Административная школа управления. Анри Файоль (1841—1925) — еще один выдающийся представитель менеджмента первой четверти XX века, разработавший основы административного подхода к управлению. Он, как и его единомышленники (Л. Урвик, Дж. Муни), имел опыт работы в качестве руководителя высшего звена на крупном предприятии. Именно этот опыт позволил Файолю сформулировать основы науки об управлении исходя из общих характеристик организации и закономерностей, которым она подчиняется. Административную школу называют также классической.

С точки зрения Файоля, эффективность производства может быть повышена не только за счет совершенствования приспособлений труда и операций, которые должен выполнять работник, но и за счет правильной организации работы целого предприятия. Следовательно, роль администрации с точки зрения концепции Файоля заметно возрастала. Под эффективным административным управлением Файоль понимал такое управление предприятием, которое позволяет извлечь максимум возможного из имеющихся в распоряжении ресурсов.

Административная функция рассматривалась Файолем как одна из функций управления (наряду с производственной, коммерческой, финансовой, кредитной и учетно-бухгалтерской функциями). Кроме того, Файоль показал, что административная функция реализуется на всех уровнях организации. Файоль выделил 14 принципов управления: 1) разделение труда, благодаря которому удается повысить его производительность; 2) равновесие между полномочиями и ответственностью; 3) дисциплина; 4) единоначалие, при котором работник подчиняется только одному руководителю; 5) единство направления движения всех подразделений организации; 6) главенство общих интересов над личными; 7) достойное вознаграждение как условие верности работников; 8) равновесие между централизацией и децентрализацией; 9) иерархичность организации; 10) порядок во всем; 11) справедливость, представляющая собой сочетание доброты и правосудия; 12) стабильность персонала и недопустимость текучки кадров; 13) инициативность в построении и выполнении плана; 14) корпоративный дух — ощущение себя членом команды. Представители этой школы выделяли три основные функции бизнеса: финансы, производство и маркетинг. Они полагали, что это разделение может лечь в основу оптимального деления организации на подразделения. Концепция научной бюрократии.Еще одна научная школа классического направления менеджмента разработана немецким ученым Максом Вебером (1864-1920гг.), она предполагала анализ компании как бюрократической организации. Управление, по Веберу, должно строиться на безличной, сугубо рациональной основе. Он определил эту форму как бюрократию. Такая концепция предполагала четкое определение должностных обязанностей и ответственности работников, ведение формальной отчетности, разделение собственности и управления. Бюрократические правила и процедуры являют собой стандартный способ взаимодействия: к каждому из сотрудников предъявляются одни и те же требования, все они руководствуются одними и теми же правилами. Именно бюрократия позволила многим организациям добиться высокой эффективности деятельности, и не носила в подходе Вебера негативного смысла. В своей главной работе «Теория социально-экономической организации» Вебер сформулировал принципы построения «идеальной» организации. Бюрократические модели построения организации получили большое распространение в 30-40-е гг. XX века. В дальнейшем увлечение этим подходом («организация работает как машина») привело к усилению громоздкости управленческих структур и стало препятствовать гибкости и оперативности предпринимательской деятельности. В целом период доминирования классического направления менеджмента был плодотворным - появилась наука управления, новое фундаментальное понятие, повысилась эффективность. Школа человеческих отношений. Классическая школа менеджмента в недостаточной степени учитывала человеческий фактор как основополагающий элемент эффективности организации. Поэтому в 30-50гг. XX в. получила распространение неоклассическая школа, а в ее составе - школа человеческих отношений, перенесшая центр тяжести в управлении с выполнения производственных задач на отношения между людьми. Возникновение этой школы непосредственно связано с именем немецкого психолога Гуго Мюнспгербергера (1863-1916гг.), переехавшего в США. Он фактически создал первую в мире школу промышленных психологов, был одним из основателей психотехники (отбор кадров, тестирование, совместимость и т.д.). В своей работе «Психология и промышленная эффективность», получившей широкую известность, он сформулировал принцип отбора людей на руководящие должности. Особая заслуга в создании теории и практики человеческих отношений принадлежит психологу Элтону Мейо (1880-1949гг.), проведшему «хатторнские эксперименты» в городке Хатторн вблизи г.Чикаго на предприятиях фирмы «Вестерн Электрик». Они продолжались с 1927 по 1933 гг. и не имеют аналогов по масштабности и длительности. Эксперименты показали, что можно влиять на отношение людей к труду посредством создания неформальных групп. Искусство общения с людьми должно было стать главным критерием отбора администраторов, начиная с мастера. Работы Мейо и его сподвижников положили начало многочисленным исследованиям взаимоотношений в организациях, выявлению мотиваций к труду, роли небольших групп. Это определило развитие управленческой теории и практики на четверть века вперед. Сторонники психологического подхода полагали, что основной акцент в менеджменте должен быть смещен на человека и человеческие отношения. Они исходили из того неоспоримого факта, что деятельностью человека управляют не экономические силы, а разнообразные потребности, причем деньги далеко не всегда способны эти потребности удовлетворить. Конечно, этот подход является крайностью, поскольку процесс управления сочетает в себе самые разные аспекты. Однако эта крайность была закономерной: она представляла собой ответ на чрезмерный интерес к технологии, свойственный научному менеджменту. Представители школы человеческих отношений исследовали процессы управления при помощи методов, разработанных в социологии и психологии. В частности, именно они первыми стали применять тесты и особые формы собеседования при приеме на работу. В результате проведенных исследований Э. Мэйо пришел к выводу, что такие факторы, как логичные трудовые операции и высокая заработная плата, высоко оцениваемые сторонниками научного менеджмента, далеко не всегда влияют на повышение производительности труда. Он установил, что производительность труда в не меньшей степени зависит и от отношений с другими работниками. По этой причине представители школы человеческих отношений утверждали, что эффективным управление может быть только в том случае, если руководители в достаточной степени знают личностные особенности своих подчиненных, их сильные и слабые места. Только в этом случае руководитель может полно и эффективно использовать их возможности. Суть концепции, развивающейся в русле человеческих отношений, состоит в разработке рабочих заданий в соответствии с принципом мотивации, когда работники получают возможность полностью реализовать свой потенциал и тем самым удовлетворить свои высшие потребности. К наиболее известным представителям относят Абрахама Маслоу (1908-1970гг.). Психоаналитик и ученый-теоретик, он пришел к выводу, что существует иерархия потребностей, основу которой образуют физиологические потребности, на которые опираются потребности в безопасности, принадлежности, самоуважения и, наконец, самоактуализации. Основываясь на этой теории Дуглас Макгрегор сформулировал Теорию Х и Теорию У. Классический менеджмент основывается на первой из них, а вторая - более реалистична и полна. Предположения теории У сводятся к тому, что нет врожденной неприязни к труду, внешний контроль и санкции - не единственный и не самый эффективный способ контроля (мотивации), большинство работников способны проявлять изобретательность и что, наконец, потенциал интеллекта «среднего» индивида используется далеко не полностью. Их исследования способствовали возникновению в 60-е годы особой управленческой функции " управление персоналом". Теория Маслоу была использована в качестве основы многих моделей мотивации труда, в том числе поведенческих подходов (бихевиоризма). Заслуги сторонников школы человеческих отношений очень велики. До них психология практически не располагала данными о том, как психика человека связана с его трудовой деятельностью. Именно в рамках данной школы были проведены исследования, которые существенно обогатили наши представления о психической деятельности. Поведенческая школа. Традиции школы человеческих отношений были продолжены в рамках школы поведенческих наук (Р. Лайкерт, Д. Макгрегор, К. Арджи-рис, Ф. Герцберг), идеи которой впоследствии легли в основу такого раздела менеджмента, как управление персоналом. В основе этой концепции лежали представления бихевиоризма — психологического направления, рассматривавшего поведение человека как реакцию на стимулы внешнего мира. Сторонники этого подхода полагали, что эффективности производства можно достигнуть, только воздействуя на каждого конкретного человека при помощи различных стимулов. В основе взглядов представителей этой школы лежало представление о том, что обязательным условием эффективности труда отдельного работника является осознание им своих собственных возможностей. Был разработан ряд методов, помогающих достичь этой цели. Например, для того чтобы повысить эффективность работы, предлагалось изменять ее содержание или привлекать работника к управлению предприятием. Ученые полагали, что при помощи таких методов можно достичь раскрытия возможностей работника. Впрочем, идеи школы поведенческих наук оказались ограниченными. Это не означает, что разработанные методы совершенно непригодны. Дело в том, что они действуют лишь в некоторых случаях: так, привлечение работника к управлению предприятием влияет на качество его работы далеко не всегда, поскольку все зависит в первую очередь от психологических особенностей человека. и их взаимодействия с различными формами участия человека в производстве.

Школа науки управления. Эта школа сформировалась в 50-е гг. XX в. и существует, совершенствуясь, до настоящего времени. Она привела к углублению понимания сложных управленческих проблем, благодаря разработке и применению моделей. Широко использованы количественные методы в помощь руководителям, принимающим решения в сложных ситуациях.

Наиболее известными представителями этой школы являются Р. Акофф, С. Бир, А. Гольдбергер, Р. Люс, Л. Клейн и др.

В школе науки управления различают два главных направления: производство рассматривается как «социальная система», во-первых, и используются системный и ситуационный анализ с применением матметодов и ЭВМ («РС»), во-вторых.

Школой было разработано большое количество принципов, правил, подходов и т.д. Ученые считают, что внедрение новых методов менеджмента отражает стремление компаний к достижению высоких результатов в условиях НТР, усиления социальных начал, росту постиндустриальных элементов жизнедеятельности фирм - информационных, безотходных, космических, биологических технологий, расширение и усложнение правовой базы, новых форм конкуренции, типов послепродажного обслуживания и т.д.

Назовем лишь некоторые новые эффективные подходы: дерево решений, мозговой штурм, управление по целям, диверсификация (конгломераты), теория Z, бюджетирование (с нулевой базой), кружки качества, портфельный менеджмент, интрапренерство.

Кроме процессного подхода (развит в 50-е гг., но зарождался в классической школе управления) широко стали применяться системный (конец 60-х - 70-е гг.) и ситуационный (80-90 гг.) подходы.

Системный подход рассматривает процессы и явления в виде совокупных целостных элементов, структур, движущих ими. Системы имеют иерархическое устройство, горизонтальные и вертикальные связи, системам присущи определенные функции, центростремительные и центробежные тенденции, обратные связи (помимо прямых), экзогенные и эндогенные факторы развития.

Системы делятся на закрытые, функционирующие изолированно (независимо) от внешней среды, и открытые - связанные с метасистемой, внешним воздействием. Простые и сложные системы различаются деревом целей.

Системный подход в 60-70-е гг. становится универсальной идеологией менеджмента, а системный анализ - общепризнанным инструментарием. Применение теории систем к управлению облегчило для руководителей задачу увидеть организацию (фирму) в единстве составляющих ее частей и их разновременной динамики. Методология системности помогла интегри­ровать вклад всех школ, в разное время доминировавших в теории и практи­ке управления, не противопоставляя, а дополняя и пополняя известные управленческие новации.

Ситуационный или кейзовый подход (кейз-ситуация) является и способом мышления и набором конкретных действий. Разработанный в Гарвардской школе бизнеса (США) этот подход направлен на выработку ситуационного мышления и непосредственное использование полученных теоретических знаний, ведет к анализу реальных ситуаций и принятию типологичных решений. Ситуационный подход, в отличие от процессного и даже системного, чаще используют в нестандартных случаях, в ситуациях неопределенности, неожиданного нестандартного реагирования окружающей среды. Подход такого рода воспитывает у менеджеров особые качества: гибкость, предвидение, умение принять запрограммированные решения в нестандартных ситуациях, быть оригинальными в достижении целей. Это управление антикризисного типа, массовых расстройств типичного хода процесса, катаклизмов и т.п.

Рассмотрение ситуации как важного явления было предвосхищено еще Мери П. Фоллет в 20-е гг. Однако лишь значительно позже это вошло в «жизнь менеджмента».

Учет ситуаций очень важен и при сравнении стилей управленческой культуры в различных странах.

В описываемый период появи­лись заметные различия и в национальных (страновых) подходах. Наиболее ярко это видно при сравнении американской, японской и европейской тра­диции.

В конце века, на рубеже 90-х гг., в развитии менеджмента просматриваются следующие тенденции:

1. В связи с усилением влияния научно-технического прогресса на достижение целей организации, роли качества продукции в конкурентной борьбе и усложнения места и роли предложения (сэплайсайдеры) в экономике - произошел как бы возврат (на новом историческом уровне) к проблемам производства, осознании значения материально-технической базы современного производства.

2. Усиление внимания к различным формам демократизации управленческих функций, участие рядовых работников в управлении, в прибылях
3. Возрастание влияния международных внешних условий, интернационализация управления. Возникает проблема «стыковки» местного (национального) и международного типов управления, пределов универсальности методов менеджмента, учет неустранимых национальных стилей менеджмента.

Административная школа менеджмента.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.