Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема № 7

Анализ реализации продукции

1. Анализ изменения объема реализации.

2. Оперативный анализ реализации.

3. Анализ выполнения договорных обязательств.

 

1. Реализация – один из важнейших показателей деятельности предприятия. Она представляет собой заключительный этап кругооборота средств, а, следовательно, основной источник поступления денежных средств. По объему реализации можно судить о масштабах и роли предприятия в деловом мире, а его изменение в сторону увеличения или уменьшения свидетельствует о положительных или отрицательных тенденциях в развитии бизнеса. В конечном счете величина реализации отражает результаты работы всех производственных подразделений, инженерных и административных служб предприятия, а также степень доверия к нему у потребителей и покупателей. В связи с этим анализ реализации должен привлекать особое внимание.

Основными задачами анализа реализации является:

1) охарактеризовать источники информации, привлекаемые для анализа;

2) изучить динамику и степень выполнения плана реализации и объема производства продукции в действующих и сопоставимых ценах;

3) обосновать факторы изменения реализации продукции и провести их количественное измерение;

4) оценить выполнение договорных обязательств;

5) провести анализ качества продукции;

6) оценить выполнение плана по ассортименту и структуре продукции;

7) выявление неиспользованных возможностей увеличения объема реализации и выполнения договорных обязательств;

8) провести анализ показателей ритмичности выпуска и реализации продукции.

 

Объем реализации может характеризоваться выручкой от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов).

Основные источники информации для проведения анализа: бизнес-план, форма №2 «Отчет о прибылях и убытках», данные бухучета и др.

Объектами анализа реализации производства продукции являются показатели, приведенные на рисунке.

 

 


+ –

 

 


Объем реализации (объем продаж) – это результат действия многочисленных факторов. Всю совокупность факторов можно подразделить на 2 группы:

1) факторы, связанные с процессом производства продукции, т.е. находящиеся в сфере производства;

2) факторы, связанные с отгрузкой и реализацией продукции, т.е. находящиеся в сфере обращения.

Факторы, действующие в сфере производства, обеспечивают своевременный выпуск готовой продукции. В качестве важнейших факторов можно отметить: обеспеченность предприятия трудовыми и материальными ресурсами и эффективность их использования, техническое состояние основных фондов и уровень их фондоотдачи.

Факторы, действующие в сфере обращения, прежде всего, связаны с надлежащей работой отделов маркетинга, сбыта, финансового, а также с обеспеченностью предприятия упаковкой, тарой, транспортным средством и другими условиями реализации.

При изучении влияния на объем реализации вышеназванных двух групп факторов следует сопоставить объем реализации с объемом товарной продукции в сопоставимых ценах. Для этого воспользуемся аналитической таблицей.

 

млн.руб.

Показатели Пред. год Отчетный год Отклонение (+, –)
план факт от предыд.года от плана
млн. руб. в % к объему реализ. пред. года млн. руб. в % к объему реализ. пред. года
1. Реализация 2. Товарная продукция 3. Изменение остатков нереализованной продукции (+, -) (2-1)     -400     -100     -550 +750   +600   -150 3, 26   2, 65   -0, 61 +850   +400   -450   3, 71   1, 75   -1, 96

 

Приведенные данные позволяют сделать вывод о том, что на изменение фактического объема реализации от предыдущего года и от плана повлияли факторы, действующие как в сфере производства, так и в сфере обращения. Факторный анализ следует начинать с определения объекта факторного анализа.

В нашем примере объектом факторного анализа является отклонение фактического объема реализованной продукции по сравнению с предыдущим периодом и по сравнению с планом. Они составили соответственно: 750 млн.руб. или 3, 26% и 850 млн.руб. или 3, 71%. Рост объема реализации по сравнению с предшествующим периодом на 750 млн.руб. был обеспечен увеличением выпуска ТП на 600 млн.руб., что в % к объему ТП предшествующего периода составило 2, 65%, а также сокращением остатков нереализованной продукции на складе, что позволило увеличить объем реализации на 150 млн.руб., или на 0, 61%. Результаты факторного анализа отклонения фактического объема продаж от объема продаж за предшествующий период можно представить в виде схемы:

 

ОФА +750 млн.руб., или 3, 26%

 

Факторы в сфере Факторы в сфере

производства обращения

+600 млн.руб., или 2, 65% +150 млн.руб., или 0, 61%

 

На сверхплановый объем реализации оба фактора также оказали положительное влияние. Схематично это можно представить следующим образом:

 

ОФА +850 млн.руб., или 3, 71%

 

Факторы в сфере Факторы в сфере

производства обращения

+400 млн.руб., или 1, 75% +450 млн.руб., или 1, 96%

 

Таким образом, проведенный факторный анализ показывает, что анализируемое предприятие проделало большую работу по изысканию возможностей увеличения объема производства ТП, а также сокращение остатков нереализованной продукции.

Дальнейший анализ должен быть направлен на изучение факторов, оказавших влияние на рост объема производства ТП. Кроме того, изучаются условия, вызвавшие сокращение остатков нереализованной продукции. Информацию об остатках можно получить из данных бухгалтерского учета.

Важной задачей анализа реализации товаров, продукции, работ, услуг является определение резервов ее роста. Поиск резервов производится по факторам, влияющим на объем реализации, т.е. в сфере производства и в сфере обращения.

К резервам, находящимся в сфере производства, относится комплектный резерв увеличения объема производства ТП за счет повышения эффективности использования производственных ресурсов предприятия.

Резервы роста объема продаж в сфере обращения – это прежде всего, сокращение сверхплановых запасов готовой продукции на складе.

 

2. Оперативный анализ реализации

Оперативный анализ реализации продукции позволяет исследовать многостороннюю деятельность всех подразделений предприятия, своевременно выявлять причины невыполнения планов и неиспользованные резервы по увеличению объема продаж.

Оперативный анализ реализации продукции составит перед собой следующие задачи:

1) контроль за ходом выполнения плана отгрузки продукции;

2) изучение степени выполнения договорных обязательств перед покупателями;

3) выявление основных факторов, повлиявших на отклонение от плана реализации продукции.

Реализация продукции является одним из наиболее объективных оценочных показателей. От успешности выполнения плана по реализации во многом зависит выполнение плана по прибыли. Анализ реализации ТП позволяет исследовать влияние целого комплекса факторов, определяющих конечные результаты производственной и коммерческой деятельности. Чем выше степень оперативности такого анализа, тем эффективнее использование его данных для управления.

Вместе с тем существующая методика и организация оперативного анализа объема реализации не полностью удовлетворяет предъявляемым к ним требованиям. На практике оперативно осуществляют лишь контроль за оплатой счетов потребителями продукции. Оперативный анализ реализации должен обеспечить оценку выполнения плана и раскрытие влияния отдельных факторов на объем реализованной продукции и причин, их вызвавших.

Процесс реализации товарной продукции проходит в 3 этапа: выпуск продукции, отгрузка и денежные расчеты за отгруженную продукцию. С точки зрения контроля за выполнением плана реализации анализ этих показателей должен проводиться взаимоувязано.

Оценка выполнения плана реализации проводится на основе сопоставления фактического объема реализации с плановым. Такие сопоставления целесообразно проводить в стоимостном и натуральном выражении. Кроме того, оперативный анализ должен проводиться:

- по ассортименту;

- покупателям;

- договорам;

- видам оплаты.

Сопоставления проводятся за день и сначала месяца в журнале оперативного учета реализации продукции. В этом журнале ежедневно фиксируются количество и сумма всей реализованной продукции по отдельным ее видам. При этом выявленные отклонения фактических величин от плановых позволяют выяснить общую производственную обстановку и степень выполнения установленных заданий по выпуску, отгрузке и реализации изделия.

Рассматривая числовые значения отклонений показателей, прежде всего, обращают внимание на те, по которым имеется значительный разрыв между фактическими и плановым величинами. Для выяснения и изучения причин неравномерности выпуска, отгрузки и реализации целесообразно использовать баланс товарной продукции, составляемый на декаду.

 

Пример.

Прейскурантный номер изделия.

 

Показатели По плану, шт. По отчету, шт. Отклонение (+, –)
шт. %
1. Остаток на складе на 1 января 2. Поступило из производства за первую декаду 3. Отгружено потребителям за 1 декаду 4. Остаток на складе (1+2-3)         +200 -1000   -450   -350 +20, 0 -6, 67   -3, 0   35, 0

 

Приведенные данные позволяют констатировать, что за первую декаду было отгружено потребителям на 450 единиц продукции меньше, чем планировалось, что составляет 3 %. Основной причиной явилось здесь невыполнение плана выпуска продукции: было проведено на 1000 штук меньше продукции, что в % к плану составило 6, 67. Невыполнение плана отгрузки могло быть больше, если бы не сократились остатки на складе.

Основными причинами отклонения объема реализованной продукции могут быть: влияние конъюнктуры рынка, нарушение графика поставки продукции, несоблюдение сроков передачи счетов – платежных требований в банк для оплаты, несоблюдение сроков оплаты счетов за отгруженную продукцию покупателями и т.д. Оперативный анализ позволяет раскрыть отрицательные причины отклонений с целью их устранения в ходе оперативного управления.

Для определения вышеперечисленных причин, оказавших влияние на объем реализации, используются счета – платежные требования, выписки банка, извещение о причинах отказа от оплаты отгруженной продукции. На основании полученных извещений банка на все счета – платежные требования следует подразделить на оплаченные и неоплаченные. Неоплаченные счета группируются по причинам отказа от акцепта. Кроме того, определяются причины несоблюдения сроков оплаты счетов, что дает возможность принять соответствующие меры к взысканию задолженности. Таким образом, баланс товарной продукции позволяет определить зависимость объема отгруженной продукции от успешного выполнения плана ее выпуска и изменения остатков на складе. Объем отгруженной продукции будет расти, если растет выпуск продукции и снижаются остатки нереализованной продукции на складе. Математически эта зависимость может быть представлена в виде следующей формулы:

+ ∆ Тотг = + ∆ Твпнпк - Онпн),

 

где + ∆ Тотг – отклонение от лана объема отгруженной продукции;

+ ∆ Твп – сверхплановый выпуск продукции;

Онпк - Онпн – изменение остатков нереализованной продукции.

 

3. Анализ выполнения договорных обязательств

 

Для оценки деятельности предприятия в современных условиях следует использовать показатель объема реализации продукции с учетом заключенных договоров.

В условиях рынка важно наладить сбыт своей продукции. Это требует достаточно больших усилий, т.к. необходимо учитывать интересы покупателей: обеспечить 100%-е выполнение договорных обязательств; поставлять продукцию в сроки, предусмотренные в договорах; продукция должна отвечать всем требованиям по качеству.

Пренебрежение интересами покупателей приводит к сокращению объемов продаж из-за потери партнеров – покупателей и, в конечном счете, ведет к банкротству.

Основными задачами анализа объема реализации продукции с учетом выполнения договорных обязательств по поставкам являются:

1) дать оценку выполнения плана;

2) изучить причины невыполнения плана поставок;

3) определить, к каким негативным последствиям приводит невыполнение предприятиями договорных обязательств;

4) определить неиспользованные предприятием возможности для выполнения обязательств.

Изучая степень выполнения объема реализации с учетом обязательств по поставкам продукции, исходят из того, что сверхплановая поставка продукции одним покупателям не засчитывается за недопоставку другим.

Поэтому при определении % выполнения плана по объему реализации с учетом выполнения обязательств по поставкам, из планового объема вычитается сумма недопоставленной продукции, которая может быть восполнена в последующие периоды. Для выполнения данной операции используем следующую аналитическую таблицу:

млн.руб.

 

Виды прод. Общий объем реализации по договорам Стоимость недопоставленной продукции с учетом восполнения ее в последующие периоды Выполнение плана по реализации с учетом выполнения заданий по поставкам
сумма %
А Б В     96, 8
Итого:       96, 9

 

Дальнейший анализ должен быть направлен на изучение причин отклонений от плановых заданий.

Основными причинами недовыполнения обязательств по поставкам являются:

1) внешние:

а) заказы, размещаемые на предприятиях, не сбалансированы с производственной возможностью предприятия, т.е. не увязаны с производственной мощностью предприятий и обеспеченностью их трудовыми и материальными ресурсами;

б) из-за ошибок разработчиков новой продукции бывает не отлажена технология;

в) слабо используется конкурсная основа размещения госзаказа;

г) серьезным препятствием является отгрузка поставщиком продукции мелкими партиями многочисленным потребителям. Возникает необходимость накопления контейнерной или вагонной нормы, что приводит к срывам срока отгрузки.

2) внутренние:

а) нарушение трудовой и технологической дисциплины;

б) отсутствие контроля за выполнением суточных и сменных графиков выпуска продукции;

в) штурмовщина и аврал;

г) низкое качество продукции и брак;

д) недостаточная заинтересованность работника предприятия;

е) недостатки в работе финансового отдела и отдела сбыта.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Приложение 1. В практике международной торговли, учитывая то, кто организовывает и оплачивает транспортирование товаров от производителя к покупателю | Температура




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.