Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Информация, которую необходимо получить от предприятия, для проведения комплексного анализа






1.Обычная информация.

1.1. Названия предприятия.

1.2. Отрасль (код по ОКОНХ, наименование).

1.3. Профиль (что выпускает).

1.4. Номер и дата регистрации.

1.5. Месторасположение (страна, регион, город).

1.6. Полный юридический и почтовый адреса (индекс).

1.7. Наличие филиалов (количество).

1.8. Число работников.

1.9. Учредители (фамилия, имя, отчество; название, процент­ная и рублевая доли участия в уставном капитале — УК).

1.10. Банковские реквизиты.

1.11. Структура У К (сумма, оплаченная и неоплаченная час­ти УК, количество и тип акций).

1.12. Котировки акций (рыночная или биржевая стоимость акций на конец каждого месяца).

1.13. Структура управления (должность, фамилия, имя, отче­ство или название, доля в УК в процентах и в рублях руководящих работников или структур).

1.14. Контактные телефоны.

1-15. Земельный участок (площадь, форма владения, текущая цена за 1 га, арендная плата, сумма земельного налога).

1-16. Краткая биография директора и руководящих сотруд­ников.

1-17. Профессиональные консультанты (если есть).

2.Отчетные документы (за последние 3 года).

2.1. Форма 7 (баланс).

2.2. Форма 2 (отчет о финансовых результатах).

2.3. Форма 5.

2.4. Дополнение к форме 2.

2.4.1. Административные расходы.

2.4.1.1. Затраты на оплату труда персонала.

2.4.1.2. Командировочные расходы и компенсации.

2.4.1.3. Расходы за услуги финансовых институтов.

2.4.1.4. Представительские расходы.

2.4.1.5. Прочие хозяйственные расходы.

2.4.2. Расходы на реализацию продукции.

2.4.2.1. На транспортирование.

2.4.2.2. На рекламу.

2.4.2.3. На тару и упаковку.

2.4.2.4. Складские расходы.

2.4.2.5. Прочие расходы.

2.4.2.6. ВСЕГО текущих расходов.

3.Готовая продукция.

3.1. Ассортимент (название выпускаемой продукции).

3.2. Объем выпуска каждого вида продукции.

3.3. Объем и цена продажи каждого наименования.

3.4. Себестоимость изделия.

3.5. В какой регион и в каком объеме продается. Информация по п.З. должна быть за каждый год, за отчет­ный период текущего года.

4.Основные средства (стоимость производственных и непроизводственных основных фондов и их износ). |

5.Поставщики. |

5.1. Месторасположение основных поставщиков сырьй| (регион, город).

5.2. Цены на основное сырье, применяемое в производств (по годам, за последний год по кварталам).

6.Основные конкуренты (предприятия, выпус­кающие подобную продукцию).

Вся совокупность внешней и внутренней информациииспользуется для разработки плана инвестирования средств бизнес-плана инвестиционного проекта.

Другое применение бизнес-план находит при эволюционном развитии предприятия, когда речь идет о бизнес-планировании производственно-хозяйственной деятельности предприятия и слово " бизнес" призвано отразить учет рыночного окружения этой деятельности. Именно в этом смысле говорят о бизнес-плане предприятия — как о плане его работы на год, на два и т.д. В этом контексте инвестиционные проекты могут яв­ляться составными частями бизнес-планов.

Такой подход обусловлен следующими обстоятель­ствами:

- необходимостью объективно определять потенциальные возможности предприятия с учетом целей его деятельности, стратегии и тактики их достижения, что реализуется в перспек­тивных и текущих планах;

- необходимостью выявить слабые и сильные стороны предприятия, что особенно важно для повышения эффективно­сти его деятельности.

Разработка бизнес-планов в странах с глубокими традиция­ми уважения к рыночным отношениям отличается тщательной проработкой всех основных разделов, что предопределено са­мим характером внешнего окружения бизнеса и потребностью в учете и согласовании интересов разных его участников (или их групп), снижении уровня риска, оценки возможностей его расширения в перспективе и т.д.

 

 

Структура бизнес-плана

 

Главной задачей, стоящей перед разработчиками бизнес-планов, является задача по привлечению инвесторов. Практически каждая финансовая структура (потенциальный инвестор) имеет свои стандарты (форматы) по подготовке документов c целью кредитования заемщиков, однако цель всюду одна — не­обходимо обеспечить доказательство финансовой эффективности проекта, другими словами — вложенные в проект деньги принесут ожидаемую прибыль.

Для этого сначала формируют доходную часть проект (продукция, цены, рынок, продажи), затем — расходную (затрат) на приобретение оборудования, сырья, материалов, заработную плату), при этом учитывают возможные варианты организационно-правового обеспечения бизнеса и схемы финансирования, после чего переходят к расчетам эффективности и ее анализу, используя порой методы исследования и учета рисков.

Как один из возможных вариантов можно рассмотреть следующую структуру бизнес-плана производства новой продукции:

1. Описание производимой продукции или услуг.

2. Рынок сбыта продукции.

3. Конкуренты.

4. План маркетинга.

5. План производства.

6. Организация производства.

7. Юридический план.

8. Финансовый план.

9. Стратегия финансирования.

10. Резюме.

11. Приложения.

В приложении к бизнес-плану приводятся документы юри­дического характера (уставные документы, права на владение или пользование ресурсами и т.д.).

Пример структуры другого бизнес-плана, более дробной и связанной с расширением уже существующего производства:

1. Введение

2. Цель предпринимательской деятельности.

3. Характеристика и потенциал предприятия.

4. Описание вида предпринимательской деятельности.

5. Описание продукции.

6. Оценка рынков сбыта.

7. Описание и оценка конкурентов.

8. Прогноз сбыта продукции.

9. Стратегия маркетинга.

10. План маркетинга.

11. План производства.

12. Оргструктура и менеджмент.

13. Персонал.

14. Анализ прибыльности продукции.

15. Финансовая стратегия.

16. Финансовый план.

17. Приложения.

Наиболее важна роль планирования нового вида деятельно­сти предприятия (создание новой продукции и выход с ней на рынок, предоставление клиентам новых видов услуг и т.п.). При этом нужно четко определить все возможные проблемы, выявить реальные направления, способы их решения, предста­вить потенциальным партнерам, будущим инвесторам и другим заинтересованным сторонам всю необходимую информацию.

Бизнес-план — документ планового характера, опре­деляющий цели нового бизнеса (или развития уже существующего), задачи управления им и его организации и намечающий пути и способы достижения поставленных целей на основе анализа всех возникающих при этом проблем.

Бизнес-план следует разрабатывать не только при обосновании нового вида деятельности в области предпринимательст­ва, но также и в ряде других случаев:

• при выходе с новой или уже выпускаемой продукцией внешние рынки;

• при необходимости привлечения инвесторов;

• при получении кредитов;

• при составлении планов финансовой деятельности;

• при росте объемов производства продукции.

В сегодняшних российских условиях разработка бизнес-плана — процедура, имеющая большое значение, так как он позволяет определить потенциал предприятия, поставить новые цели и задачи, выработать наиболее рациональные управленческие решения, согласовать действия подразделений, выявить слабые и сильные стороны кадров и всего предприятия. В целом она дает возможность оценки нового дела и уменьшить риска его провала.

В бизнес-плане даются результаты аналитических исследований наиболее важных аспектов производства и финансовых потребностей предприятия, излагается информация о предполагаемых доходах, что позволяет заинтересовать и привлечь инвесторов.

Бизнес-план составляется как для внутреннего, так и для внешнего пользования, но все-таки чаще всего его состав­ляют для будущих инвесторов, для заключения с ними со­глашений об инвестициях и кредитах, т.е. для сторонних организаций и лиц.

Для внутреннего пользования бизнес-план обычно состав­ляется на 3—5 лет, но он может корректироваться ежегодно.

При разработке долгосрочных планов необходимо учитывать следующие внешние факторы и условия:

• ситуацию с ресурсами (в настоящее время и на перспек­тивный период);

• возможности конкурентов;

• товары конкурентов и состояние рынков сбыта;

• предполагаемый риск;

• отношение структурных единиц предприятия (дочерних предприятий);

• потенциальные возможности производственного персонала;

• результаты анализа организации управления предприятием;

• результаты анализа организационно-технического уровня производства;

• перспективы улучшения технологии на предприятии.

Бизнес-план должен быть тщательно документирован, так как будет детально изучаться потенциальными инвесторами, кредиторами и т. п., поэтому его подготовкой должны зани­маться те, кто будет исполнять бизнес-план. К созданию биз­нес-плана следует привлекать в ряде случаев специалистов сто­ронних организаций — экспертов, консультантов в области права, рекламы, исследования рынка и т.д.

Как и всякий перспективный документ, бизнес-план дол­жен периодически пересматриваться в зависимости от ситуа­ции, действующей и возможной конъюнктуры и корректиро­ваться в интересах дела (для успешных отношений с инвесто­рами и другими заинтересованными сторонами).

К бизнес-плану как важнейшему инструменту управления бизнесом предъявляются следующие требования:

• достоверность (отражение истинного состояния дел на предприятии);

• своевременность (составление и соответственно исполь­зование по назначению в нужное время);

• достаточность (наличие минимально необходимого объе­ма информации);

• понятность и доступность для восприятия.

Кроме того, материалы бизнес-плана должны обладать:

• четкостью и логической последовательностью;

• убедительностью аргументации;

• конкретностью;

• обоснованностью всех положений и их привлекательно­стью.

Считается, что нельзя составлять бизнес-план большого объема и перегружать его лишней информацией, так как он обычно просматривается и используется многими деловыми людьми. Однако объем связан прежде всего с самим характе­ром бизнеса. При составлении бизнес-плана необходимо при­держиваться определенной структуры (логики построения биз­нес-плана).

 

 

Содержание бизнес-плана

 

Основное внимание в бизнес-плане должно быть сфокусировано на следующих вопросах:

• Сколько вам потребуется средств?

• Как будут использоваться предоставленные вам деньги?

• Где и как вы намерены продавать вашу продукцию и услуги?

• Как вы собираетесь вернуть деньги вашим инвесторам?

 

Бизнес-план должен содержать следующие разделы:

I. Краткое изложение. В раздел должно входить сжатое описание предприятия, основных функций руководства, финансовых потребностей. Он составляется не более чем на двух стра­ницах; в нем отражается краткое изложение бизнес-плана.

А. Описание бизнеса:

1. Какого рода деятельностью занимается компания?

2. Как развивалась компания до настоящего времени?

Б. Управление:

1. Кто входит в число руководителей?

2. Какие функции будут выполнять руководители?

3. Каких успехов в прошлом удавалось добиться руководству?

В. Основные финансовые показатели:

I. Как можно выразить в цифрах прошлые достижения компании?

Г. Потребности в инвестициях:

1. Сколько необходимо средств?

2. Как они будут использованы?

3. Как собираетесь вернуть кредит (инвестиции)?

II. Компания. Раздел должен содержать подробное описание деятельности компании в настоящее время, ее истории и стра­тегии. Свяжите, если это возможно, прошлые достижения с по­тенциальным успехом в будущем.

А. История компании:

1. Как была основана компания?

2. Чего удалось достичь компании на сегодняшний день?

3. Какова роль нынешнего руководства в этих достижениях?

4. Предоставьте основную информацию о финансах (увели­чение объема продаж, доходов или активов).

5. Каков юридический статус компании в настоящее время?

Б. Текущая деятельность:

1. Какие товары или услуги вы предлагаете на рынке?

2. Что отличает вашу компанию, делает ее уникальной?

3. Каков географический спектр деятельности в пределах России?

4. Ведется ли продажа товаров (услуг) за рубеж? В каком объеме?

5. Имеются ли у вас клиенты или поставщики за пределами России? Какова процедура расчетов и доставки? Сколько на это уходит времени?

6. Сколько магазинов или других учреждений есть у компа­нии?

7. Сколько человек работает в компании?

8. Стратегия ведения дел:

1. На какие существенные возможности рынка нацелена компания?

2. Цели компании на ближайшее будущее.

3. План по достижению этих целей.

III. Отрасль деятельности. Обзор отрасли должен включать информацию о размере рынка, основных участниках на рынке в данной отрасли промышленности и о тенденциях развития отрасли. Руководство компании должно продемонстрировать свое понимание данной отрасли, а также влияния внешних факторов на развитие компании.

А. Промышленность:

1. Оцените размер отрасли промышленности по объему продаж и доходам.

2. Эта отрасль промышленности расширяется или сужает­ся? С какой скоростью и почему? Что является основой этих оценок?

3. Какие основные структуры задействованы в этой про­мышленности: компании, государственные организации, поставщики, клиенты? Какую роль они играют?

4. Перечислите основных участников.

5. Доминирует ли в этом секторе несколько ведущих ком­паний или он разделен на мелкие компании?

6. Существует ли большое количество потенциальных кли­ентов или небольшое, но ориентированное на большие объемы продаж?

Б. Критические факторы успеха:

1. Что обеспечивает успех компании в данной отрасли?

2. Ожидаются ли в ближайшем будущем изменения, такие, как новые технологии, новые продукты и конкуренты,, изменение приоритетов клиентов, которые могут повлиять на ключевые факторы успеха?

В. Оценка других факторов:

1. Какие законы, налоги, финансовая ситуация и факторы окружающей среды влияют на данную отрасль промышленности в общем и на компанию в частности?

IV. Продукт или услуга. Избегая специфических (техничес­ких) подробностей, опишите продукцию или услуги компании. Обратите внимание на различия между продукцией или услуга­ми, предоставляемыми вашей компанией, и аналогами, предос­тавляемыми конкурентами.

А. Продукция или услуги:

1. Опишите характеристики продукции или услуг.

2. Как изготавливается продукция? Как оказываются услуги?

3. Наличие патентов (патентная защита, патентная чистота).

4. Как эта продукция представлена в данной отрасли про­мышленности?

Б. Сравнение продукта или услуги:

1. Что делает уникальным продукцию или услугу?

2. Как качество вашей продукции можно сравнить с каче­ством продукции, производимой конкурентами?

3. Что делает продукцию необходимой?

4. Какие возможности существуют для расширения произ­водства в будущем?

V. Маркетинг. В этом разделе определите и оцените рыноч­ные возможности бизнеса: оцените существующий и потенциальный спрос на продукцию, дайте точную и реали­стичную оценку конкуренции, сильных и слабых сторон пред­приятия (по сравнению с другими предприятиями). Основываясь на здравых предположениях, оцените потенциальные потребности в вашей продукции или услугах. Выкладки должны показывать чувствительность к " рыночным рычагам" и то, как изменения в окружающей среде влияют на ваш бизнес. По возможности опирайтесь в анализе на исследования рынка.

А. Клиенты:

1. Кто они?

2. Где территориально они расположены?

3. Является ли клиент и пользователь одним и тем же лицом?

4. Если возможно, определите различные группы клиентов.

5. Какая группа является для вас наиболее важной? Почему?

6. Основывается ли это на сознательной стратегии вашей компании?

7. Каких еще потенциальных клиентов вы надеетесь при­влечь? Каким образом?

8. Чем больше всего интересуются клиенты: ценой, качест­вом или обслуживанием?

9. Как могут измениться потребности ваших клиентов в бу­дущем?

Б. Конкуренция:

1. С какими компаниями вы конкурируете?

2. Каковы ваши сильные и слабые стороны в этой конку­ренции?

3. Существуют ли какие-либо возможности на рынке, которые еще не используются? Как вы можете их использовать?

4. Оцените потенциальные возможности для участия новых конкурентов или использования новых форм конкуренции.

5. Существуют ли барьеры, затрудняющие предложение на рынке вашего продукта или услуги новыми организациями?

В. Ваша компания:

1. В каких единицах измеряется товарооборот вашей ком­пании? Какова долларовая стоимость каждой единицы при нынешнем курсе обмена (укажите курс обмена)?

2. Сколько единиц вы планируете продать в этом году? В следующем году?

3. Каким образом вы собираетесь достичь этих целей? (Если возможно, укажите в терминах физических, кадро­вых и финансовых ресурсов.)

4. Какие виды риска стоят на пути компании? Как ваша компания может их избежать?

5. Как ваша компания определяет цену на свои товары или виды услуг?

6. Являются ли ваши цены конкурентоспособными?

7. Какова разница между себестоимостью продукции (услуги) и ценой на нее?

8. С какими видами обслуживания клиентов и вопросами поставок сталкивается ваша компания?

9. Как вы будете привлекать своих клиентов в условиях конкуренции?

10. Как вы сможете предотвратить утечку клиентов?

11. Какие ресурсы, как финансовые так и кадровые, необхо­димы для достижения этих целей?

VI. Производственная деятельность. В этом разделе следует описать материально-технических средства, потребности в по­мещении, основном оборудовании, а также трудовые ресурсы, необходимые для достижения целей компании.

А. Имущество и оборудование:

1. Какими фондами компания владеет или что арендует в настоящее время?

2. Каково физическое состояние зданий и оборудования в настоящее время?

3. Какое основное оборудование необходимо для процесса производства или предоставления услуг?

4. Какое дополнительное имущество или оборудование бу­дет необходимо для осуществления целей бизнес-плана?

Б. Производство или предоставление услуг:

1. Каковы основные факторы успешного осуществления производственной деятельности?

2. Какие особые навыки требуются?

3. Какое требуется сырье?

4. Сколько поставщиков использует ваша компания?

5. Рассчитывает ли компания на какого-либо одного по­ставщика определенного вида продукции?

6. Какие запасы сырья и материалов поддерживаются ком­панией?

7. Как отражаются на функционировании компании сбои в поставках?

8. Какова производительность компании?

9. Достаточен ли достигнутый уровень продуктивности для

компании в будущем?

10. Каким образом осуществляется контроль над своевре­менными поставками и качеством? Как удается преодо­левать препятствия в этих областях?

VII. Управление. Управленческий состав и основной персонал на предприятии, его потенциал.

А. Основное руководство:

1. Перечислите основной управленческий персонал. Опишите опыт работы в промышленности и достижения. Одного небольшого абзаца будет достаточно для описания каж­дого менеджера.

2. Каких навыков, способствующих успеху компании, не хватает вашему управленческому персоналу?

Б. Структура организации и контроль:

1. Как распределены обязанности между руководством компании?

2. Каков план деятельности и бюджет компании?

VIII. Потребности в инвестициях. В разделе " Потребности в инвестициях " оцениваются дополнительные финансы, необхо­димые для выполнения поставленных перед компанией задач. Все расчеты и предполагаемые суммы должны быть хорошо до­кументированы и должны соответствовать данным, приведен­ным в разделе " Финансы".

В перспективной оценке необходимо указать, как будут ис­пользованы фонды. Следует разработать график возврата кре­дитов, если это потребуется. Руководство предприятия должно принять во внимание, что фонд будет проводить регулярные проверки возврата кредитов по представленному графику.

Необходимость в инвестициях:

Если возможно, используйте финансовое прогнозирование при ответе на следующие вопросы. (Данные должны быть представлены в долларовом выражении по действующему курсу обмена):

1. В каких размерах вам необходимо внешнее финансиро­вание?

2. Каковы личные финансовые обязательства управленче­ского персонала компании?

3. Каково желательное соотношение финансирования в кредит и долевого участия?

4. Как будут использоваться инвестиции?

5. Как и когда будут возвращены деньги кредиторам?

IX. Финансы. В разделе " Финансы" должно приводиться обоснование всего бизнес-плана.

Предположения, на которых основано финансовое прогно­зирование, важны не менее, чем сами прогнозы. Наглядно под­твердите ваши предположения необходимыми документами.

Все финансовые документы должны быть приведены как в рублевом, так и в долларовом выражении с указанием предполагаемого курса обмена для каждого периода.

А. Финансовые документы за предыдущий период:

Если возможно, предоставьте балансовые отчеты и отче­ты о результатах хозяйственной деятельности за предыдущие годы. Обсудите значительные расхождения в отчетах за пре­дыдущие годы.

Б. Прогнозируемые финансовые документы:

Подготовьте предполагаемые балансовые отчеты и отчеты о прибылях и убытках на ближайшие три года. (Прогнозы на пер­вый год следует представить на поквартальной основе.)

В. Предположения:

Подготовьте комментарий по финансовому прогнозирова­нию. Если цифры в финансовых документах за предыдущий период значительно отличаются от прогнозируемой оценки финансов, объясните, из-за чего это происходит. Ответьте на вопросы:

1. На основе каких предположений вы разрабатывали ос­новные финансовые документы?

2. Какие из ваших предположений больше всего зависят от существенных изменений? При каких условиях?

3. Как компания может оградить себя от неожиданных проблем в будущем?

X. Приложения. Приложения могут содержать информацию, полезную при анализе, но невключенную в основной текст бизнес-плана ввиду их большого объема и детализации. Такая информация может содержать:

А. Автобиографии главного управленческого персонала.

Б. Результаты исследования рынка.

В. Фотографии или рисунки продукции.

Г. Технические спецификации.

Д. Схему организационной структуры.

Е. Выборочные юридические документы.

Ж. Проекты продукции.

3. Планы производственных площадей.

И. Выборочные статьи из журналов и газет.

Среди многих критериев оценки экономической перспек­тивности проектов — степень подготовки и опыт работы управ­ленческого персонала предприятия, наличие рынка сбыта про­дукции предприятия, квалификация рабочих и служащих, по­требности в дополнительном производственном оборудовании, конкурентоспособность и качество продукции, текущее и пер­спективное финансовое состояние предприятия.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.