Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие международного коммерческого арбитража и его виды.






Тема 17. Международный гражданский процесс

 

Понятие международного коммерческого арбитража и его виды.

Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС) не является элементом государственной судебной системы. МКАС (в отличие от государственною арбитража) рассматривает споры между частными лицами (физическими и юридическими ли­цами различных государств), т.е. он разрешает частноправовые спо­ры, осложненные иностранным элементом.

По мнению В.Г. Тихини, «термин «международный» в названии этого суда носит услов­ный характер, поскольку МКАС учреждается по национальному праву и в своей деятельности руководствуется нормами внутреннего процессуального права. Термин «международный» он носит потому, что рассматривает споры, возникающие между сторонами междуна­родных коммерческих сделок (споры международного характера)».

Статья I Типового закона ЮНСИТРАЛ о международном коммерческом арбитра­же 1985 г. устанавливает, что арбитраж является международным, если на момент заключения арбитражного соглашения коммерческие предприятия сторон находят­ся в различных государствах, либо за пределами государства, в котором располо­жены коммерческие предприятия сторон, находятся место арбитража, определенное в арбитражном соглашении, или место исполнения спорных материально-правовых обязательств, или место, с которым связан предмет спора, либо стороны прямо договорились, что предмет арбитражного соглашения связан более, чем с одной страной.

Слово «коммерческий» в названии МКАС подчёркивает его не­государственную принадлежность. По своей юридической природе МКАС - это третейский суд, т.е. суд, формируемый самими сторо­нами и по их усмотрению.

По своей юридической природе арбитраж является разновид­ностью третейской формы защиты права. Третейский суд – исто­рически сложившаяся форма осуществления юрисдикции по граж­данским делам, функционирующая в большинстве стран наряду с государственным правосудием. Основная специфика третейского разбирательства как формы юрисдикции по гражданским делам такова. Во-первых, третейский суд является негосударственным органом, не входит в систему государственных судов и в отли­чие от государственных судов не осуществляет правосудие, так как правосудие является формой государственно-властной деятель­ности. Во-вторых, юридической основой компетенции третейского суда на разрешение спора является заключенное сторонами согла­шение о разбирательстве спора между ними в третейском суде, которое носит название третейского договора (третейского со­глашения, третейского компромисса).

В актах законодательства подавляющего большинства госу­дарств и в юридической литературе под «арбитражем», «арбит­ражным судом» (arbitration, arbitrage) понимается, как правило, именно третейский суд. Соответственно третейский суд, рассмат­ривающий споры в сфере экономической деятельности, именует­ся коммерческим (или торговым) арбитражем (commercial arbitration), разновидностью которого в свою очередь является международный коммерческий арбитраж (international commercial arbitration) - коммерческий арбитраж, рассматривающий споры в сфере международной экономической деятельности.

Арбитраж как форма разрешения споров используется также в международном публичном праве. Однако международно-пра­вовые третейские суды (например, Постоянная Палата третейско­го суда в Гааге и т.д.) рассматривают споры между государства­ми, международными организациями и иными субъектами между­народного публичного права, международный же коммерческий арбитраж предназначен для рассмотрения частноправовых спо­ров, возникающих между различными субъектами (в том числе и государствами) в области международных экономических связей.

В юридической литературе обращается внимание на наличие у арбитражной процессуальной формы рассмотрения междуна­родных экономических споров определенных преимуществ по сравнению с процессуальной формой рассмотрения таких споров в государственных судах.

Основными преимуществами обычно называют следующие.

1. Государственный суд создается государством и действует как одна из ветвей государственной власти. Третейские же суды (арбитражи) являются негосударственными органами, создаваемыми юридическими и/или физическими лицами. То есть арбитражные суды свободны от национальной при­страстности и протекционизма по отношению к субъектам како­го-либо государства. Деятельность большинства наиболее авторитетных арбитражных центров носит ярко выра­женный наднациональный характер. В арбитражной практике повсеместно можно встретить случаи, когда спор между субъекта­ми различных государств рассматривается арбитражным центром, расположенным на территории третьего государства, причем заседание проводится в четвертом государстве, а членами состава арбитражного суда являются граждане совсем иных государств.

2. Принимая решение, государственный суд как орган государственной власти, кроме следования внутригосударственным процессуальным нормам, склонен опираться и на внутреннее материальное право, а также может применить административно-правовые нормы. Арбитражи не являются органами государственного принуждения и не применяют норм административно-властного характера, а руководствуются преимущественно действительной волей сторон, выраженной в контракте, и, что очень важно, – обычаями. В-пятых, в отличие от разбирательства в государственном суде рассмотрение дел в арбитраже происходит негласно и конфиденциально.

3. Процессуальная форма рассмотрения спора в арбитраже менее формализована, чем в государственном суде. Разбирательство в третейском суде (арбитраже) может осуществляться в соответствии с его регламентом либо процедурой, определенной сторонами. В частности, стороны арбитражного разбирательства имеют право сами определить время и место рассмотрения спора, язык судопроизводства, порядок предоставления и исследования доказательств, а также вправе решить другие вопросы производства по делу.

4. В международном коммерческом арбитраже за сторонами признается право выбора не только самого арбитражного суда, компетентного рассматривать дело, но и конкретных лиц (арбит­ров), которые будут его рассматривать. При этом даже иностранные граждане могут быть назначены арбитрами. Арбитры к тому же не обязательно должны быть профессиональными юристами, а могут иметь какую-либо иную специальную подготовку, соответствую­щую характеру спора (например, в сфере фондового обращения, банковской деятельности и т.д.), либо просто обладать авторите­том и положительной репутацией у сторон спора.

5. Рассмотрение дел в арбитражных судах осуществляется на основании принципа конфиденциальности. Доступ в арбитраж­ное разбирательство представителей средств массовой информа­ции, публики не допускается, в то время как рассмотрение дел в государственных судах осуществляется, как правило, публично. Кон­фиденциальность рассмотрения дел соответствует интересам уча­стников международных экономических отношений, так как ис­ключает сообщение третьим лицам сведений, составляющих коммерческую тайну, а также информации о наличии, существе и об­стоятельствах самого спора, разглашение которой само по себе может по очевидным причинам крайне негативно сказаться на хозяйственной деятельности соответствующего субъекта.

6. Решение государственного суда, как правило, вступает в силу не сразу, что обусловлено наличием нескольких судебных инстанций и соответствующих стадий судопроизводства. Это решение может быть обжаловано, опротестовано, его исполнение может быть отсрочено или рассрочено. Арбитражное разбирательство проходит в одну стадию. Решение, принятое по его результатам, вступает в силу с момента вынесения и не может быть обжаловано в кассационном и надзорном порядке. В исключительных случаях решение арбитража может быть только отменено.

7. Арбитражные суды, как правило, специализируются на рас­смотрении определенных категорий, например, споров в области международных экономических связей. Вследствие этого рассмот­рение данных споров арбитражными судами осуществляется бо­лее компетентно, чем государственными судами, поскольку судьи государственных судов обычно не специализируются на рассмот­рении дел в определенной области или на рассмотрении дел именно с участием иностранных лиц.

 

В качестве одного из достоинств международного коммер­ческого арбитража в литературе также указывается на более ко­роткие сроки рассмотрения дела в арбитраже по сравнению со сроками рассмотрения дела государственными судами

Однако анализ норм процессуальных законов различных го­сударств и регламентов различных арбитражных учреждений, судебной и арбитражной практики позволяет утверждать, что сро­ки рассмотрения дел в государственных и арбитражных судах в настоящее время практически сопоставимы. Так, в соответствии со ст. 175 ХПК Республики Беларусь (с изм. от 01.07.2014г.) дело должно быть рассмотрено судом, рассматривающим экономические дела, первой инстанции в срок не более двух месяцев со дня вынесения определения суда, рассматривающего экономические дела, о назначении дела к судебному разбирательству, если иное не установлено настоящим указанным Кодексом[1]. Дело с участием иностранных лиц, находящихся за пределами Республики Беларусь, должно быть рассмотрено судом, рассматривающим экономические дела, первой инстанции в срок не более 7 месяцев со дня вынесения определения суда, рассматривающего экономические дела, о назначении дела к судебному разбирательству, если иное не установлено международным договором Республики Беларусь.

В исключительных случаях с учетом особой сложности дела председателем суда, рассматривающего экономические дела, или его заместителем срок рассмотрения дела может быть продлен до 4 месяцев, а дела с участием иностранных лиц, находящихся за пределами Республики Беларусь, - до 1 года.

В соот­ветствии со ст. 14 Регламента МАС Беларуси состав арбитраж­ного суда обязан рассмотреть дело и вынести решение не позднее 6 месяцев с момента его формирования, причем данный срок мо­жет быть продлен председателем Международного арбитражного суда без ограничения предельного срока. Председатель МАС по обоснованному ходатайству единоличного арбитра или арбитра-председателя может продлить названный срок.

Что же касается утверждений о том, что рассмотрение дела в арбитражном суде сопряжено для сторон с меньшими расходами, чем рассмотрение дела в суде государственном, вследствие, на­пример, невзимания в арбитраже государственной пошлины, то следует согласиться с высказанными в литературе противоположными точками зрения Расходы сторон, связанные с рассмотрением дела в арбитраже, примерно соответствуют расходам, связанным с рассмотрением дела в государственном суде, а то и превосходят их (последнее особенно справедливо в отношении расходов по рассмотрению дел в наиболее крупных и авторитетныхмеждународных арбитражных центрах).

Однако арбитражная форма рассмотрения дела имеет и определенные недостатки по сравнению с процессуальной формой рассмотрения дела в государственных судах

1. Арбитры, не являясь, в отличие от судей государственных судов, носителями судебной власти, не обладают теми публично-правовыми полномочиями, которыми обладают судьи государственных судов и использование которых зачастую необходимо для правильного разрешения дела В частности, требование арбитражного суда о представлении необходимых по делу доказательств не обязательно ни для самих сторон спора, ни для лиц, не участвующих в деле. Арбитражный суд не может обязать к явке в заседание свидетеля, эксперта, реализовать многие иные правомочия процессуально принудительного характера, что влечет в некоторых случаях невозможность полного и правильного установления фактических обстоятельств дела

2. Заключение сторонами соглашения о рассмотрении спора в арбитражном порядке или даже вынесение по делу арбитражного решения не всегда позволяет избежать рассмотрения этого же дела в государственном суде. Сторона может уклоняться от участия в арбитраже (это в некоторых случаях может сделать невозможным и само проведение арбитражного разбирательства) вынесенное арбитражное решение может быть не признано государственным судом. Необходимость обращения в государствен ный суд при наличии арбитражного соглашения или арбитражного решения может быть предопределена и иными обстоятельствами

В практике ряда стран (Германия, Франция и др.) существуют арбитражи так называемых «дружеских посредников», регулирую­щих споры на основании общепринятых норм права. Создание таких арбитражей предусмотрено Европейской конвенцией 1961 года о внешнеторговом арбитраже. В соответствии с этой конвенцией, если стороны в своем соглашении обусловили вид арбитража, председа­тель торговой палаты и специальный комитет могут либо отослать стороны в тот или иной постоянно действующий арбитраж, либо предложить им в определенный срок назначить арбитров.

Международной практике известны два вида арбитража; так называемые изолированные суды и постоянно действующие суды.

Изолированный суд (ad hoc) создается сторонами специально для рассмотрения спора по конкретному делу. После того как спор рассмотрен и решение вынесено, изолированный суд прекращает свое существование. Этот арбитраж не имеет административного аппарата и каких-либо правил, регулирующих арбитражный процесс. Стороны сами определяют правила рассмотрения дел в арбитраже.

Постоянно действующие суды создаются, как правило, на дли­тельный срок. Как прави­ло, такие арбитражи создаются при торгово-промышленных пала­тах, биржах, торговых ассоциациях, юридических высших учебных заведениях и др. Они имеют собственный аппарат, собственные правила процедуры - регламенты (rules). При этом в одном институциональном арбитражном суде может существовать не­сколько регламентов для рассмотрения различных категорий дел или для различных процедур арбитража.

Существует более ста постоянно действующих арбитражей. В Европе широкую известность получили арбитражные суды при Ме­ждународной торговой палате в Париже, Арбитражный институт Торговой палаты в Стокгольме, арбитражные суды в Лондоне, Цю­рихе и др.

1. Международный арбитражный суд Международной торговой палаты (МТП) (International Chamber of Commerce (ICC) International Court oj Arbitration) создан в 1923 г. и яв­ляется ведущим арбитражным учреждением мира. Сама МТП является крупнейшим исследовательским центром в области международного частного права. Штаб-квартира суда находится в Париже, однако по более чем 80% дел составы арбитражного суда заседают на территориях других государств. Действующий Регламент данного арбитражного суда вступил в силу с 1 января 1998 г. Только в 2003 г. в данном суде принято к производству 580 новых дел, сторонами по которым являлись 1584 субъекта из 123 государств и независимых территорий, по 11 % делам сторонами являлись государства и квазигосударствен­ные образования, заседания суда проходили на территории 47 го­сударств, арбитрами выступали граждане 69 государств. По 55, 3% дел цена исков превышала 1 млн долларов США.

2. Арбитражный институт Стокгольмской торговой па­латы (Arbitration Institute of the Stockholm Chamber of Commerce) создан в 1917 г., в нынешнем виде функционирует с 1949 г. Имеет несколько Регламентов для различных процедур арбитража, которые действуют в редакциях, вступивших в силу с I апреля 1999 г. Оговорки о рассмотрении споров в данном арбитражном суде очень часто включались в период существова­ния СССР в контракты между советскими внешнеторговыми организациями и их иностранными контрагентами. В настоящее время данный арбитражный суд продолжает оставаться популяр­ным среди субъектов государств Скандинавии, Российской Фе­дерации, Украины и т.д.

3. Лондонский суд международного арбитража (London Court of International Arbitration - LCIA) существует как внут­ренний третейский суд с 1892 г., как международный - функцио­нирует с 1981 г. Популярен среди субъектов из Великобритании, государств Британского Содружества. Действующий Регламент вступил в силу с 1 января 1998 г., отличается от регламентов иных арбитражных центров достаточно существенной детализа­цией правил арбитражной процедуры.

4. Американская арбитражная ассоциация (American Arbitration Association, AAA) существует с 1922 г., штаб-кварти­ра находится в Нью-Йорке, имеет отделения по всей территории США. С учетом сложившихся традиций правоприменительной практики, высокого размера судебных расходов в государствен­ных судах популярность третейского разбирательства в США крайне велика. ААА рассматривает ежегодно около 150 000 спо­ров, вытекающих из самых различных отраслей права. Имеет бо­лее трех десятков различных регламентов для рассмотрения раз­личных категорий дел с учетом их отраслевой принадлежности и иных обстоятельств. Действующий в настоящее время Арбитраж­ный регламент ААА для разрешения международных споров всту­пил в силу с 1 июля 2003 г.

По предметному признаку:

а) арбитражные суды общей компетенции, которые рассматрива­ют любые гражданско-правовые споры в сфере международных и иных гражданско-правовых отношений (таковыми являются большинство вышеупомянутых институциональных арбитражных судов, например. Международный арбитражный суд МТП, Арбит­ражный институт Стокгольмской торговой палаты, МКАС при ТПП Российской Федерации, MAC Беларуси и т.д.);

б) арбитражные суды специальной компетенции (специализиро­ванные арбитражные суды), которые рассматривают только спо­ры, вытекающие из международных экономических отношений пра­воотношений определенного вида. Например, распространены специализированные морские арбитражи, рассматривающие спо­ры, вытекающие из отношений в сфере международных морских перевозок грузов и сопутствующих отношений (например. Лон­донская ассоциация морских арбитров, Палата морского арбитража в Париже, Немецкая морская арбитражная ассоциация, Морская арбитражная комиссия при ТПП Российской Федерации).

Таким образом, МКАС — это негосударственный орган, третей­ский суд по рассмотрению международных коммерческих споров.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.