Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Данные наблюдения и обследования

Схема логопедического обследования ребенка 1-го года жизни

Дата обследования__________________________2. Фамилия, имя ребенка_______________________________ возраст _________________________________

Данные доречевого и предречевого анамнеза________________________________________________________________________________________________

Состояние слуха (по заключению специалиста)______________________________________________________________________________________________

Состояние зрения (по заключению специалиста)_____________________________________________________________________________________________

Данные наблюдения и обследования

6.1. Череп: стигмы дизэмбриогенеза черепа 6.2. Лицо стигмы дизэмбриогенеза симметрия мимической мускулатуры парез, паралич Лицо. Мимика живая, выразительная вялая, маловыразительная лицо амимичное
Лицо. Тонус мимических мышц: физиологический гипотонус гипертонус дистония Лицо. Нос: строение не нарушено деформация носа западение спинки носа атрезии ноздрей: полные; неполные; односторонние двусторонние атрезии хоан: полные; неполные; односторонние; двусторонние другие аномалии строения 6.3. Безусловные рефлексы, рефлексы орального автоматизма (для детей с ОП ЦНС, синдромом ДЦП  
6.4. Артикуляционный аппарат. Верхняя челюсть: без особенностей расщелина справа/слева полная/неполная двусторонняя: полная/ неполная другие аномалии строения Артикуляционный аппарат. Нижняя челюсть: без особенностей аномалии Тонус мышц нижней челюсти: физиологический гипотонус гипертонус дистония
Непроизвольные движения (оцениваются во время еды, при мимических проявлениях, при звуковых реакциях во время бодрствования): в полном объеме ограничено опускание челюсти ограничены боковые движения ограничены движения при открывании рта ограничены движения при закрывании рта нарушено откусывание нарушено жевание другие нарушения движений Соотношение между верхней и нижней челюстью: не нарушено тенденция к формированию прогении тенденция к формированию прогнатии Губы. Строение: без особенностей толстые тонкие наличие расщелины: односторонняя; справа; слева; полная; неполная двусторонняя: полная; неполная наличие пареза мышц губ деформация верхней губы деформация нижней губы укорочение верхней губной уздечки другие аномалии строения   Губы. Положение губ в покое: губы сомкнуты спастическое напряжение губ плотное смыкание рта губы плотно не смыкаются рот полуоткрыт губы вялые перетягивание угла рта в одну сторону: вправо; влево опускание угла рта вниз: справа; слева  
Губы. Непроизвольные движения губ (оцениваются во время еды, при мимических проявлениях, при звуковых реакциях во время бодрствования): движения в полном объеме губы не округляются при присасывании пища подтекает из угла рта: справа; слева; с двух сторон ребенок быстро устает во время еды не снимает пищу губами при крике (или других звуковых реакциях) перетягивается угол рта вверх: справа; слева при крике (или других звуковых реакциях) опускается угол рта: справа; слева другие нарушения движений Губы. Мышечный тонус губ, круговой мышцы рта: физиологический гипотонус гипертонус дистония насильственные движения в мышцах губ тремор гиперкинезы Язык. Строение: без особенностей толстый тонкий большой, массивный узкий, “игольчатый” складчатый кончик языка не выражен кончик языка раздвоен другие аномалии строения языка
Язык. Наличие пареза, паралича, атрофии мышц языка. Положение языка в покое: язык по средней линии язык тонкий, распластан в полости рта напряженный, отодвинут назад (кзади) спинка языка приподнята спинка языка спастически изогнута, приподнята вверх кончик языка приподнят кверху кончик языка не выражен язык отклоняется в правую сторону язык отклоняется в левую сторону синюшный цвет языка Язык. Непроизвольные движения языка: движения в полном объеме ограничены движения в правую сторону ограничены движения в левую сторону ограничены движения кверху ограничены движения книзу ограничены движения кзади ограничены движения кончика языка вперед складывается “лодочкой” упирается кончиком в твердое небо другие нарушения движений Мышечный тонус языка: физиологический гипотонус гипертонус дистония   Язык. Синеет при непроизвольных движениях: больше справа больше слева кончик языка весь язык Насильственные движения языка: тремор гиперкинезы фибриллярные подергивания  
Подъязычная уздечка: без особенностей укорочена укороченная уздечка с массивным тяжем наличие двух и более укороченных тяжей другие аномалии строения   Твердое небо: строение: без особенностей высокое узкое уплощенное широкое плоское наличие расщелины другие аномалии строения   Мягкое небо: cтроение: без особенностей наличие расщелины другие аномалии строения наличие пареза: отклонение увуля от средней линии вправо (при крике); отклонение увуля от средней линии влево (при крике); провисание всей небной занавески;  
непроизвольные движения мягкого неба: движения в полном объеме; затруднено глотание; поперхивание при глотании; попадание пищи в нос;   наличие саливации: появление саливации в вертикальном положении на руках у взрослого (4 мес.); слюна подтекает преимущественно: справа; слева; с двух сторон; интенсивность саливации: незначительная; умеренная; обильная; усиливающаяся при определенных условиях 6.5. Наличие оральных синкинезий  
6.6. Дыхательный аппарат. Тип дыхания: брюшное дыхание (до 6 мес.); смешанное дыхание (после 6 мес.); инфантильное дыхание (преобладание брюшного дыхания, большая частота дыхания, недостаточная глубина); стридорозное дыхание. Ритм дыхания: без особенностей дискоординация вдоха и выдоха нарушение ритма дыхания, сосания, глотания нарушение ритма дыхания, жевания, глотания нарушение ритма дыхания, фонации, артикуляции поверхностный вдох укороченный, слабый выдох наличие утечки воздуха через носовые ходы 6.7. Первые звуковые безусловно-рефлекторные реакции: Крик: громкий звонкий достаточно сильный интонационно-выразительный (с 2-3-месячного возраста) наличие интонации в крике, оттенков недовольства, радости и т.д. (с 4-месячного возраста) тихий маловыразительный слабый, но с коротким вдохом и удлиненным выдохом захлебывающийся истощающийся визгливый прерывающийся сдавленный пронзительный болезненный с носовым оттенком отдельные всхлипывания на вдохе отдельные вскрикивания на вдохе крик афоничный вместо крика гримаса на лице другие особенности крика крик отсутствует раздражители, вызывающие крик: физиологическая реакция (после сна, перед кормлением, реакция на дискомфорт и т.д.) часто беспричинно кричит постоянно, не успокаивается в позе “по грудью”, при виде пищи, ощущении соска, соски бутылки Плач (со слезотечением с 2 месячного возраста): громкий звонкий достаточной силы тихий слабый захлебывающийся истощающийся с носовым оттенком (нозализованный) плач афоничный другие особенности плача Кряхтенье: активное слабое нет звуков кряхтенья Причмокивание: активное слабое нет звуков причмокивания
Наличие голосовых модуляций (с 4 -5-месячного возраста). Повизгивание: активное; слабое; нет звуков повизгивания. Хныканье: активное; слабое; нет звуков хныканья. Радостные возгласы: активные; слабые; нет звуков. Смех (с 4 мес.): радостные возгласы, смех в ответ на эмоционально-речевое общение; нет радостных возгласов и смеха. 6.8. Предпосылки формирования активной речи. Звуки гуканья, гыканья: (с 1 мес): издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним; активное, частое гуканье; редкие звуки гуканья; звуки гуканья: раздражители, вызывающие гуканье: непроизвольно; на присутствие взрослого в поле зрения ребенка; на эмоционально-речевое общение со взрослым; на звук игрушки; на яркую игрушку в поле зрения ребенка; на тактильное прикосновение взрослого; при сочетании ряда раздражителей только при вокализации выдоха в ходе дыхательной гимнастики; звуков гуканья нет. Звуки гуления (с 2 мес): повторно произносит отдельные звуки (2 мес, методика выявления в диагностике нервно-психического развития детей 1-го года жизни); гулит (4 мес.); активное, частое гуление; редкие звуки гуления; звуки гуления раздражители, вызывающие гуление: непроизвольно в комплексе оживления (с 3 мес) на присутствие взрослого в поле зрения ребенка на присутствие другого ребенка (в условиях дома ребенка) на эмоционально-речевое общение со взрослым на звук игрушки на яркую игрушку в поле зрения ребенка на тактильное прикосновение взрослого при сочетании ряда раздражителей: только при вокализации выдоха в ходе дыхательной гимнастики звуков гуления нет.
Певучее гуление (с 5 мес.): активное певучее гуление редкие звуки певучего гуления звуки певучего гуления раздражители, вызывающие певучее гуление: непроизвольно на присутствие взрослого в поле зрения ребенка на присутствие другого ребенка (в условиях дома ребенка) на эмоционально-речевое общение со взрослым на звук игрушки; на яркую игрушку в поле зрения ребенка на тактильное прикосновение взрослого при сочетании ряда раздражителей только при вокализации выдоха в ходе дыхательной гимнастики звуков певучего гуления нет Лепет (с 6 мес.): произносит отдельные слоги лепета - начало лепета (6 мес): интонированный; однообразные слоги лепета; неинтонированный; отдельные слоги лепета нет отдельных слогов лепета; подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги (7 мес): лепет интонированный лепет неинтонированный слоги лепета нет слогов лепета громко, четко и повторно произносит различные слоги (8 мес) слоги лепета разнообразные слоги лепета однообразные лепет интонированный лепет неинтонированный слоги лепета нет слогов лепета
подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые уже есть в его лепете (9 мес.): слоги лепета разнообразные слоги лепета однообразные произосит слоговые цепочки произносит отдельные слоги лепета редкие слоги лепета недифференцированные звуки лепет интонированый лепет неинтонированный произносимые слоги, звуки раздражители, вызывающие лепет: непроизвольно в ходе предметно-делового общения со взрослым на присутствие взрослого в поле зрения ребенка на присутствие другого ребенка (в условиях дома ребенка) на эмоционально-речевое общение со взрослым на звук игрушки на яркую игрушку в поле зрения ребенка на тактильное прикосновение взрослого при сочетании ряда раздражителей только при вокализации выдоха в ходе дыхательной гимнастики не подражает взрослому, не повторяет за ним слоги звуков лепета нет подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в его лепете (10 мес.): не подражает взрослому, не повторяет за ним новые слоги. Первые лепетные слова (с 11 мес.): наряду с лепетом пользуется лепетными словами редко пользуется лепетными словами произносимые лепетные слова нет первых лепетных слов легко подражает новым слогам, произносит 5-10 облегченных слов (с 12 мес) не подражает новым слогам, не произносит облегченные слова
Звуковая активность ребенка повышается: в ходе тактильно-эмоционального общения взрослого и ребенка в ходе эмоционально-речевого общения ребенка и взрослого в ходе предметно-действенного общения ребенка и взрослого при сочетании различных форм общения. 6.9. Предпосылки формирования понимания речи (7-12 мес.) 6.10. Слуховые ориентировочные реакции (10 дн-12 мес.) 6.11. Зрительные ориентировочные реакции (10 дн-12 мес.) 6.12. Эмоции и эмоциональное поведение (1-12 мес.) 6.13. Движения руки и действия с предметами (с 3 мес.) Врожденные аномалии строения пальцев рук и рук
Мышечный тонус рук: гипотонус гипертонус дистония положение кисти рук: ротация кнаружи ротация вовнутрь положение пальцев рук: сжаты в кулаки, большие пальцы лежат под четырьмя остальными сжаты в кулаки, большие пальцы лежат сверху остальных пальцы разведены зрительно-моторная координация рук: приближение рук ко рту, сосание пальцев (с 2 мес.) приближение руки к глазу или носу (с 2 мес.) фиксация своей руки, захватывание руки (с 3 мес.) наличие реакции ощупывания своих рук (с 3, 5 мес.) перекладывание игрушки из руки в руку (с 5 мес.) формирование дифференцированных захватов и противопоставлений пальцев рук: ладонный захват захват нижней третью пальцев рук захват верхней третью пальцев рук захват двумя пальцами большим и указательным (с 8 мес.) захват тремя пальцами (с 10 мес.) указательный жест (с 9 мес.)
6.14. Движения общие 7. Речевое заключение 8. Задачи (рекомендации) логопедической работы: 9. Подпись логопеда.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Схема про топливо. | I. Методические рекомендации к сбору анамнестических данных




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.