Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 2. Государственное регулирование страховой деятельности в Российской Федерации: цели, субъекты, правовые нормы.






Государственное регулирование страховой деятельности представляет собой систему направлений и мер воздействия государства на процессы страхования, деятельность участников страховых отношений для обеспечения защиты их прав и законных интересов, а также эффективного функционирования субъектов страхового дела.

Содержание и степень государственного регулирования страховой деятельности находится в прямой зависимости от уровня развития экономической системы. В условиях развитого страхового рынка государственное регулирование ограничено. В ситуации со слаборазвитой рыночной инфраструктурой государственное регулирование субъектов страховых отношений достаточно жестко регламентировано.

Государственное регулирование страховой деятельности проявляется посредством реализации следующих целей:

1) формирование законодательной и нормативной базы, определяющей единые правила и нормы функционирования субъектов страхового дела;

2) осуществление контроля и надзора за соблюдением законодательства и деятельностью страховщиков в целом;

3) обеспечение эффективного формирования и использования страховщикам страховых резервов и других фондов как основы исполнения их обязательств по компенсации ущерба (вреда);

4) создание организационных, экономических, информационных условий для эффективного развития страхового рынка и его инфраструктуры.

Государственное регулирование страхования проводится на основе законов и нормативных актов органами государственной власти.

Основными исполнительными органами государственной власти, осуществляющими непосредственное регулирование страховой деятельности, являются Министерство финансов Российской Федерации и Банк России (по состоянию на 03.03.2014 г. структурное подразделение – Департамент страхового рынка Банка России).

Министерство финансов Российской Федерации на современном этапе в сфере регулирования страховой деятельности решает следующие задачи:

1) выработка и реализация единой государственной политики в сфере страхования. Разрабатывает и обеспечивает выполнение Стратегии развития страховой деятельности в Российской Федерации (последняя редакция документа представлена на период до 2020 года), Государственной программы «Развитие финансовых и страховых рынков, создание международного финансового центра» и т.п.;

2) разработка и принятие нормативных документов по регулированию деятельности страховых организаций и их объединений;

3) координация действий по участию профессионального объединения страховщиков (Всероссийского объединения страховщиков) в международных системах страхования.

В механизме государственного регулирования центральную и определяющую роль играют органы страхового надзора. На современном этапе исполнительным органом государственной власти решающим настоящие задачи является Банк России, в частности его структурное подразделение - Департамент страхового рынка Банка России (по состоянию на 03.03.2014 г.).

Надзор за деятельностью субъектов страхового дела осуществляется в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками отношений страхового законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела.

Страховой надзор осуществляется на принципах законности, гласности и организационного единства.

Страховой надзор включает в себя:

1) лицензирование деятельности субъектов страхового дела и ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;

2) контроль за соблюдением страхового законодательства, в том числе путем проведения на местах проверок деятельности субъектов страхового дела, и достоверности представляемой ими отчетности;

3) контроль за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности;

4) выдачу разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение с участием иностранных инвесторов сделок по отчуждению акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций;

5) выдачу разрешений на открытие представительств иностранных страховых, перестраховочных, брокерских и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере страхового дела, а также на открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестициями;

6) принятие решения о назначении временной администрации, о приостановлении и об ограничении полномочий исполнительного органа страховой организации в случаях и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

Субъекты страхового дела обязаны:

1) соблюдать требования страхового законодательства;

2) представлять установленную отчетность о своей деятельности, информацию о своем финансовом положении, а также документы и информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе законодательством о несостоятельности (банкротстве);

3) исполнять предписания органа страхового надзора об устранении нарушений страхового законодательства и представлять в установленные такими предписаниями сроки информацию и документы, подтверждающие исполнение таких предписаний;

4) представлять по запросам органа страхового надзора в установленные в этих запросах сроки информацию и документы, необходимые для осуществления страхового надзора, в том числе о своем финансовом положении;

5) представлять в орган страхового надзора копии положений о филиалах и представительствах, расположенных вне места нахождения субъекта страхового дела, с указанием их адресов (мест нахождения), а также копии документов, подтверждающих полномочия их руководителей.

Государственное регулирование страховой деятельности реализуется посредством целенаправленного использования определенных методов. Методы государственного регулирования бывают:

1) прямые. Представлены экономическим администрированием (участие через уполномоченные организации, например, государственные страховые компании), институциональным регулированием (установление конкретных условий функционирования, через лицензирование, правила страхования, страховые тарифы, страховую сумму, штрафы и т.п.), программированием и планированием (через разработку и выполнение программ, перспективных планов по развитию страховой деятельности, например, Стратегия развития страховой деятельности в Российской Федерации), прямым финансовым регулированием (контроль за финансовой деятельностью страховых компаний посредством установления норм платежеспособности, уставного капитала, виды и объемы инвестиций и т.п.).

2) косвенные. Представлены косвенным финансовым регулированием (налоговое администрирование через налогооблагаемую базу, налоговые ставки, льготы и т.п.) и денежно – кредитным регулированием.

Деятельность государственных органов власти по регулированию страховой деятельности основана на соответствующих законодательных нормах.

Законодательство в сфере страхования является важнейшим фактором, определяющим эффективность развития страхового рынка в целом.

Страховое законодательство регламентирует:

- условия функционирования рынка страхования, включая допуск игроков на этот рынок и контроль за их деятельностью и финансовой устойчивостью;

- правила осуществления страхования, включая выплаты страхового возмещения и иные ключевые нормы взаимодействия страховщика и страхователя;

- обязанность осуществлять страхование определенных объектов, в зависимости от осуществляемого субъектом вида деятельности.

В страховом законодательстве выделяют определенные группы нормативных актов регулирования страховых правоотношений.

К числу первых относятся:

1. Конституция Российской Федерации. Не регламентирует страхование как таковое и не дает конкретных ссылок на регламентацию данного вида экономической деятельности, но содержит нормы, определяющие формирование системы обязательного и добровольного социального страхования и системы медицинского страхования.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть вторая, глава 48 «Страхование». Определяет: основные понятие, применяемые в страховании; интересы, которые могут быть застрахованы; деление на отрасли страхования; принципы деления на обязательную и добровольную формы; форму договора страхования и его существенные условия; порядок заключения и прекращения договора страхования.

3. Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27 ноября 1992 г. (с изм. от 28.12.2013 г.). Определяет: цели и задачи страховой деятельности в Российской Федерации; основные понятие, применяемые в страховании; деление на отрасли страхования; объекты страхования по отраслям страхования; условия обеспечения финансовой устойчивости страховых организаций; надзор за деятельностью субъектов страхового дела, в том числе порядок лицензирования их деятельности; классификацию видов страхования.

Ко второй группе относятся:

1. Законы прямого действия, в которых страхование является основным объектом регулирования. Это законы об отдельных видах обязательного страхования, детализировано регламентирующие порядок осуществления конкретного вида обязательного страхования и определяющие все основные (существенные) условия договора по соответствующему виду обязательного страхования (по выбору):

- Федеральный закон от 29.11.2010 № 326 – ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (в ред. от 25.11.2013 № 317 - ФЗ);

- Федеральный закон от 24.07.1998 № 125 – ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (в ред. от 02.07.2013 № 185 - ФЗ);

- Федеральный закон от 25.04.2002 г. № 40 – ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (в ред. от 25.12.2012 г. № 267 - ФЗ);

и другие.

2. Законы непрямого действия, в которых страховые отношения являются неосновным объектом регулирования, но нормами закона вменяются субъекту (страхователю) обязанности страховать определенные виды рисков (по выбору):

- федеральные законы о статусе государственных служащих, занятых в различных органах и сферах исполнительной, законодательной и судебной власти, например, Закон Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (ст. 20 «Меры социальной защиты судьи и членов его семьи») (в ред. от 25.11.2013 № 317 - ФЗ);

- федеральные законы, регулирующие порядок осуществления определенного вида экономической, профессиональной деятельности, например, Федеральный закон от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (ст. 8 «Независимость аудиторских организаций, аудиторов») (в ред. от 23.07.2013 № 251 - ФЗ);

- федеральные законы, регулирующие отношения в сферах деятельности, имеющих повышенный риск причинения вреда жизни и здоровью задействованных в них людей, например, Закон Российской Федерации от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (ст. 18) (в ред. от 02.07.2013).

3. Федеральные законы и решения (указы, постановления, приказы) органов исполнительной власти специального характера, регулирующие деятельность страховых организаций как субъектов страхового дела:

- Приказ Минфина России от 11.06.2002 № 51н «Об утверждении Правил формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни» (в ред. от 08.02.2012 № 22н);

- Приказ Минфина России от 09.04.2009 № 32н «Об утверждении Порядка формирования страховых резервов по страхованию жизни» (в ред. от 08.02.2012 № 22н);

и другие.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.