Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирование стратегического выбора или стратегии развития территории.






Проведение многосторонней аналитической работы на предыдущих этапах процесса стратегического планирования, позволяет приступить к формированию стратегического выбора территории или, проще говоря, к выработке стратегии.

На этом этапе проводятся следующие процедуры:

· Осуществляется выделение наиболее перспективных действующих и зарождающихся кластеров территории.

· Анализируются стратегии других уровней управления, их видение места и роли данной территории в контексте целей и задач общенационального и регионального масштаба.

· Суммируются стратегии действующих на территории хозяйствующих субъектов, и проводится их анализ на соответствие выбранным в ходе кластерного анализа направлениям развития.

· Осуществляется отбор возможных стратегий развития с учетом критериев определенных на этапе стратегического анализа.

· Начинается дискуссия в СМИ по вопросам выработки стратегии развития территории.

Другими словами на этом этапе происходит процесс: формирования цели и задач развития, согласование интересов участников процесса развития (населения, органов власти и управления различных уровней, действующих на территории субъектов хозяйственной деятельности) с результатами кластерного анализа.

В результате этой работы формируются наиболее приоритетные направления развития территории способные решить основные проблемы, стоящие перед территорией, согласованные и поддерживаемые населением и хозяйствующими субъектами.

Поэтому крайне важным элементом этой работы является критериальный анализ в ходе которого формируется не просто стратегия, а стратегия устойчивого развития территории.

О проблеме устойчивости экономического развития муниципального образования и методах ее достижения написано достаточно много. Поэтому, прежде чем излагать основные подходы к решению данной проблемы необходимо определить основные понятия.

Под устойчивым развитием территории автор понимает – ее способность экономики противостоять внешним и внутренним воздействиям, а так же способность развиваться преимущественно за счет внутренних источников.

Понимая спорность данного определения, не буду настаивать на его истинности. Поскольку единственной целью данного определения, является оттенить наиболее злободневные проблемы сегодняшней российской ситуации.

Для этого есть веские объективные и субъективные причины. Сначала об объективных:

Ø Россия вступила в рынок позже других, когда основные рынки и игроки на них уже определены. В 90-е годы были утрачены многие традиционные рынки.

Ø Социалистическое волюнтаристское планирование привело к формированию достаточно сложной и что не менее важно регулируемой извне системе хозяйственных связей. Эта система рухнула вместе с исчезновением СССР.

Ø На местном, локальном уровне формировалась, в силу внешнего регулирования процессов, система при которой практически не формировались территориальные промышленные группы. Попытки по формированию территориальных производственных комплексов предпринятые в 60-70 годы, в значительной степени благодаря деятельности А.Н. Косыгина, не принесли желаемых результатов в плановой экономике. Лимиты и регламентация поставщиков и потребителей продукции не позволяла им развиваться.

Субъективные причины состоят в следующем:

Ø Большинство экономистов управленцев недооценивают влияние внутренних связей на устойчивость экономики муниципалитета или региона.

Ø Не оцениваются последствия структурных изменений происходящих внутри экономики территории.

Ø Отсутствие разработанных научных и прикладных методов позволяющих оценивать устойчивость и безопасность экономики на местном и региональном уровне.

Почти повсеместно понимание устойчивости и безопасности сводилось к надежности систем жизнеобеспечения городов (ЖКХ). Не отрицая первостепенной важности систем жизнеобеспечения необходимо отметить, что устойчивость развития так же как надежность систем жизнеобеспечения является необходимым условием выполнения основных социальных гарантий человека проживающего на территории. Наличие высокооплачиваемой в соответствии с его квалификацией работы является не менее важным фактором чем наличие воды или света за который нужно платить.

Потребности человека, технологическое развитие, глобализация экономических и социальных процессов предъявляют требование не просто обеспечить высокий уровень жизни, а достичь его постоянной положительной динамики. Поэтому мы говорим о устойчивости развития то есть постоянном положительном изменении основных экономических и социальных показателей территории их соответствия основным параметрам государства и мировым тенденциям в целом.

Поэтому, формируя стратегию развития территории муниципального образования, мы должны рассчитывать:

Ø на получение долгосрочных конкурентных преимуществ территории;

Ø на формирование системы воспроизводства основных параметров конкурентных преимуществ;

Ø на формирование среды стимулирующей и поддерживающей инновации и развитие;

Ø формирование внутренних источников развития территории.

Другими словами, разрабатывая стратегию развития муниципального образования, мы должны предусматривать меры по поддержанию и воспроизводству устойчивости экономики территории.

Устойчивость территории муниципального образования зависит от множества факторов, которые можно сгруппировать в следующие группы:

Ø устойчивость внутреннего рынка перед внешними воздействиями (конкуренты, поставщики, внешняя ресурсная зависимость и т.д.);

Ø устойчивость внутреннего рынка перед внутренними воздействиями (демографическая ситуация, ограниченность различных видов ресурсов и др.)

Ø способность к инновационному воспроизводству и развитию.

Территория муниципального образования, как правило включает в себя несколько кластеров. Обеспечение связей между ними, развитие и укрепление связей позволяет усилить как внешнюю устойчивость самого кластера, так и устойчивость территориальной экономики в целом.

Каким образом орган власти может влиять на развитие укрепление связей внутри кластера и межкластерных связей? В пособии по кластерному управлению для американских губернаторов предлагаются следующие способы воздействия:

1. Политика более эффективной организации и предоставления услуг.

Власть обладает обычно организационными возможностями в отношении малого бизнеса, подготовке и распространению технологий, маркетинге, проведению специальных программ подготовки персонала по конкретной дисциплине.

Группы обеспечивают наилучший организационный каркас для предоставления услуг более приспособленный к требованиям промышленности, поскольку это проблемно-ориентированные, а не адресно-ориентированные программы. Работа идет с коллективом клиентов, а не индивидуально.

2. Политика инвестирование в группы. Инвестируя в сервисы, власть усиливает базовое производство, создается точка опоры для возникновения дополнительного производства. Органы власти поддерживают учебно- научные центры ведущие базовые исследование и разработки и коммерциализацию, и постройку промышленные площадок. Инвестиционные стратегии реально окажут помощь через ориентированную научно-исследовательскую группу результатом деятельности которой, будет поглощение новых технологий и создание более инновационного бизнеса.

3. Политика укрепления кластера связанная с развитием сервисов.

Органы власти, проводящие активную политику в отношении кластеров, формируют группы помощи, содействуют организации более эффективных посредников. Они лучше способны узнать и среагировать на промышленные потребности, группы мониторинга и группы помощи.

4. Политика, которая улучшает рабочую силу. Единственный наиболее важный ресурс любой группы в современной экономике - человеческий капитал. Иметь доступ к трудовому пулу, который знает, как применить свое знание в деле группы - ключ к успеху. Необходимо формировать в рамках кластера учреждения специализированного образования и подходящую степень специализации в учреждениях среднего и высшего образования, которое обслуживает разнообразные запросы местной экономики.

Необходимо знать потребности кластеров, чтобы перестраивать образовательную политику.

На схеме ясно видно, что не связанные между собой базовые отрасли очень сильно зависят от внешних воздействий и практически не используют возможности территории муниципального образования. Развитие уже действующих предприятий в сфере поставки, сбыта продукции и сервисе может значительно усилить устойчивость местной экономики, что видно по обилию возможных связей. Помимо этого, переход к этой модели снизит издержки самих базовых предприятий, облегчит им доступ к инновациям и облегчит формирование специализированного рынка труда.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.