Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Природа и причины международных рисков






Макропричины Инвестиционные риски
Конкуренция политических систем   Военные конфликты и революции   Социальные конфликты, беспорядки   Новые международные союзы, альянсы   Гиперинфляция Конфискация имущества   Экспроприация средств производства   Ущерб собственности/личности     Потеря свободы владения деньгами, товарами, собственностью   Ухудшение имущественного положения
Микропричины Риск рентабельности/платежеспособности
Изменение рыночных условий   Нестабильная/ослабленная экономика   Обеспечение интересов определенных политических кругов   Интересы местного бизнеса Конкурентные преимущества   Ухудшение конъюнктуры рынка     Дискриминационные налоги или регулирование   Ограничения деятельности

Вооб­ще глобальные стратегии наиболее уместны в следующих случаях:

· если возможно стандартизировать продукт и стандартизация мо­жет привести к значительной экономии на масштабе производства или к более эффективным маркетинговым программам;

· издержки производства могут быть уменьшены, и эффективность увеличена за счет размещения производств в различных странах;

· перекрестное субсидирование полезно;

· размещение производства необходимо для преодоления торго­вых барьеров;

· появляются конкуренты, имеющие глобальные стратегии.

Одна из главных проблем реализации глобальной стратегии — сочетание стандартизации продукции с требованиями локального рын­ка и менеджеров. Она может быть решена путем создания совместных предприятий с местными фирмами. Возможными направлениями ре­ализации глобальной стратегии наряду с созданием совместных пред­приятий является экспорт товаров, продажа лицензий, франчайзинг.

 

М. Портер указывает, что в глобальных отраслях могут быть следую­щие стратегические альтернативы3:

· использовать широкую товарную линию глобальной конкурен­ции;

· сделать акцент на определенной товарной группе и внутри ее выбрать стратегию низких издержек или дифференциации продук­ции (глобальное фокусирование);

· выбрать стратегию фокусирования на национальном рынке;

· воспользоваться протекционистской рыночной нишей.

Осознается ли явление глобализации российскими менеджерами и как оно влияет на российский бизнес? Для ответа на эти вопросы нами были проведены интервью с руководителями и специалистами ряда сибирских предприятий и коммерческих фирм, занимающихся внеш­неторговыми операциями. Как правило, это высококлассные специа­листы, которые тем не менее не до конца осознают проблемы глоба­лизации бизнеса. Опрос показал, что многие российские производите­ли рассматривают экспорт своей продукции как вынужденную меру, направленную на получение «живых» денег для пополнения оборот­ных средств — выплаты заработной платы, уплаты налогов, приобре­тения «дефицитного» сырья, которое отгружают только за деньги. Они считают привлекательным российский рынок: он довольно емкий, цены здесь на многие товары выше мировых (это касается металлов, изделий из леса, химической продукции). Кроме того, положительным момен­том либерализации внешней торговли является исчезновение двойно­го стандарта: в настоящее время продукция для внешнего и внутрен­него рынка практически ничем не отличается.

Однако эти же преимущества российского рынка привлекают ино­странных производителей, которые успешно осваивают отечествен­ный рынок. Попытки защититься от конкурентов и ограничить про­никновение глобальных фирм на российский рынок путем введения высоких таможенных тарифов или иных мер, в частности квотирова­ния, могут быть преодолены различными средствами: создание со­вместных предприятий внутри страны, покупка акций российских предприятий и организация на них производств под иностранной торговой маркой (как поступила, например, фирма Procter & Gamble), развитие франчайзинговых сетей (Coca-Cola, Kodak, Fuji, Baskin Robbins, Inmarko и т. д.). Тем самым обеспечивается преодоление та­моженных ограничений, снижение транспортных и иных тарифов, завоевание местного рынка.

Экспансия глобальных фирм на отечественный рынок является очевидным фактом, реагировать на который местные производители могут по-разному. Можно прекратить производство и не конкурировать в тех сферах, где нет особого смысла (как сделало петербургское предприятие «ЛОМО», прекратив производство всего, что связано с фототехникой). Другой путь связан с поиском возможностей произ­водственной, кооперации с известными на мировом рынке произво­дителями продукции, вариантов участия в международном разделе­нии труда. По такому пути идут производители крупного энергообо­рудования, судостроители (Балтийский завод), автомобильные и свя­занные с ними фирмы (ГАЗ, Алтайский завод прецизионных изде­лий), предприятия легкой промышленности и других отраслей. Наря­ду с этим можно пытаться защитить позиции компании на рынке, формировать свой круг потребителей, приверженных торговой марке фирмы. Этой стратегии придерживаются российские предприятия пи­щевой промышленности, которые после непродолжительного отступ­ления довольно успешно отвоевывают свои позиции на местном рынке. В условиях, когда конкуренция с иностранными производителями переместилась на местный рынок, российские производители долж­ны развивать различные формы внешнеэкономической деятельнос­ти, поскольку это позволяет осваивать правила глобального бизнеса, адаптироваться к требованиям международных рынков и в конечном счете повышать конкурентоспособность фирмы.

Следовательно, глобализация бизнеса ведет к тому, что наряду с использованием имеющихся факторов производства для достижения успеха все большее значение приобретают следующие условия:

· обеспечение прочных позиций фирмы в ценовой конкуренции в глобальном масштабе, в том числе с иностранными производителя­ми на внутреннем рынке;

· инновационная активность фирм, их стремление постоянно со­вершенствовать продукцию, повышать перечень оказываемых услуг, использовать новшества в управлении, маркетинге, финансах;

· умение использовать новые информационные средства, в том числе Internet, для продвижения своей продукции на рынок, получе­ния новых идей относительно товаров и услуг, проведения исследо­ваний рынка.

С учетом российской специфики этот перечень необходимо допол­нить: фирма должна добиться известности своей торговой марки, поддерживать имидж, завоевывая признание покупателей и общества в целом. В перспективе успех на конкурентных рынках будет обеспе­чен фирмам, которые способны ответить на вызов международной конкуренции, на равных с иностранными производителями бороться за потребителя на внутреннем и внешнем рынках.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.