Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Смысл креативности и различные ее ароматы






 

В последние десять лет достигнут заметный прогресс в изучении креативности, и все больше ученых (хотя, безусловно, далеко не все) пытаются сформулировать единое определение этого качества. По одному из них, креативность – это «способность производить работу одновременно новую (то есть оригинальную, неожиданную) и уместную (то есть полезную, адаптивную в рамках заданных ограничений)». Определение, которым пользуется большинство ученых, гласит, что креативность – это «производство чего‑ либо одновременно нового и полезного». Иными словами, креативность – это разработка новых идей для решения старых проблем. В качестве примеров можно привести такие интернет‑ платформы, как Uber, Airbnb и Spotify. Несмотря на простоту определения, проявления креативности так же разнообразны, как и особенности воображения людей, и могут принимать всевозможные формы.

Вообще, творчество бывает двух видов: запланированным и спонтанным (Эврика!). Первая категория – плод когнитивной деятельности, а за вторую «отвечают» эмоции. Многие научные эксперименты относятся к когнитивному типу творчества. Как правило, в ходе экспериментов открывается что‑ то новое и важное, но сами они базируются на массе накопленных в этой области знаний. В качестве примера можно привести мои собственные открытия о значении корковых областей вокруг гиппокампа. А открытие роли околоносового и парагиппокампального отделов коры (см. главу 2) в механизме памяти – классический пример запланированного когнитивного творческого акта. Прежде эти области попросту игнорировались, но стоило кому‑ то подойти к вопросу с мощными экспериментальными инструментами, как их решающая роль в механизме памяти была установлена. Однако не все научные эксперименты – «запланированный» процесс. Некоторые из них основаны на спонтанности («Эврика!»). Один из классических примеров – работа Отто Лёви, нобелевского лауреата‑ физиолога, который изучал сердечные функции у лягушек. В 1921 году ему приснился сон: Отто увидел схему простого, но элегантного эксперимента, который позволил бы установить, каким способом – электрическим или химическим – осуществляется связь между отдельными клетками мозга. Спросонья Лёви записал кое‑ что для памяти, но добравшись утром до лаборатории, обнаружил, к сильнейшему своему разочарованию, что не может ни прочесть свои записи, ни вспомнить сон. К счастью для нейробиологии, на следующую ночь этот сон вновь приснился ученому, и он, не дожидаясь утра, тут же пошел в лабораторию и проделал эксперимент. Таким образом Лёви сумел доказать, что в нервной системе для связи между клетками, помимо электрических, используются и химические сигналы. Почему этот эксперимент был так важен? Мы называем эти химические сигналы нейротрансмиттерами, и после их обнаружения наши представления о работе мозга – и медицинские, и теоретические – существенно прояснились. Открытие Лёви – пример спонтанного когнитивного творческого акта. Исаак Ньютон и его теория гравитации, которую ученый открыл, наблюдая за падением яблока, – еще один классический пример спонтанного когнитивного творчества.

А что с эмоциональной стороной творчества? В науке это явление встречается реже, но запланированным или спонтанным эмоциональным творчеством изобилует искусство. В качестве примера запланированного эмоционального творчества можно назвать скульптуры Матисса: вдохновляясь эмоциями, художник сознательно экспериментировал с различными формами, размерами и цветами. Результатом стали поразительные визуальные образы. Другой яркий пример спонтанной эмоциональной работы – знаменитая «Герника» Пикассо. Эту картину художник написал под впечатлением бомбардировки городка Герники в испанской Стране Басков во время Гражданской войны у себя на родине. Творческий акт может означать также изобретение нового способа живописи, пения или сценической игры – и природный талант для воплощения новых концепций в жизнь. Вспомните Фриду Кало, Билли Холидея и Леди Гагу – все они придумали собственную, новую форму самовыражения, а мы теперь можем через их картины, голос или игру познакомиться с уникальным видением мира.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.