Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Моизм и легизм






Моизм и легизм исходят из представления о процветании народа. Управление государством у моистов осмыслялось как забота о благополучии народа. Только в этом случае народ будет любить государя и в империи установится мир. Забота о народе должна заключаться в отказе людей, обладающих властью, от роскоши и богатства, которые являются воплощением несправедливости. Как и конфуцианство, легизм был в целом скорее морально-этическим, чем религиозным учением. Легисты также интересовались устройством идеального государства. Однако их точка зрения гораздо более радикальной. Они полагали, что идеально лишь государство, которое обладает большой силой, в таком государстве должна быть сосредоточена в руках человека, который тем самым должен обладать огромными полномочиями. Условием гармоничного развития государства является строгая система обязанностей и наказаний за их невыполнение. Как и древнегреческий Платон, легисты выделяли три главных группы населения: правителей, военных и крестьян. Однако в их подходе есть и различия: если, по мнению Платона, управление государством должны осуществлять мудрецы, то с точки зрения легистов управление государством должно находиться у императорской династии.

Таким образом, в древнекитайской философии не обнаруживается особого интереса к такому важному философскому понятию, как бытие. Философов Китая интересовал мир как целостность и лежащая в его основе иерархия.

Другая отличительная черта древнекитайской философии — акцент на морально-этической стороне учения о мире. В конечном счете, любое, даже самое отвлеченное философское учение стремилось сформулировать «рецепты», при помощи которых можно достигнуть счастья и гармонии в существовании человека и общества.

 

ТЕСТ

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ

1. Основные принципы развития философского мышления в Китае заложены в:

а) «Лунь юй»;

б). «Книге перемен»;

в) «Книге истории».

 

2. Одними из главных категорий в китайской философии являются:

а). «ян»(свет) и «инь»(тьма);

б) дхарма, атман;

в) нирвана, прана.

 

3. Познание принципов макрокосма в китайской философии осуществляется посредством «тиянь» — сложного когнитивного акта, включающего:

а). познание, эмоциональное переживание, волевые импульсы;

б) стремления, волевые импульсы, познание;

в) высокий уровень интеллекта, познание, эмоциональное переживание.

 

4. Движение, изменение в китайской философии представлялись часто в виде циклов. Противоречия в объекте выступали не как противоположности, не как единство, а как:

а) перемещения в пространстве;

б). взаимодополняющие начала при одновременно подчиненном положении одного из них относительно другого;

в) перемещения во времени.

 

5. Наиболее влиятельным направлением китайской философии является:

а) моизм;

б) легизм;

в). конфуцианство.

 

6. В конфуцианстве главным содержанием философии считалось:

а). нравственное самосовершенствование человека, его воспитание;

б) привитие человеку необходимых качеств, которые позволят выжить в сложном мире;

в) выявление недостатков в обществе и поиск путей для их устранения.

 

7. Конфуций – учитель мудрости, учил, как вести себя в обществе, государстве. Разъясняя смысл человечности, он говорил:

а). «Не делай другому того, чего себе не желаешь»;

б) «Подай тому, кто просит»;

в) «Люби того, кто тебя уважает».

 

8. Важную роль в конфуцианстве играл принцип «ли». Он сводился к тому, что:

а) человек должен направлять свои усилия на миролюбивые отношения с окружающими тебя людьми;

б). человек должен четко следовать нормам, предписываемым ему обществом, соблюдать все необходимые правила;

в) человек должен владеть собой и не раздражаться.

 

9. Даосизм - направление древнекитайской мысли, его основателем считается китайский философ:

а) Ян Чжу; б). Лао-цзы; в) Ван – Чун.

 

10. Дао — это:

а). ничто, начало и конец мира, поскольку все материальные вещи рождаются из небытия, а затем, умирая, опять уходят в небытие;

б) материальная первооснова мира;

в) вечное бытие.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.