Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Перечислите составляющие ранней абилитации и специалистов, участвующих в абилитации ребенка с НС.

Билет 3

 

Составляющие:

· раннее (2-4 мес.) выявление и диагностика нарушения слуха у ребенка

· лечение

· раннее бинауральное слухопротезирование ребенка качественными слуховыми аппаратами (в возрасте 2-6 мес.)

· регулярный контроль слуха (раз в 6 мес.). У многих детей слух ухудшается в первые годы жизни, и, значит, они нуждаются в перенастройке или замене слуховых аппаратов

· проведение кохлеарной имплантации (оптимальный возраст 10-18 мес.), если у ребенка большие потери слуха или глухота

· занятия с сурдопедагогом по развитию у ребенка слуха, мышления и устной речи (сразу после выявления НС)

· обучение родителей умению развивать у ребенка слух, мышление, понимание речи, говорение во время ежедневных дел.

Специалисты:

· врач-сурдолог или аудиолог – проводят диагностику НС, слухопротезирование СА, лечение; работают в сурдологическом центре или сурдологическом кабинете;

· сурдопедагог – специальный педагог, который участвует в диагностике НС у ребенка, занимается развитием слуха и речи, обучением детей с НС. Работает в детских садах и школах для детей с НС, сурдологических и реабилитационных центрах. В последние года некоторые сурдопедагоги работают в логопедических и массовых детских садах, школах, где организованы группы интегрированного обучения для детей с НС.

· врач-оториноларинголог – проводит лечение кондуктивной тугоухости и лечение заболеваний лор-органов, приводящих к нарушениям слуха. Работает в поликлинике, лор-отделении детской больницы.

Также детей с НС могут наблюдать невролог (выявление неврологических расстройств), психолог, логопед, социальный работник (решение проблем в семье)

2.Что такое «критический» период для развития языка и речи и как это должен учитывать сурдопедагог? Расскажите об основных этапах развития языка и речи у ребенка с нормальным слухом и условиях для их развития.

 

Мозг человека обладает способностью к развитию речи в определенный период жизни – это возраст до 5-ти лет. Наиболее важны первые 2 года жизни ребенка, когда у него активно формируется мозг, особенно слуховые и речевые центры. У ребенка с НС эти центры НЕ развиваются, пока ему не надели СА; чем раньше выявить НС и начать занятия с сурдопедагогом по развитию у ребенка слуха, мышления и устной речи, тем меньше ребенок будет отставать от сверстников.

 

Речь продолжает развиваться у человека до 15-ти лет в процессе общения. Ребенок быстрее осваивает речь, если он хочет, а взрослые помогают ему общаться. К 5-7 годам у ребенка последовательно появляются:

· способность анализировать речь как звуки

· способность управлять своим голосом (голосообразование)

· способность повторять и произносить самостоятельно те звуки речи, которые он слышит в речи окружающих (звукопроизношение)

· потребность общаться с окружающими всеми доступными способами

· развитие понимание речи взрослых (накопление пассивного словаря, освоение грамматики) и собственной устной речи

 

3.Какие произносительные навыки можно развивать у ребенка с нарушенным слухом до слухопротезирования? Почему при развитии звукопроизношения у ребенка используются звукоподражания? Перечислите звукоподражания, которые полезно использовать на занятиях и в ежедневных ситуациях.

 

У детей с НС до слухопротезирования надо стимулировать произносить как можно больше разных звуков, чтобы развить координацию между дыхательной и голосовой системой, органами артикуляции и остаточным слухом. В первую очередь: гласноподобные звуки и слоги, это способствует развитию двигательных речевых центров в коре мозга. При эмоциональном возбуждении ребенок непроизвольно издает больше звуков.

Гласноподобные звуки [а], [э], [и], [о], [у] можно и НУЖНО провоцировать во время совместных игр, поскольку

· когда ребенок возбужден или возмущен, он сам требует дать ему желаемый предмет, произнося «а-а», «э-э»

· при игре с машинками он пробует подражать артикуляции и голосу взрослых, произнося «би-би»

· ребенок начинает с простых звукоподражаний постепенно осваивать более сложные слоги и слова, поэтому его нужно стимулировать к подражанию: «Смотри, большая собака, она говорит «ав-ав». Скажи «ав-ав». Молодец!»

Примеры полезных звукоподражаний: звуки животных (собака - «ав-ав», гусь – «га-га-га», курица – «ко-ко-ко», воробей – «чик-чирик» и пр.), звуки на улице и дома (булькание воды – «буль-буль», стук дождевых капель – «кап-кап», стук колес поезда – «чух-чух», часы – «тик-так, и пр.), звуки общения (спать – «баю-бай», нельзя – «ай-яй-яй» и пр.)

 

4.Какие преимущества и недостатки при обучении детей в массовых и коррекционных учреждениях? Почему в коррекционных учреждениях ведущим средством общения у детей со значительным снижением слуха становится жестовая речь, независимо от того, какой метод обучения используется?

В качестве причин выбора специальной школы для получения образования можно указать следующие: детям и подросткам с НС психологически комфортно в среде себе подобных, им обеспечено понимание педагогами, работающими в специальной школе, проблем, связанных с нарушениями слуха. Важными направлениями работы коррекционных центров касательно детей с НС являются:

· разработка дифференцированных программ помощи и поддержки, коррекционных и реабилитационных программ, адекватных индивидуально-психологическим и возрастным особенностям детей и подростков;

· личностно-ориентированный подход к оценке ключевых семейных проблем ребенка, обучения, общения, сферы интересов, потребностей.

Но узкий круг общения учащихся в коррекционных учреждениях НЕ способствует:

· формированию навыков общения;

· коррекции некоторых личностных свойств, которые препятствуют общению, либо изменение проявления этих свойств так, чтобы они не влияли негативно на процесс общения;

· коррекции самооценки ребенка с целью приближения ее к адекватной.

В свою очередь, в массовых школах окружение может приклеивать отрицательные ярлыки детям с НС (такие как «агрессивные», «капризные» и т.п.). Одним из факторов, затрудняющих процесс социализации старших подростков с НС является следующая проблема: глухие и слабослышащие часто имеют тенденцию скрывать свой недостаток из-за боязни неадекватной реакции со стороны слышащих (в виде насмешек, непонимания и т.п.).

Но организация широкого социального взаимодействия детей с нарушениями слуха

со слышащими сверстниками силами образовательных учреждений позволяет избежать острых проблем социализации в период вступления людей с НС в самостоятельную жизнь.

Овладение жестовым языком глухих как первым языком для общения естественным образом происходит в семьях неслышащих родителей, к тому же в своем речевом развитии дети с со значительным снижением слуха испытывают трудности в овладении словарным составом и грамматическим строем словесной речи. В системе специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с НС назначение калькирующей жестовой речи — использование в ситуациях так называемого «официального» общения, в условиях, когда восприятие неслышащими устной речи докладчика, лектора затруднено в связи со значительными объемами помещений, сложностью используемой лексики и т.д. Жестовая речь используется во всех школах, обязательно во внеклассной работе, но также и как вспомогательное средство на уроках (при формировании новых понятий, объяснении значений новых слов).

 

5.Почему у ребенка с нарушенным слухом есть проблемы с поведением, и какие советы по нормализации поведения ребенка может дать сурдопедагог?

 

Дети с НС часто капризны, непослушны, упрямы, склонны к истерикам или чрезмерно пугливы. Это потому, что объясниться с ними словами нельзя, такие дети не слышат неодобрительной речи взрослого и не воспринимают оценку окружающими своих действий. Слабослышащий не понимает, что происходит и почему его активность пытаются пресечь.

Сурдопедагог может дать следующие советы:

· использовать родителям выразительные мимику, голос, жесты, слухозрительно поощряя или осуждая ребенка

· тщательно регулировать режим дня, придерживаясь установленного расписания дневной активности, приучать ребенка к дисциплине

· воздействовать на ребенка успокаивающими методами вечером (теплая ванна и т.д.)

· не предъявлять противоречивых требований, все запреты должны быть последовательны

· использовать двигательную активность с пользой (устраивать состязания между членами семьи и пр.), играть в подвижные игры

· не стыдить ребенка излишне, не поднимать на смех или дразнить его

· наказывать ребенка только за действительные проступки и за понятные ребенку причины

· консультироваться с неврологом

·

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Герменевтический методологический стандарт | I. Предмет Соглашения




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.