Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Открывает встречу Буркова С.А. Отчет о психофизиологических встречах в Санкт-Петербурге

Отчет о психофизиологических встречах в Санкт-Петербурге

Октября 2014 года, Дом ученых РАН.

Воробьев В.М. физиолог Военно-космическая академия им. А.Ф. Можайского
Яшина Л.Г. педагог Институт экономики, культуры и делового администрирования
Столярова Т.В. культуролог 000 «Дизайн»
Лысова А.В. психолог Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Гусева Е.А. инженер ОАО «Син.маш»
Примин В.И. инженер Магдебургский университет им. Отто фон Герике
Осаченко П.С. психолог Санкт-Петербургский институт психологии и акмеологии
Курилова Т.П. педагог ГДОУ-16 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Братчикова А.А.   Научно-практический центр «Психосоматическая нормализация»
Танина М.Д. врач Северо-западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова
Алибеков Э.Р. врач Северо-западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова
Софьянц А.Д. врач Северо-западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова
Власкина К.О. врач Северо-западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова
Гора Д.А. врач Северо-западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова
Образцов Н.Д. психолог Балтийский гуманитарный институт
Тимушкова Т.Г. педагог ГБПОУ СПБ Малоохтинский колледж
Чернышев С.В. физиолог Военно-космическая академия им. А.Ф. Можайского
Кузьмичева И.В. физиолог Военно-космическая академия им. А.Ф. Можайского
Плюскина Е.М. психолог ЧОУ институт психологии «Иматон»
Кайвистолайнен Е.В. психолог Санкт-Петербургский институт психологии и акмеологии
Калинина А.С. врач Северо-западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова
Ващенко Н.В. врач Северо-западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова
Звонарева Т.Ю. психолог Балтийский гуманитарный институт
Горбачева М.В. физиолог ФИН им. И.П. Павлова РАН
Чернышева М.П. физиолог Санкт-Петербургский государственный университет
Булгакова О.С. психофизиолог Научно-практический центр «Психосоматическая нормализация»
Буркова С.А. психофизиолог Международное научное психофизиологическое содружество
Шиманский А. - -

Открывает встречу Буркова С.А.

Добрый день уважаемые коллеги, гости нашего очередного заседания в рамках проекта «Психофизиологические встречи в Санкт-Петербурге», организованного Научно-практическим центром «Психосоматическая нормализация» и Международным психофизиологическим содружеством. Мы рады вас приветствовать в гостеприимном зале Дома ученых РАН, и надеемся, что наша встреча обязательно пройдет в теплой атмосфере обсуждения и обмена мнениями.

Сегодня мы пригласили всех вас на обсуждение интереснейшей темы о факторе времени внутренней среды организма человека. И слово для доклада предоставляется доктору биологических наук, профессору СПБГУ Чернышевой Марине Павловне, которая уточнит название своего доклада, подготовленного для нашей встречи.

Доклад.

«Биологическое время. Восприятие времени мозгом»

Известно, что организм человека, как и другие биосистемы, в термодинамическом аспекте является открытой неустойчивой термодинамической системой, обменивающейся с окружающей средой материей, энергией, информацией и, добавим, временем. Для реализации такого обмена организм должен сам производить материю, энергию, информацию и время, что и происходит. Например, клетки синтезируют белки и другие биомолекулы, делятся, формируют ткани и органы, что соответствует «производству материи». Часть выделяемой при пищеварении, сокращении мышц, электрогенезе в нервных клетках энергии превращается в тепловую и излучается в пространство. Работа внутренних органов, мышц, протоков, сосудов и т.п активирует соответствующие рецепторы, порождая одновременно информацию и время (как часть электро-хемо-частотного кода информации). Существование соответствующих сенсоров необходимо для анализа внутренней среды и подстройки (адаптации) к внешней. Известные типы интеро- и экстерорецепторов легко представить как сенсоры воздействий определенной энергетической природы (световой, механической, химической, гравитационной), передающие в нервные центры информацию о воздействии, в кодировании которой принимает участие и время. Последнее отражено во временных параметрах фаз рецепторного потенциала, потенциала действия и следовых процессов, а также частотного паттерна их следования, обусловливающего специфику комплекса медиаторов и ко-медиаторов, выделяемых пре- и постсинаптическими нейронами, облегчение или торможение синаптической передачи. Однако последние исследования ряда авторов показали, что у человека время может восприниматься двояко: как временная структура сенсорной информации и как амодальное (несенсорное) восприятие времени. Первый механизм обеспечивается нервными сетями и нейронами полисенсорных зон теменной и височной коры, а нейроны времени (“Тime-neurons”) описаны в ассоциативных ядрах таламуса и зонах лобной коры. В головном мозге человека могут транзиторно образовываться «Тime-сети» в виде локальных кругов реверберации возбуждения между нейронами, например, полосатого тела и неокортекса. Они соответствуют появлению в ЭЭГ спящего человека так называемых сонных веретен и могут, следовательно, быть маркерами времени определенной стадии сна.

Временн ы е процессы разных уровней и степени сложности характеризуют разные диапазоны длительности, скорости, латентности и плотности. На клеточном уровне почти все клетки организма, в том числе и нервные, имеют молекулярные осцилляторы, постоянно или транзиторно генерирующие временные процессы в диапазоне от долей мсек до суточных и сезонных ритмов. Некоторые из таких осцилляторов (например, clock-белки) могут выполнять и функцию сенсора времени и, как транскрипционные факторы, запускать временн ы е процессы, образующие в совокупности эндогенное время организма.

Буркова С.А. Огромное спасибо Марине Павловне за интересный доклад. Предлагаю начать обсуждение и прошу аудиторию задавать свои вопросы и высказывать свои предложения.

Шиманский А.: Марина Павловна, уточните, пожалуйста, следующий момент – есть ли различия во внутреннем времени у различных наций?

М.П.: да, конечно такие различия есть, и связаны они могут быть с различными факторами, в том числе и с особенностями климата в зоне проживания.

Шиманский А.: а что Вы скажите о таких различиях у современников и представителей более раннего времени?

М.П.: Здесь также различия будут, и связано это, в том числе, с разными стереотипами (далее М.П. раскрыла данное понятие).

Кузьмичева И.В.: Марина Павловна, а раскройте, пожалуйста, связь между латеральностью и субъективным временем.

М.П.: При определении данной связи необходимо учитывать множество особенностей, таких как ведущая сенсорная система, симпатотония или паросимпатония… Так, например, у кинестетиков обычно время определяется более точно.

Булгакова О.С.: Марина Павловна, огромное спасибо за доклад. Подскажите, есть ли данные об особенностях восприятия времени при различных травмах?

М.П.: Да, такие данные существуют. Примером может служить случай с нарушением правого гиппокампа, приводимый Симоновым П.В. в его работах.

Воробьев В.М.: Спасибо за интересное представление темы. Мне бы хотелось добавить к рассмотрению данной темы времени еще такой момент как феномен личного пространственного времени. Мне кажется, что рассмотрение данной темы требует учета еще такого понятия как «ментальное» время, усвоенное из социума – что сразу дает новое понимание ответа на вопрос о восприятии времени людьми различных культурных и исторических сред.

М.П.: Да, конечно, понятие времени очень многомерно, и я сегодня в своем докладе коснулась только одной их сторон этого феномена – физиологической.

Буркова С.А.: Спасибо за вопросы нашей аудитории и ответы Марине Павловне – у нас получилось действительно живое обсуждение.

Но у нас есть специальный гость, который приехал к нам, чтобы представить еще один интересный вопрос для обсуждения. Предоставляю слово Примину Владимиру Ильичу.

Примин В.И.: Спасибо за возможность обсудить вопрос, интересующий меня уже достаточно долгое время и представить свою идею «языка как феномена» такой почтенной публике – психологам и психофизиологам. В своей работе я рассматриваю закономерности зарождения слов в различных языках и получил множество интересных фактов. (Далее В.И. предложил краткое объяснение данного вопроса).

Буркова С.А.:

Владимир Ильич, очевидно, что тема вашего краткого сообщения заинтересовала собравшихся, и мы обязательно соберемся еще раз, чтобы Вы смогли представить свои идеи более подробно. Еще раз спасибо за то, что вы к нам пришли сегодня.

Спасибо всем, кто сегодня пришел на нашу «Встречу», которая подошла к концу. Еще раз напоминаю о том, что целью наших мероприятий является, в том числе, формирование научного сообщества и поддержание научных связей внутри него – общайтесь и обменивайтесь идеями, а мы рады вам в этом помогать.

При свободном общении после закрытия психофизиологических встреч высказали свои мнения практикующие педагоги Курилова Т.П. и Тимушкова Г.В. По их словам встреча прошла на высоком организационном уровне и особая благодарность организаторам за привлечение молодых людей – физиологов, врачей и психологов, находящихся еще в начальном периоде своего профессионального становления.

ФОТООТЧЕТ

Чернышева Марина Павловна
Буркова Светлана Алексеевна
Моменты встречи
Момент доклада Чернышевой М.П.
Чернышева М.П. и Буркова С.А.
Воробьев Владимир Михайлович
Моменты встречи
Кузьмичева Ирина Валентиновна
Примин Владимир Ильич
Моменты встречи
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Правила оформления отчета | 




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.