Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ситуационные задачи для экзаменов






(ответ требует знаний по нескольким разделам курса физиологии)

1З-1 Больному была проведена операция, во время которой ему было перелито 2 л консервированной крови и на I час его подключали к аппарату искусственного кро­вообращения. После операции наблюдается кровотечение из раны. Пульс - 96 уд/мин. АД -100/70 мм рт. ст. Анализ крови:

Эритроциты 3, 5х1012л
Тромбоциты 100x109 л
Са++ 1, 5 мМоль/л(норма =2, 2-2, 5 мМоль/л)
Билирубин больше нормы  

Вопросы:

1) Оцените результаты анализа крови. Каковы причины отклонения показателей от нормы? Назовите соответствующие состояния принятыми терминами. Какие дейст­вия следует предпринять для улучшения показателей крови?

2) Оцените показатели деятельности сердечно-сосудистой системы,

3) Назовите причины кровотечения данного больного.

4) Какие гормоны и биологически активные вещества регулируют уровень Са++ в крови?

5) В процессе обмена какого вещества в организме образуется билирубин и в каком виде он выводится из организма?

13- 2. 10-летнему мальчику с развившейся отечностью лица через 3 недели после поражения миндалин острой инфекцией поставлен диагноз: гломерулонефрит (воспаление клубочков почек).

Результаты исследований:

Анализ Пациент Норма
Объем мочи (мл/24ч)    
Цвет красноватая, мутная Желтая
Белок ++  
Эритроциты ++  
АД в мм рт. ст. 160/95 106/60
Содержание белков в плазме в г/л    

Вопросы:

1) Нарушение каких процессов мочеобразования при заболевании почек приводит к появлению белка в моче?

2) Опишите возможные механизмы возникновения отёков?

3) Что представляет собой онкотическое давление крови, его величина и роль в раз­витии отеков?

4) Соответствует ли норме АД? Какие основные факторы в норме определяют вели­чину АД? Каковы возможные причины его повышения?

5) Какие причины могут привести к снижению уровня белка в крови? Какие из них наиболее вероятны в данном случае?

13-3. Известно, что в детском возрасте отсутствует разница в количестве эритроцитов в крови мальчиков и девочек. У взрослых мужчин количество эритроцитов в единице объема крови больше, чем у женщин. В старческом возрасте эта разница вновь почти исчезает.

Вопросы:

1. Каков физиологический механизм этих различий у людей в возрасте 16-60 лет?

2. Какие факторы определяют количество эритроцитов в крови?

3. Что представляет себе система крови?

4. Назовите основные вещества, необходимые для эритропоэза и источники поступления этих веществ в костный мозг.

5. Где образуются эритроциты, их срок жизни и где они разрушаются?

6. Какие нервные влияния ми гуморальные факторы принимают участие в регуляции эритропоэза?

13-4. После операции на желудочно-кишечном факте больной 10 дней находился на парентеральном питании. Ему ежедневно вводилось до 4-х литров жидкости - растворы 0, 9 % NаС1, Рингера-Локка, 5 % глюкозы, и другие. Больной в послеоперационном периоде потерял 10 кг массы тела.

Анализ Больной Норма
Белки плазмы 47 г/л  
Альбумины 20 г/л 32-55 г/л
Гемоглобин 100 г/л  
Эритроциты 2х10-12/л  
Цветной показатель 0, 7  
Белок в моче 0.27 г/сутки 0.2 г/сутки
Удельный вес мочи    
Суточный диурез  
Онкотическое давление крови 20 мм рт. ст.  

Вопросы:

1) Оцените анализ крови, назовите норму для каждого показателя, обозначьте соответствующими терминами. О чем свидетельствуют показатели состояния красной

крови?

2) Проанализируйте функцию почек

3) Изменился ли у данного больного гормональный контроль деятельности почек'?

4) Почему у больного значительная потеря массы тела? Как можно рассчитать идеальный вес для конкретного человека?

13-5. При анализе условий труда в кузнечном цехе установлено: температура воздуха в зоне работы +З00С, движение воздуха отсутствует. Работа заключается в перемещении нагретых деталей весом 2-3 кг в течение всего рабочего дня. К концу рабочей смены снижение массы тела у рабочих составляет 2-3 кг. Калорийность суточного рациона в среднем около 3500 ккал.

Вопросы:

1) Чем объясняется снижение массы тела у рабочих к концу смены?

2) Какие способы теплоотдачи вы знаете, какие из них эффективны в данных условиях?

3) Какие изменения водно-соляного обмена возможны в организме человека в данных условиях?

4) Изменится ли состав и физиологические свойства крови у рабочих к концу смены?

5) Изменится ли диурез в этих условиях? Как и почему? Каковы механизмы этих измене­ний?

6) Какие изменения можно обнаружить в деятельности сердечно-сосудистой системы работающих в этих условиях?

13-6. 10- летний мальчик направлен на лечение в больницу в связи с сильным кровотечением после удаления зуба. Исследования крови дали следующие результаты:

Анализ Пациент Норма
Тромбоциты/л 175x10*  
Гемоглобин(г/л)    
Время кровотечения (мин)   3-6
Лейкоциты/л 6, 5x10*  
Са++ 1, 5 мМоль/л 2, 2- 2.5 мМоль/л

Вопросы:

1) Каковы возможные причины кровотечения у данного пациента?

2) Какие физиологические механизмы обеспечивают остановку кровотечения (гемостаз)? Что представляет собой коагуляционный гемостаз, и какие основные факторы принима­ют участие в нем?

3) Назовите и поясните пути поступления Са2+ в организм и выведения Са2+ из организ­ма?

4) Опишите механизмы регуляции уровня Са++ в крови?

13-7. При анализе крови установлено, что у больного содержание белков плазмы кро­ви составляет 50 г/л.

Вопросы:

1) Сравните с нормой, обозначьте состояние соответствующим термином. Перечислите функции белков плазмы крови.

2) Какие причины могут привести к подобной гипопротеинемии? Какие дополнительные исследования надо провести, чтобы выявить конкретную причину?

3) Как изменится объем интерстициальной жидкости у больного, поясните причины воз­никших изменений?

4} Изменилось ли эффективное фильтрационное давление в капсуле нефронов у данного

пациента? Как рассчитывается ЭФД?

5) Какие физиологические характеристики крови могут при этом измениться?

13-8. Больному по медицинским показаниям произведена резекция пилорической части желудка.

Вопросы:

1) Какие функции выполняет желудок? Каковы особенности функции каждою из его отделов?

2) Какие функции желудка будут нарушены после такой операции? Возможна ли их компенсация?

3) Изменится ли у больного переваривание пищевых веществ'?

4) Как следует изменить режим питания у этого больного?

5) Возможно ли нарушение эритропоэза данного больного и почему?

13-9. Спортсмен во время марафонского бега потерял 4 л воды за счет усиленного потоотделения.

Вопросы:

1) Каков механизм и значение усиленного потоотделения в этом случае? Каковы механизмы компенсации уменьшающегося объема циркулирующей крови (ОЦК)?

2) Дайте классификационную характеристику потоотдели-тельного рефлекса.

3) Как изменится деятельность почек в это время?

4) Как и почему будет изменяться концентрация глюкозы в крови и гормонов, регулирующих концентрацию глюкозы?

13-10. В результате травмы у больного полностью разрушены передние корешки всех поясничных и трех верхних крестцовых сегментов спинного мозга слева.

Вопросы:

1) Какие проявления двигательной активности на пораженной стороне исчезнут – фазные тонические, произвольные, непроизвольные?

2) Изменится ли тонус мышц на пораженной стороне? Как и почему?

3) Какие спинальные рефлексы при раздражении кожи голени и стопы слева будут регистрироваться, а какие нет?

4) Какую функцию выполняют мышечные веретена и рецепторы Гольджи?

5) Какой отдел мозга непосредственно контролирует деятельность мышечных веретен?

6) Изменится ли кровообращение в мышцах левой нижней конечности?

13-11. В результате травмы у больного полностью разрушены задние корешки всех поясничных и трех верхних крестцовых сегментов спинного мозга слева.

Вопросы:

1) Какие проявления двигательной активности на пораженной стороне исчезнут – фазные тонические, произвольные, непроизвольные?

2) Изменится ли тонус мышц на пораженной стороне? Как и почему?

3) Какие спинальные рефлексы на левой нижней конечности можно зарегистрировать при раздражении кожи голени и стопы а) левой нижней конечности, б) правой нижней конечности?

4) Какую функцию выполняют мышечные веретена и рецепторы Гольджи?

5) Какой отдел мозга непосредственно контролирует деятельность мышечных веретен?

13-12. Человек привычно жует жевательную резинку.

Вопросы:

1) Как изменится слюноотделение? Каков механизм регуляции слюноотделения?

2) Что произойдет с дыханием при проглатывании слюны? Каков механизм этого явле­ния?

3) Какая фаза желудочной секреции активируется в данной ситуации? Ее механизм.

4) Какие гормоны участвуют в желудочной фазе секреции желудочного сока? Образуют­ся ли они в данном случае?

5) Почему не рекомендуют жевать жевательную резинку на «голодный желудок»?

6) Будет ли у этого человека выделяться слюна при виде жевательной резинки?

13-13. В эксперименте на собаке с фистулой слюнной железы установили, что на мясной порошок слюны выделяется больше, чем на мясо, на сухари - больше, чем на хлеб; на вспрыскивание с помощью резиновой груши аскорбиновой кислоты выде­ляется много жидкой слюны и при виде этой груши собака активно пытается избежать вспрыскивания кислоты, ЧСС и частота дыхания увеличиваются.

Вопросы:

1) Объясните различия в секреции слюны на различные пищевые продукты. Как называ­ется эта способность пищеварительных желез? Каковы механизмы этого явления?

2) Какие функции выполняет слюна? Как объяснить секрецию слюны на действие кисло­ты?

3) Как называется реакция собаки, возникающая при виде груши для вспрыскивания кислоты? Каково ее происхождение и биологическое значение?

4) Как объяснить изменения ЧСС и частоты дыхания при виде груши? Как регулируются эти процессы?

5) Какие эмоции демонстрирует животное в этом эксперименте? Каковы их функции?

13-14. Для алкоголизма характерно токсическое поражение нейронов ЦНС. При этом наблюдается атаксия, нистагм, асимметрия сухожильных рефлексов, снижается тонус и сила мышц, нарушаются половые функции, наблюдается вегетососудистая дистония. Вопросы:

1) Какие симптомы свидетельствуют о нарушении деятельности вегетативных центров? Как в норме регулируется тонус сосудов?

2) Объясните возможное происхождение двигательных нарушений. Какие отделы мозга осуществляют регуляцию движений?

3) Что такое тонус мышц? Каково его происхождение и значение?

4) Сила мышцы. Дайте определение. От чего она зависит?

13-15. Животному в эксперименте произвели перерезку ветвей n. Vagus, идущих к поджелудочной железе.

Вопросы;

1) Какие рефлексы обеспечивают секреторную функцию поджелудочной железы? Дайте характеристику этих рефлексов.

2) Перечислите элементы рефлекторной дуги безусловного рефлекса поджелудочной секреции. Где располагаются рефлексогенные зоны? Какое звено нарушено в данном случае?

3) Будет ли осуществляться секреторный рефлекс в данном случае? Будет ли происходить секреция панкреатического сока? Если будет, то как регулируется секреции поджелудочного сока в данном случае?

4) Будет ли нарушена эндокринная функция поджелудочной железы в этом случае?

5) Какие гормоны выделяет эндокринная часть поджелудочной железы, каковы их функции?

13-16. Больной (злостный курильщик) жалуется на сильные боли в нижней конечности, появляющиеся только при ходьбе (перемежающаяся хромота). При осмотре выявлено отсутствие пульсации на артериях конечности, бледность и снижение температурь кожи. При ангиографии установлено, что просвет артерий уменьшен по сравнению с нормой. Больному выполнена операция перерезки симпатических нервов, иннервирующих конечность. Боли и другие перечисленные симптомы после операции исчезли.

Вопросы:

1) Какой центр поддерживает и регулирует тонус гладких мышц артерий? В каком состоянии он находится? Каковы механизмы, поддерживающие это состояние?

2) Дайте классификационную характеристику сосудодвигательного рефлекса.

3) Перечислите звенья рефлекторной дуги данного рефлекса. Какой медиатор обеспечивает передачу возбуждения на гладкие мышцы сосудов? С какими рецепторами на мембране миоцитов он взаимодействует?

4) Как изменился тонус сосудов после операции? Какова причина этих изменений?

5) Объясните происхождение вышеперечисленных симптомов и причины их устранения после операции.

6) Изменится ли после этой операции тонус скелетных мышц данной конечности?

13-17. У больного травматический разрыв спинного мозга на уровне Тh6 – Тh7 сегментов.

Вопросы:

1) Как называется состояние нервных центров, расположенных ниже места травмы? Каковы механизмы этого явления?

2) Какие соматические рефлексы будут изменены? Как долго?

3) Какие вегетативные рефлексы будут изменены?

4) Возможны ли произвольные движения после травмы? Какие структуры головного мозга осуществляют регуляцию движений?

5) Возможен ли произвольный контроль вегетативных функций? Опишите строение рефлекторной дуги вегетативного рефлекса.

6) Изменится ли деятельность сенсорных систем? Каких именно?

13-18. У больного вследствие нарушения мозгового кровообращения нарушена целостность кортикоспинального тракта.

Вопросы:

1) Какие функции выполняет кортикоспинальный тракт? Какими структурными элементами он образован? На каких нейронах заканчиваются волокна этого тракта?

2) Какая область коры головного мозга непосредственно управляет передачей возбуждения по кортикоспинальному тракту? Каковы ее функции?

3) Какие формы двигательной активности мышцы принято различать? Какие из них будут нарушены в данном случае? Почему?

4) Возможна ли в этом случае атрофия мышц? Сохранится ли возбудимость?

5) Изменится ли функциональное состояние проприорецепторов?

6) Каковы особенности мозгового кровообращения?

13-19. У больного выявлено кровоизлияние в передних рогах спинного мозга пояснич­ных и сакральных сегментов спинного мозга.

Вопросы:

1) Какие рефлексы осуществляются при участии ά -мотонейронов? Перечислите и дайте классификационную характеристику.

2) Возможно ли участие нижних конечностей в произвольных движениях?

3) Можно ли вызвать у данного больного коленный рефлекс?

4) Изменится ли функциональное состояние мышечных веретен мышц нижних конечностей?

5) Изменится ли тонус сосудов нижних конечностей?

6) Изменится ли температура кожи нижних конечностей?

13-20. Во время эксперимента животному ввели новокаин в передние корешки пояс­ничных сегментов спинного мозга.

Вопросы:

1) Как изменятся функциональные свойства аксонов передних корешков?

2) Какой из законов проведения возбуждения по нерву будет нарушен?

3) Изменится ли характер рефлекторных фазных сокращений мышц нижней конечности?

4) Изменится ли тонус мышц?

5) Изменится ли рефлекс мочеиспускания?

6) Изменятся ли сосудодвигательные и потоотделительные рефлексы в задней конечно­сти?

13-21. Во время эксперимента животному ввели новокаин в задние корешки пояс­ничных сегментов спинного мозга.

Вопросы:

1) Изменится ли тонус мышц?

2) Изменится ли характер колонного сухожильного рефлекса?

3) Сохранится ли чувствительность кожи нижней конечности?

4) Можно ли вызвать сгибательный рефлекс?

5) Возможны или нет произвольные движения задней конечности?

6) Изменятся ли сосудодвигательные и потоотделительные рефлексы в нижней конечно­сти?

13-22. У больного в результате травмы полностью разрушен участок седалищного нерва.

Вопросы:

1) К какой группе (чувствительных, двигательных, смешанных) относится седалищный нерв?

2) Возможны ли произвольные движения поврежденной нижней конечности?

3) Сохранится ли чувствительность кожи этой конечности?

4) Возможен ли сгибательный рефлекс данной конечности? Если да, то какие рецепторы следует раздражать, чтобы его вызвать?

5) Возможны ли сосудодвигательные рефлексы в конечности?

6) Возможно ли потоотделение в коже конечности?

13-23. У больного травматический разрыв спинного мозга на уровне Т11 -L1 сегментов. Вопросы:

1) Будут ли осуществляться произвольные и непроизвольные двигательные функции нижних конечностей: а) в первые недели после травмы? б) через 6 месяцев?

2) Возможны ли произвольные движения нижней конечности в эти сроки?

3) Изменится ли рефлекс дефекации?

4) Изменится ли рефлекс мочеиспускания?

5) Изменится ли деятельность сердца и тонус сосудов?

13-24. В процессе эксперимента собаку не кормили одни сутки, а затем поставили в затем станок, где ее обычно кормили. Применили раздражение лапы электрическим током, вызывающим слабое болевое ощущение, однако вместо оборонительного двигательного рефлекса наблюдали слюноотделение.

Вопросы:

1) Какие сенсорные системы возбуждены в данной ситуации?

2) Объясните физиологический механизм наблюдаемого явления.

3) Как называется принцип взаимодействия нервных центров, при котором один центр может усиливать свое возбуждение за счет возбуждения других центров? Какова его биологическая роль?

4) Приведите примеры аналогичного состояния у человека.

5) Какова роль слюноотделения у собаки? У человека?

13-25. В помещении, где находится собака, на недоступной высоте подвешен кусок мяса. У собаки наблюдается двигательное беспокойство, повышение АД, учащение сердцебиения, слюноотделение и расширение зрачков.

Вопросы:

1) Объясните физиологические механизмы изменения ЧСС и АД.

2) Какими механизмами обеспечивается регуляция слюноотделения?

3) Объясните причины и механизм изменения диаметра зрачков.

4) Перечислите отделы ЦНС, принимающие участие в регуляции мышечного тонуса и движений,

5) Какой из центров находится в доминантном состоянии и определяет поведение собаки? В чем суть принципа доминанты?

13-26. У человека после автомобильной катастрофы выявлена травма позвоночника. Установлено, что локтевые и верхние брюшные рефлексы соответствуют норме, а нижние брюшные, а также коленный и ахиллов рефлексы не выявляются.

1) О чем свидетельствует отсутствие рефлексов?

2) Нарисуйте рефлекторную дугу сухожильного рефлекса.

3) Изменится ли функциональное состояние проприорецепторов нижних конечностей?

4) Проанализируйте ситуацию и обоснуйте заключение об уровне повреждения спинного мозга.

5) Возможно ли восстановление произвольных движений и рефлексов скелетных мышц нижних конечностей?

6) Возможно ли восстановление рефлексов мочеиспускания и дефекации?

13-27. При поступлении в клинику больная жалуется на бессонницу, тахикардию, сла­бые непроизвольные сокращения скелетных мышц. При анализе крови установлено, что концентрация Са++ в крови 1, 7 ммоль/л (норма – 2, 2 - 2, 5 ммоль/л).

Вопросы:

1) Каковы возможные причины снижения уровня Са++ в крови?

2) Какие гормоны регулируют уровень Са++ в крови?

3) Каковы пути поступления Са++ в организм? Роль витамина D в регуляции кальциевого гомеостаза?

13-28. При сильном испуге у человека выявлены: тахикардия, повышение АД, увеличение частоты дыхания, повышение уровня глюкозы в крови.

Вопросы:

1) Какие эндокринные изменения обычно наблюдаются при стрессе?

2) Объясните механизмы изменения ЧСС и АД в данном случае.

3) Подробно опишите механизмы регуляции сердечной деятельности и дыхания.

4) Возможно ли изменение моторики кишечника?

5) Что представляют собой эмоции? Дайте определение. Какова их роль в адаптации организма?

6) Каковы в данном случае механизмы увеличения уровня глюкозы в крови?

13-29. Поздно вечером пациент съел 300г соленой семги. Ночью он выну­жден был дважды встать с постели и пить воду.

Вопросы:

1) Назовите три процесса мочеобразования и кратко охарактеризуйте их.

2) Как изменится мочеобразование при потреблении соленой пищи?

3) Как изменится осмотическое давление крови при всасывании солей из желудочно-кишечного тракта?

4) Повышение продукции какого гормона уменьшает объем конечной мочи в данной ситуации? Опишите механизм его действия.

5) Нарисуйте рефлекторную дугу рефлекса мочеиспускании. Какова роль коры головно­го мозга в регуляции мочеиспускания?

13-30. Пациент жалуется на постоянную жажду. В процессе обследования установлено, что суточный диурез составляет 3 литра.

Вопросы:

1) Сравните с нормой, обозначьте специальным термином.

2) Какие изменения в пищевом режиме могут привести к данной ситуации? '

3) Какие гормональные нарушения могут привести к данной ситуации?

4) Перечислите и объясните возможные механизмы увеличения диуреза при гормональных нарушениях.

5) Почему при резких подъемах артериального давления увеличивается диурез?

13-31. При обследовании установлено, что суточный диурез у пациента составляет 600 мл.

Вопросы:

1) Сравните величину диуреза с нормой, обозначьте соответствующим термином.

2) Какие физиологические ситуации могут привести к снижению диуреза?

3) Какие клинические ситуации могу т привести к снижению диуреза?

4) Объясните механизм уменьшения диуреза (прекращение диуреза) при сильной боли.

5) Какие константы крови изменятся при длительном снижении диуреза?

 

13-32. Молодой человек жалуется на жажду, теряет около 2800 мл мочи ежесуточно. Выдыхаемый воздух больного имеет запах ацетона, его моча содержит глюкозу. Анализы показали следующее:

Анализ Пациент Норма
Суточный диурез 2800 мл  
Глюкоза крови 11 моль/л  
Глюкоза в моче +  
Ацетон в моче +  

Вопросы:

1) Напишите норму для каждого показателя, назовите состояния соответствующими терминами.

2) Объясните, какие эндокринные расстройства у данного пациента Вы предполагаете?

3) Отсутствие или недостаток какого гормона обычно приводит к повышению уровня глюкозы в крови? Как регулируется продукция этого гормона?

4) Объясните причину полиурии в данном случае.

13-33. Пациент с длительной диареей. При исследовании кала в нем выявлено большое количество нейтрального жира, непереваренных остатков пиши. Был поставлен диагноз «хронический панкреатит». В плазме крови:

Анализ Пациент Норма
Кальций 1, 8 ммоль/л 2, 10-2, 55 ммоль/л
Общий белок 68 г/л  

Вопросы:

1) Объясните экскрецию жира и непереваренных остатков пищи у данного пациента.

2) Объясните, почему у данного пациента низкое содержание Са++ в сыворотке крови.

3) Какую роль играет Са++ в организме, и какие эндокринные факторы влияют на содержание Са++ в крови? Какие симптомы могут развиваться у пациента вследствие малого содержания Са++ в крови?

4) Изменится ли скорость переваривания белков у данного пациента?

5) Изменятся ли ОЦК, ЧСС, АД у данного больного?

13-34. Мать пятилетнего мальчика обратилось с жалобой, что по ее мнению ребенок слишком низкого роста для своего возраста.

Вопросы:

1) Как Вы решите, соответствует ли рост мальчика его возрасту?

2) Какие эндогенные факторы необходимы для нормального роста и развили организма ребенка?

3) Какие экзогенные факторы необходимы для нормального роста и развития организма ребенка?

4) Какие железы внутренней секреции оказывают влияет на рост и развитие организма? Какие гормоны образуются в этих железах?

13-35. Больной К., 50 лет. госпитализирован в связи с неукротимой обильной рвотой в течение последних 48 часов. Находится в сознании, кожные покровы бледные, холодные на ощупь, сухие. Наблюдается картина обезвоживания организма. Результаты обследования:

Анализ Пациент Норма
Пульс (уд/мин)    
объем мочи (%;, т/24 часа)    
РН мочи 7.4 5, 5-7.0
рН крови 7.45  
К+ сыворотки крови (ммоль/л) 2.К 3.5-5, 1

1) Объясните бледность кожных покровов у больного.

2) Почему у больного наблюдается тахикардия?

3) Объясните, почему у больного малый объем мочи и повышение ее рН. Какие гормоны участвуют в создании этого эффекта?

4) Как будет изменен тонус резистивных сосудов у больного? Объясните механизм развития этих изменений.

5) Какие меры целесообразно принять для нормализации водно-солевого баланса у дан­ного больного?

13-36. Мать 5-летного мальчика обратилась к врачу по поводу задержки роста ребенка. При обследовании ребенка врач обнаружил увеличение щитовидной железы (зоб). У ребенка постоянно открыт рот, язык не помещается в ротовой полости, мальчик умственно отстал от сверстников.

Вопросы:

1) Перечислите возможные причины развития зоба.

2) Какие функции в организме выполняет щитовидная железа?

3} Какие нарушении функции выявляются при гипо- и гиперфункции щитовидной железы?

4) Как осуществляется регуляция функций щитовидной железы?

5) Какие еще причины могут привести к задержке роста ребенка?

13-37. Мальчик в бессознательном состоянии обнаружен на улице и доставлен в больницу.

Он истощен, обезвожен, артериальное давление 85/60 мм рт ст., дыхание с запахом ацетона, ЧСС – 105 уд в минуту. Исследование крови дало следующую картину:

Анализ Пациент Норма
глюкоза крови (ммоль/л) 23, 6  
калий сыворотки (ммоль/л)   3-5
глюкоза в моле +  

Вопросы:

1) Назовите норму для приведенных показателей, обозначьте состояние соответствующим термином. С какими эндокринными изменениями может быть связано это явление?

2) Почему в моче здорового человека не содержится глюкоза? В каком случае она появляется в моче?

3) Как изменится диурез при появлении глюкозы в моче?

4) Охарактеризуйте состояние сердечно-сосудистой системы у пациента. Опишите регуляцию АД в норме.

13-38. Больной жалуется на острую боль в пояснице. УЗИ показало наличие в правом мочеточнике камня диаметром около 8 мм. АД - 140/100 мм рт. ст.

Вопросы:

1) Объясните причину боли в данном случае. Каково биологическое значение боли

2) Перечислите элементы ноцицептивной сенсорной системы.

3) Как и почему в донном случае изменятся пульс и АД?

4) Как изменится деятельность эндокринные желез?

5) Изменится ли и как секреторная функция пищеварительного тракта?

6) Изменилось ли мочеобразование в левой и правой почке?

13-39. Больная жалуется на бессонницу, снижение веса, повышенный аппетит. При осмотре выявлено: увеличение щитовидной железы, потливость, повышение температу­ры тела, тахикардия.

Вопросы:

1) Объясните причины бессонницы. Какие отделы мозга контролируют чередование сна и бодрствования? Какие изменения в гормональном балансе можно предположить у этой больной?

2) Как изменится основной обмен пациента? Общий обмен?

5) Как изменится терморегуляция?

6) Какие причины могут привести к тахикардии?

13-40. У пациента выявлено снижение основного обмени на 40 %.

Вопросы:

1) Что представляет собой основной обмен? На какие процессы в организме расходуется энергия основного обмена?

2) Какие изменения в гормональном балансе организма могут привести к снижению ос­новного обмена?

3) Как изменяется при этом показатели деятельности сердечно-сосудистой системы?

4) Как изменится терморегуляция?

5) Изменится ли состояние ЦНС? Какие изменения ВНД можно выявить у данного пациента?

13-41. При сильном испуге у человека увеличивается частота сердечных сокращений, повышается АД, увеличивается частота дыхания.

Вопросы:

1) Какие эндокринные изменения наблюдаются при стрессе?

2) Опишите механизмы регуляции деятельности сердца и дыхательной системы.

3) Объясните возможные изменения моторики кишечника.

4)Что представляют собой эмоции? Какова их роль в адаптации организма?

13-42. У больного выявлен полный травматический разрыв спинного мозга в области С7-Т1 сегментов.

Вопросы:

1) Возможно ли в этом случае осуществление дыхания? Возможно ли нормальное чере­дование вдоха и выдоха? Изменится ли ЖЕЛ?

2) Будут ли наблюдаться изменения в деятельности сердечно-сосудистой системы?

3) Будут ли наблюдаться изменения секреторной и моторной функции пищеварительно­го тракта?

4) Возможны ли нарушения мочеобразования и мочеиспускания? В чем они проявятся?

5) Возможны ли в таких условиях произвольные движения и спинальные рефлексы?

13-43. Двое пациентов без патологии сердечно-сосудистой системы после недельного постельного режима впервые встали с кровати. Результаты обследования каждого из них представлены ниже:

Физиологический показатель Первый больной Второй больной
ЧСС в положении «лежа» 70 в мин 70 в мин
ЧСС в положении «стоя» 76 б мин 88 в мин
АД в положении «лежа» 120/80 мм рт. ст. 120/80 мм рт. ст.
АД в положении «стоя» 125/75 мм рт. ст. 110/90 мм рт, ст.
Ощущения Дискомфорта не выявлено Головокружение, слабость, потливость
Дыхание Без изменений Одышка

 

Вопросы:

1) Что представляет собой ортостатическая проба?

2) Сделайте вывод о состоянии сердечно-сосудистой системы у первого и второго пациента.

3) Объясните механизм изменения дыхания у второго пациента.

4) Объясните механизмы появления головокружения и потливости.

5) Нарисуйте рефлекторную дугу саморегуляции АД.

13-44. При обследовании альпинистов было обнаружено повышение количества эрит­роцитов и гемоглобина, увеличение гематокрита, увеличение ЧСС и АД.

Вопросы:

1) Назовите нормальное содержание эритроцитов и гемоглобина у мужчин и женщин.

2) Как называется повышение количества эритроцитов? Какова причина его возникнове­ния?

3) Опишите роль гемоглобина в транспорте газов крови.

4) Как изменится характер дыхания на высоте 3000 м?

5) Как изменится газовый состав крови на высоте 3000 м и к каким изменениям кислот­но-щелочного состояния крови это может приводить?

6) Каковы механизмы увеличения ЧСС и АД?

13-45. Количество эритроцитов в крови у спортсмена до тренировки составляло 4, 5x1012 в литре, после физической тренировки 5.5х1012, общее периферическое сопро­тивление (ОПС) после тренировки уменьшилось. ЧСС и АД увеличились.

Вопросы:

1) Назовите основные депо крови?

2) Что такое кислородная емкость крови и как ее рассчитать? Изменится ли она после тренировки?

3) Меняется ли вязкость крови при длительной физической нагрузке? Почему?

4) Изменится ли в этом случае гематокрит?

5) Изменится ли потоотделение в процессе тренировки и почему?

7) Объясните механизмы уменьшения ОПС, увеличения ЧСС и ЛД.

13-46. Пациент госпитализирован с огнестрельной раной бедра, повреждена бедренная артерия. Он выглядит бледным, дыхание учащенное и поверхностное, кожа влажная и холодная. Пульс-140 уд/мин, артериальное давление - 90/60 мм рт. ст.

Вопросы:

1) Объясните механизмы понижения АД и учащения пульса.

2) Каков механизм возникновения одышки?

3) Какие изменения функции почек можно предполагать у этого пациента?

4) Объясните причины бледности и снижения температуры кожи?

13-47. У здорового взрослого человека в состоянии покоя и через 10 мин после начала физических упражнении зарегистрированы следующие показатели:

Показатель Состояние покоя Во время упражнений
Артериальное давление 120/80 мм рт. ст. 150/75 мм рт. ст.
ЧСС 70 уд/мин 150уд/мин
Частота дыхания 14 в/мин 40/мин
Дыхательный объем 550 мл 1500мл
Парциальное давление углекислого газа в альвеолярном воздухе 40 мм рт. ст. 40 мм рт. ст.
Анатомическое мертвое пространство 150мл 150 мл
  Покой упражнение
Минутный объем крови (МОК) 5, 6 л/мин 15 л/мин

 

 

Вопросы:

1) Подсчитайте минутный объем дыхания (МОД) и альвеолярную вентиляцию.

2) Сделайте заключение о состоянии внешнего дыхания.

3) Опишите механизм поддержания парциального давления СО2 в альвеолярном воздухе в покое и во время физических упражнений?

4) Перечислите механизмы, ответственные за увеличение вентиляции во время упражнений, роль периферических и центральных хеморецепторов, роль проприорецепторов ске­летных мышц, роль условно-рефлекторной регуляции.

5) Как изменяется АД, МОК, систолический объем и ЧСС при физической работе, каков механизм этих изменений?

13-48. В клинику поступил мальчик 8 лег с диагнозом «полиомиелит»». У больных полиомиелитом преимущественно поражаются мотонейроны передних рогов серого вещества спинного мозга. Исследования, которые были приведены на 2 и 5 сутки после поступления мальчика в клинику, показали следующее:

Показатель 2-й день 5-й день
Частота дыхания 20 в мин 40 в мин
Частота сердечных сокращений (ЧСС) 90 в мин 120 в мин
Дыхательный объем 250 мл 125 мл
Анатомическое мертвое пространство 60мл 60 мл
Напряжение кислорода в артериальной крови 100 мм рт. ст. 55 мм рт. ст.
Напряжение углекислого газа в артери­альной крови 40 мм рт. ст. 47 мм рт. ст.

Вопросы:

1) Рассчитайте минутный объем дыхания на 2 и 5 день и минутную альвеолярную вен­тиляцию. Сделайте заключение о состоянии внешнего дыхания на 2-ой и 5-ый день

2) Как влияет увеличение рСО2 и уменьшение рО2 крови на диссоциацию оксигемоглобина?

3) Каковы физиологические механизмы изменения частоты и глубины дыхания при из­менении рО2 и рСО2 в крови?

4) Изложите современное представление о дыхательном центре.

5) Изменится ли деятельность ЦНС у данного больного?

6) Каковы механизмы увеличения ЧСС?

 

13-49. В клинику поступил больной после автотравмы. Установлено, что в результате разрыва крупных сосудов он потерял около 1, 5 литров крови.

Вопросы:

1) Какие защитные механизмы включаются для компенсации кровопотери в организме?

2) Какова будет динамика изменения объема циркулирующей крови?

3) Изменится ли у больного функция почек? Как и почему?

4) Изменятся ли у данного больного частота сокращений сердца и артериальное давле­ние?

5) Какие гормоны будут выделяться для поддержания артериального давления и регуля­ции водно-солевого обмена?

6) Изменится ли характер дыхания у пациента? Как и почему?

13-50. 48-летняя женщина госпитализирована с одышкой, отеками стоп. Артериальное давление 190/120 мм.рт.ст. В прошлом лечилась от гипертонической болезни. Давление в яремной вене 20 см. водяного столба. Сердце и печень увеличены.

Вопросы:

1)Прокомментируйте величину артериального и венозного давления у женщины.

2) Перечислите факторы, от которых зависит уровень артериального давления.

3) Как влияет на работу сердца и дыхание повышение артериального давления, каков физиологический механизм этого влияния?

4) Каков предполагаемый механизм развития отеков у данной больной?

5) Каково в норме давление в венах, приносящих кровь к сердцу?

13-51. У курильщиков часто возникает «табачная стенокардия» - боль в сердце после курения. Объясните ее происхождение, если известно, что после выкуривания одной сигареты 15% гемоглобина превращаются в карбоксигемоглобин. Рассчитайте фактиче­скую КЕК, если содержание гемоглобина составляет 130 г/л.

Вопросы:

1) Никотин повышает адгезию тромбоцитов. Как изменится деятельность свертывающей системы крови при этом?

2) Никотин повышает проницаемость эндотелия сосудов для альбуминов и холестерина, что способствует отеку сосудистой стенки и образованию холестериновых бляшек. Про­исходит необратимое уменьшение просвета артерий. Как изменится при этом объемная скорость кровотока в органе, например, в сердце? Каковы особенности коронарного кровотока?

3) Вследствие хронического бронхита альвеолярная вентиляция (АВ) снижается на 20%. Рассчитайте фактическую АВ при ДО = 500 мл. и частоте дыхания 16 в 1 мин. Изменится ли при этом диффузия газов через аэрогематический барьер?

13-52. Старшему научному сотруднику, имеющему избыточный вес (100 кг), предлага­ется разгрузочная диета: 400 г говядины, сваренной без соли и 300 г белокочанной капус­ты.

Вопросы:

1) Рассчитайте калорийность разгрузочной диеты.

2) Достаточна ли калорийность этой листы для компенсации его основного обмена?

3) Достаточна ли калорийность этой диеты для компенсации его общих суточных энергозатрат (общего обмена)?

4) Соответствует ли количеств белка этой диеты белковому оптимуму?

5) Почему разгрузочную диету рекомендуется проводить не чаще 1-2 раз в неделю?

6) Каковы возможные причины увеличения веса у человека?

13-53. Медицинской сестре, имеющей избыточный вес (95 кг), предлагается разгру­зочная диета, состоящая из 1, 5 л молока.

Вопросы:

1) Рассчитайте должный основной обмен пациентки. Рассчитайте калорийность разгрузочной диеты. Достаточна ли калорийность этой диеты для компенсации основного обмена?

2) Достаточна ли калорийность этой диеты для компенсации ее суточных энергозатрат (общего обмена)?

3) Соответствует ли содержание белка этой диеты белковому оптимуму?

4) Почему разгрузочную диету рекомендуется проводить не чаще 1-2 раз в неделю?

5) Ваши рекомендации для снижения веса пациентки?

13-54. В сауне температура воздуха обычно около 1000С, влажность 10-15%.

Вопросы:

1) Назовите все известные Вам способы теплоотдачи, дайте их определение.

2) Какой способ теплоотдачи будет эффективен в условиях сауны?

3) Опишите механизмы терморегуляции у гомойотермных животных.

4) За счет каких механизмов возможна в организме дополнительная выработка тепла?

5) Какие изменения деятельности сердечно-сосудистой системы возможны в сауне?

6) Изменится ли диурез после пребывания в сауне?

13-55. У человека во время сна дважды измеряли физиологические показатели.

Показатели 1 измерение 2 измерение
ЧСС    
АД 110/70 130/90
Частота дыха­ния    
ЭЭГ 0, 5 гЦ, 300 мкВ 20 гЦ, 25 мкВ

Вопросы:

1) Объясните причины различия физиологических показателей во время сна при 1 и 2 измерениях.

2. Что представляет собой сон? Каковы механизмы перехода от бодрствования ко сну и наоборот?

3) Как изменяется тонус центров вегетативной нервной системы в разные фазы сна?

4) Каковы механизмы изменения ЧСС и АД в разные фазы сна?

5) Изменяется ли деятельность эндокринной системы во время сна?

13-56. У одной из студенток, работающих в поле на уборке помидоров при температуре +З00С и безветрии произошла потеря сознания При этом выявлено: ЧСС - 110 в минуту, пульс слабого наполнения, частота дыхания 20 в минуту, обильное потоотделение, покраснение кожных покровов.

Вопросы:

1) Какова возможная причина потери сознания?

2) Каковы особенности терморегуляции организм в данных условиях? Какие способы теплоотдачи эффективны? Как называется подобное состояние у человека?

3) Каковы особенности гемодинамики в данных условиях? Каковы механизмы изменения ЧСС?

4) Объясните механизмы изменения дыхания. Как регулируются параметры дыхания?

5) Каковы меры доврачебной помощи больному в данной ситуации? Каковы физиологические основы этих действий?

13-57. У женщины 50 лет в результате психогенного эмоционального стресса возникло ухудшение самочувствия. При обследовании в течение суток выявлено: АД - 190/140 мм рт. ст. при многократном измерении, пульс - 90 в минуту, неоднократная рвота, суточный диурез 2, 5 л.

Вопросы:

1) Что представляют собой эмоции? Какие факторы среды и особенности ВНД человека определяют уровень и продолжительность эмоционального напряжения?

2) Сравните АД с нормой. Каковы механизмы АД? Какие органы и системы принимают в этом участие?

3) Прокомментируйте уровень диуреза.

4) Какие изменения в деятельности эндокринной системы возможны при стрессе?

5) Объясните механизм и биологический смысл рвоты. Каковы причины рвоты в данном случае?

6) Каковы физиологические основы лечебных мероприятий, направленных на нормали­зацию АД?

13-58. При выполнении некоторых операций применяется управляемая гипотермия. т. е искусственное охлаждение тела больного путем снижения внешней температуры и применения миорелаксантов и наркоза. При этом наблюдается уменьшение ЧСС, МОК, АД.

Вопросы:

1) Как отвечает здоровый организм на снижение внешней температуры?

2) Какие изменения в деятельности эндокринной системы возникают при охлаждении?

3) В чем смысл применения миорелаксантов и наркоза?

4) Возможно ли самостоятельное дыхание больного в этих условиях и почему?

5) Объясните снижение показателей гемодинамики.

13-59. Больной в возрасте 56 лет жалуется на потерю массы тела (14, 5 кг за последние 8 месяцев), кашицеобразный стул. При исследовании кала в нем выявлено наличие жира (15 г на 100 г потребленною с пищей жира при норме не более 7 г), непереваренных остатков пищи. Анализ крови выявил наличие макроцитарной анемии и уменьшение со­держания кальция в крови (1, 8 ммоль/л при норме 2, 1-2, 55). Был поставлен диагноз: хро­нический панкреатит.

Вопросы:

1) Каковы Ваши предположения о причине увеличения экскреции жира у данного пациента?

2) Опишите экзокринную функцию поджелудочной железы и механизм регуляции поджелудочной секреции.

3) Объяснив возможную причину возникновения макроцитарной анемии.

4) Объясните возможные причины снижения уровня кальция в крови. Опишите механизм регуляции уровня кальция.

5) Будет ли изменена у данного больного эндокринная функция поджелудочной железы?

13-60. Больная в возрасте 47 лет жалуется на появление сильных болей в правом подреберье, появляющихся спустя 1, 5-2 часа после приема жирной пищи. Проведенное УЗИ-исследование показало наличие конкрементов в желчном пузыре.

Вопросы:

1. Объясните возможную причину появления болей у данной пациентки. Опишите экзокринную функцию печени. Каков состав желчи? Какова роль желчи в процессе пищеварения? Каковы механизмы регуляции выделения печеночной и пузырной желчи?

2. Опишите механизм переваривания и абсорбции жира в кишечнике.

3. Какова роль желчи в усвоении жиров?

13-61. Больному проведена операция: резекция значительной части подвздошной кишки. Спустя месяц после операции больной вновь обратился к врачу с жалобами на жидкий стул. Приведенный анализ кала показал наличие жира (10 г на 100 г потребленного жира при норме не более 7 г), анализ крови показал наличие макроцитарной анемии.

Вопросы:

1. Каковы, с Вашей точки зрения, возможные причины появления диареи и стеатореи?

2. Какова возможная причини развития макроцитарной анемии?

3. Опишите механизмы абсорбции продуктов гидролиза питательных веществ и микроэлементов в кишечнике.

4. Всасывание каких витаминов может быть нарушено у данного пациента? Какова их физиологическая роль?

5. Какова роль желчных кислот в пищеварении? Какие Вам известны механизмы регуляции желчеобразования?

13-62. Больным с язвенной болезнью, не поддающейся терапевтическому лечению, в ряде случаев проводят оперативное удаление пилорической части желудка (гастрэктомию) с наложением анастомоза с петлей тонкой кишки. Следствием такой операции является демпинг-синдром: возникающее вскоре после приема пищи чувстве слабости, сопровождающееся тахикардией, усилением моторики тонкой кишки. Анализ крови обычно показывает наличие анемии. При анализе кала обнаруживаются непереваренные остатки пищевых продуктов.

Вопросы:

1. Объясните возможный механизм усиления моторики тонкой кишки. Каковы возможные последствия усиления моторики?

2. Каков возможный механизм нарушения переваривания пищевых продуктов?

3. Как образуется соляная кислота? Какие Вам известны эндогенные стимуляторы, ингибиторы секреции соленой кислоты железами желудка?

4. Каков механизм развития анемии? Какие Вам известны факторы, необходимые для эритропоэза?

5. Какие компенсаторные реакции со стороны эндокринной системы Вы можете предположить?

Задачи от К.В. Судакова [ 3]

13-63. На прием к терапевту пришел пациент беспокойный, худой, с выраженным экзофтальмом (пучеглазием). Частота сердечных сокращений (ЧСС) – 92 удара/мин. Нарушение функции какой железы внутренней секреции может вызвать такую симптоматику? Как изменяется интенсивность метаболических процессов при ее гиперфункции?

13-64. В двух пробирках находится кишечный сок, затем в пробирки добавляется одинаковое количество раствора крахмала. Одна из пробирок оставлена при комнатной температуре, другая находится в термостате при температуре 370С. Одинакова ли скорость переваривания крахмала в обеих пробирках?

13-65. Вязкость цельной крови по отношению к вязкости воды составляет 4, 5-5, 0; вязкость плазмы крови составляет 1, 8-2, 2, следовательно, вязкость в большой степени зависит от содержания эритроцитов и в меньшей степени – от белков плазмы. После интенсивной, но кратковременной физической нагрузки у человека повысилась вязкость крови. Почему?

13-66. При заболеваниях почек, сопровождающихся повышением проницаемости почечного фильтра, развиваются отеки. Отеки могут наблюдаться также при длительном голодании. Какие силы обеспечивают обмен жидкости между кровью и тканями в микроциркуляторном русле? Какие вещества проходят и не проходят через почечный фильтр в норме? Каковы механизмы развития отеков при голодании и повышении проницаемости почечного фильтра?

13-67. При подготовке к серьезным соревнованиям спортсмены тренируются в условиях высокогорья (примерно 2, 5-3, 0 км над уровнем моря) в течение месяца и больше. Какой эффект дают тренировки в условиях высокогорья? Какие гуморальные регуляторные факторы активируются в этих условиях?

13-68. На экспертизу привезли человека, который утверждал, что не слышит звуков. Однако анализ ЭЭГ, зарегистрированной от височных областей мозга, помог отвергнуть ложное утверждение обследуемого. Что увидел врач на ЭЭГ при включении звонка и подаче в наушники звуковых щелчков? Почему врач регистрировал ЭЭГ от височных областей мозга?

13-69. Вещество А при закапывании в глаз расширяет зрачки (мидриаз) и вызывает паралич аккомодации (глаз устанавливается на дальное видение); вещество В при закапывании в глаз вызывает мидриаз без нарушения аккомодации. Какое из веществ является блокатором М-холинорецепторов, и какое стимулирует α -адреноцепторы?

13-70. Экспериментальному животному закрывают повязкой правый глаз, и обучают его нажимать на рычаг при предъявлении зрительного условного стимула. Правильное выполнение манипуляции подкрепляется. Затем повязку переносят на левый глаз. Будет ли животное проявлять навык при предъявлении того же светового стимула «необученному» глазу?

 

 

 

 

 

Часть 2. ОТВЕТЫ И РЕШЕНИЯ

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.