Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Замечания






При психологическом изучении детей с задержкой психического развития необходимо учитывать клиническую форму ЗПР, так как нарушения познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, речи, праксиса) при различных клинических вариантах проявляются по-разному. Кроме того, важное место при психологическом анализе структуры психического дефекта, особенно у детей с ЗПР церебрально-органического генеза, принадлежит нейропсихологическому анализу. В таблице 1 И.И. Мамайчук представлены психологические параметры задержки психического развития с учетом их клинико-психологических проявлений и нейропсихологических особенностей.

 

Таблица 1. Психологические параметры задержки психического развития

Формы ЗПР Клинико-психологические проявления Нейропсихологические особенности
Конституцио нальная форма ЗПР (психофизи ческий инфантилизм) Относительная сформированность психических процессов, но замедлен­ный темп их становления. Недоразвитие мотивации учебной деятельности. Личностная незрелость Нарушение динамики умственной работоспособности. Снижение объема памяти и внимания вследствие недоста­точной мотивации деятельности.
Соматогенная форма ЗПР   Сформированность психических процессов. Астения, раздражитель­ная слабость. Снижение динамики умственной работоспособности. Повышенная истощаемость внимания. Уменьшение объема памяти в зрительной и слуховой модальностях
Психогенная форма ЗПР   При сохранности психических процессов. Выраженное снижение мотивации учебной дея­тельности. Снижение продуктивности учебной деятельности в связи с патологическим разви­тием личности (тревож­ная мнительность, эго­центризм и др.). Возможна «иррегулярность» в психическом развитии. Неравномерное развитие психических процессов.  
ЗПР церебрально-орга­нического генеза   Недоразвитие психиче­ских процессов и функ­ций, что приводит к на­рушению интеллектуальной про­дуктивности   Частичное (парциаль­ное) недоразвитие от­дельных психических функции.   Нарушение умственной работоспособности. Недоразвитие устой­чивости, переключения, объема внимания. Снижение объема внима­ния во всех модальностях. Недоразвитие ориенти­ровочной основы дея­тельности. Недоразвитие зритель­но-пространственного гнозиса и праксиса. Выраженная дефицитарность в развитии отдель­ных свойств: внимания, памяти, гнозиса, праксиса.

Учитывая клинико-психолого-педагогические параметры, выделяют четыре основные группы детей с ЗПР:

1. Дети с относительной сформированностью психических процессов, но со сниженной познавательной активностью. В этой группе наиболее часто встречаются дети с ЗПР вследствие психо­физического инфантилизма и дети с соматогенной и психогенной формами ЗПР.

2. Дети с неравномерным проявлением познавательной актив­ности и продуктивности. Эту группу составляют дети с легкой формой ЗПР церебрально-органического генеза, с выраженной ЗПР соматогенной формы и с осложненной формой психофизи­ческого инфантилизма.

3. Дети с выраженным нарушением интеллектуальной про­дуктивности, но со сформированной познавательной активнос­тью. В эту группу входят дети с ЗПР церебрально-органического генеза, у которых наблюдается выраженная дефицитарность от­дельных психических функций (памяти, внимания, гнозиса, праксиса).

4. Дети; для которых характерно сочетание низкого уровня интеллектуальной продуктивности и слабовыраженной познава­тельной активности. В эту группу входят дети с тяжелой формой ЗПР церебрально-органического генеза, у которых наблюдается первичная дефицитарность в развитии всех психических функ­ций: внимания, памяти, гнозиса, праксиса и пр., а также недораз­витие ориентировочной основы деятельности.

 

Основной целью психологической коррекции детей и подро­стков с задержкой психического развития является оптимизация их интеллектуальной деятельности за счет стимуляции их психи­ческих процессов и формирования позитивной мотивации на познавательную деятельность.

Важным принципом психологической коррекции познаватель­ных процессов и личности детей является учет формы и степени тя­жести задержки психического развития. Например, у детей с психо­физическим инфантилизмом в структуре познавательного дефекта определяющая роль принадлежит недоразвитию мотивационной стороны учебной деятельности. Поэтому психокоррекционный про­цесс должен быть направлен на развитие познавательных мотивов. У детей с 3ПР церебрально-органического генеза наблюдается то­тальное недоразвитие предпосылок интеллекта: зрительно-пространственного восприятия, памяти, внимания. В связи с этим коррекционный процесс должен быть направлен на формирование этих психических процессов, на развитие навыков самоконтроля и регу­ляции деятельности.

Для удобства анализа нарушения познавательной деятельности выделяют три основных блока психокоррекционного процесса: мотивационный, регуляторный и блок контроля.

Таблица 2. Направления и задачи психологической коррекции детей с различными формами ЗПР

Наименование блока Содержание блока Психокоррекционные задачи Формы ЗПР
Мотива ционный блок Неумение ребен­ка выделить, осо­знать и принять цели действия Формирование познавательных мотивов: создать проблемные учеб­ные ситуации; стимулировать активность ребен­ка на занятии. Обратить внимание на тип семейного воспитания. Приемы: создание игровых учебных ситуаций; дидактические и развивающие игры. Психофизи­ческий инфанти­лизм   Психогенные формы ЗПР
Блок регуляции Неумение планировать свою деятельность во времени и по содержанию Обучить ребенка планированию своей деятельности во времени. Предварительно организовать ориентировки в заданиях. Предварительно проанализировать с ребенком используемые способы деятельности. Приемы: обучение детей продуктивным видам деятельности (конструированию, рисованию, лепке, моделированию). Соматогенные формы ЗПР.   Органический инфантилизм   ЗПР церебрально - органического генеза  
Блок контроля Неумение ребенка контролиро вать свои действия и вносить необходимые коррективы по ходу их выполнения. Обучить контролю по результатам. Обучить контролю по способу деятельности. Обучить контролю в процессе деятельности. Приемы: дидактические игры и упражнения на внимание, память, наблюдательность; обучение конструированию и рисованию по моделям. ЗПР церебрально - органического генеза   Соматогенная форма ЗПР.   Психогенная форма ЗПР.

 

Психокоррекционные занятия с детьми с ЗПР по развитию познавательных процессов могут проводиться как индивидуаль­но, так и в группе. Важным является единство требований к ребенку со стороны педагога, психолога и других специалистов. Это успешно достигается при тщательном соблюдении режима дня, четкой организации повседневной жизни ребенка, чтобы создать все возможности для завершения начатых ребенком действий.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.