Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экологические факторы






Цель: закрепление теоретических знаний, получение навыков установления влияния ЭФ на организм.

Формы проведения и используемые методы: устная в опросно-ответной форме и в виде беседы, письменная индивидуальная работа, работа в малых группах, кейс-технологии, тестирование.

Вопросы для обсуждения:

1.1

- понятия среды обитания, экологических факторов среды

- классификация экологических факторов среды по природе

- классификация ЭФ по А. Мончадскому

- типы воздействий экологических факторов

- закономерности воздействия экологических факторов (законы минимума Ю. Либиха, оптимума,

- что такое толерантность? Какие кардинальные точки определяют зону жизнедеятельности организмов? В чем отличие в жизнедеятельности организмов в зонах оптимума и пессимума?

- закон толерантности В. Шелфорда

- закон неоднозначности действия факторов

- взаимодействие факторов

- закон взаимозаменяемости Э. Рюбеля

- каково отличие стенобионтов и эврибионтов? Какие условия среды формируют стенобионтность и эврибионтность?

1.2 Применим ли закон оптимума к сильно действующим на человека яды? Канцерогенам, мутагенам?

1.3 Благодаря созданию для себя микроклимата люди могут жить и работать в разных температурных условиях, вплоть до антарктической зимы и космической стужи. Значит ли это, что температура не является фактором, ограничивающим деятельность человека?

1.4 Где вы ожидаете получить наибольшую прибавку урожайности пшеницы при внесении одинаковой дозы минеральных удобрений: а) на «бедных» почвах б) на «богатых» почвах? Назовите закон.

1.5 охарактеризуйте свое отношение к температуре и пище, используя приставки эври и стено, а также окончания …фил и..фоб.

1.6 Безусловно, благосостояние человека зависит от такого фактора, как доход. Изобразите график зависимости благосостояния в % от уровня дохода (тыс. тенге/год) по аналогии с кривой толерантности.

1.7 Жук большой сиреневый короед обитает только на острове Экос, питается исключительно корой дерева Актуш, но может переносить изменение температуры от минус 200С до +450С. Приведите экологическую характеристику жука.

1.8 К какому типу ЭФ (биотические, абиотические, антропогенные) относится:

Вырубка лесов Размножение
Ветер Температура воздуха
Осушение болот Отношения доминирования в стаде
Хищничество Влажность почвы
Сооружение свалок Атмосферное давление
Промысел рыб Паразитизм

 

Выполнить задания:

Задание 1. Установите соответствие:

А) организмы приспособленные к небольшим изменениям солености воды ____________;

Б) организмы, приуроченные к определенным глубинам ____________________;

В) организмы, способные переносить значительные колебания содержания кислорода;

Г) организмы, приспособленные к большим колебаниям температуры_________________.

1 – эврибаты; 4 – стенотермы; 7 – эвригалы;

2 – стенобаты; 5 – эвриоксибионты; 8 – стеногалы;

3 – эвритермы; 6 – стенооксибионты.

Задание 2. Назовите термины, исходя из определения следующих понятий:

a. Подразделение биосферы, отличающееся спецификой условий существования организмов, - ____________

b. Совокупность конкретных абиотических и биотических условий, в которых обитает данная особь,

популяция или вид, - ________________________.

c. Благоприятная зона воздействия экологического фактора на организм - ___.

d. Пределы выносливости организма между критическими пороговыми точками - __________

e. Биологические виды с широкой экологической валентностью ___________.

f. Биологические виды с узкой толерантностью ____________________.

g. Любой фактор среды, который имеет тенденцию замедлять потенциальный рост экосистемы - ______.

 

Задание 3. Изучив рисунок, определите следующие параметры:

- оптимальную температуру

- зону оптимума

- зону пессимума

- зону толерантности (пределы выносливости)

- критические точки

Рисунок – Зависимость активности божьей коровки от температуры ОС

 

Задание 4. Используя таблицу «Растения – индикаторы кислотности почв» (по Л. Раменскому, 1956) нарисуйте кривые толерантности для кошачьей лапки, черники, кислицы, борщевика, бузины сибирской.

 

Табли ца «Растения-индикаторы кислотности почв (по Л. Раменскому, 1956)

Группа Биоиндикатор рН почвы
Ацидофилы, Крайние ацидофилы Сфагнум, плаун, пушица, кошачья лапка, кассандра, хвощ полевой, щавелек малый 3, 0 – 4, 5
Умеренные ацидофилы Черника, брусника, багульник, лютик ядовитый, толокнянка, фиалка 4, 5 – 6, 0
Слабые ацидофилы Папоротник мужской, медуница, кислица, осока, малина 5, 0 – 6, 7
Ацидофильно-нейтральные Зеленые мхи, ива козья 4, 5 – 7, 0
Нейтрофильные Клубника, клевер, борщевик сибирский, цикорий, мятлик луговой 6, 0 – 7, 3
Нейтрально-базифильные Мать-и-мачеха, люцерна, осока мохнатая, гусиная лапка 6, 7 – 7, 8
Базифильные Бузина сибирская, вяз шершавый 7, 8 – 9, 0

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.