Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация товаров






Классификация - это распределение предметов или явлений по группам, разрядам, классам в зависимости от общих характерных свойств и процессов. Она основывается на различных принципах в зависимости от целей, которым она служит.

Целью классификации товаров является наилучшая организация торговли, методически правильное изучение потребительских свойств товаров и выявление общих принципов формирования этих свойств, автоматическая обработка информации о продукции.

Классификация необходима для:

- выявления групп потребительских свойств и номенклатуры комплексных показателей качества;

- выбора показателей и обеспечения единства методов оценки качества;

- разработки программ комплексной стандартизации;

- дальнейшего совершенствования управления качеством.

Задачи классификации - разработка общих принципов классификации, классификаций отдельных групп товаров, а также гармонизация отечественных товарных классификаций с международными.

Классификация товаров должна отвечать следующим требованиям:

- гарантировать полноту охвата всех видов производимой продукции;

- обеспечивать гибкость построения и возможность ввода новых наименований товаров, не нарушая общей системы;

- способствовать всестороннему изучению потребительских свойств товаров, учитывать возможные в будущем изменения в номенклатуре и ассортименте товаров;

- стимулировать улучшение оперативной деятельности на всем пути продвижения товара на рынке, содействовать принципам кодирования товаров и образованию краткого шифра товара.

Классификация позволяет разделить товары на определенные категории или ступени в соответствии с принятым методом классификации. Ступень классификации - это этап разделения множества на составляющие части по одному из признаков. Глубина классификации характеризуется числом ступеней классификации, т.е. числом использованных признаков классификации. Признак классификации - это тот параметр, по которому выделяются классификационные группировки на определенных уровнях.

Важнейший вопрос классификации - правильный выбор признака, по которому тот или иной товар будет отнесен к определенной группировке. Наиболее распространенные признаки классификации - назначение, сырьевой, технологический и другие.

Высшими ступенями классификации являются раздел и класс, средними ступенями - группа и вид. К низшим ступеням классификации относятся разновидность и артикул. При классификации применяют также вспомогательные категории - подраздел, подкласс, подгруппа, подвид и др.

Класс продовольственных товаров удовлетворяет обобщенные потребности. Деление класса продовольственных товаров на два подкласса осуществляется по признаку происхождения (растительного или животного).

Каждый подкласс удовлетворяет специфические потребности и подразделяется на группы (зерномучные, вкусовые и т.п.).

Однородная группа товаров делится на подгруппы, которые отличаются друг от друга по присущим им признакам; например, кондитерские товары подразделяются по сырьевому признаку на две подгруппы: сахаристые и мучные.

За подгруппами следуют вид товара, который представляет собой совокупность товара, отличающихся индивидуальным назначением, например, карамель.

Вид товара может подразделяться на разновидности, которые отличаются друг от друга рядом частных признаков, например, карамель леденцовая или с начинкой.

За видом товаров следует его наименование как совокупность индивидуальная и отличающаяся друг от друга собственным именем.

Наименование может быть номинальным и марочным (торговая марка).

Товарный артикул - ассортиментная единица товара, включающая его наименование (марку, градацию, номер), типоразмер (массу, объем, длину, ширину) и др. сведения. Каждому товарному артикулу присваивается свой штрих-код.

Например, артикул рисовой крупы будет определяться разновидностью (шлифованный или полированный, страной происхождения).

Основными принципами классификации является установление цели, выбор метода, а также числа классификационных признаков и последовательности их использования.

Методом классификации называют совокупность приемов (способов) разделения множества объектов, планомерный подход к их разделению на подмножества. Различают два метода классификации: иерархический и фасетный.

Иерархический метод классификации характеризуется последовательным делением заданного множества объектов на подчиненные подмножества. Все образуемые по этому методу подразделения (подмножества) составляют единую систему классификации распределяемого множества с взаимосвязанными подразделениями, то есть единое целое, в котором все части взаимосвязаны и определенным образом соподчинены. Каждая часть – подразделение этой классификационной системы (группа, подгруппа и т.д.) представляет собой совокупность сходных, хотя бы по одному признаку, объектов.

Иерархическая система классификации имеет несколько ступеней, число которых равно количеству использованных признаков общности объектов. Ступень классификации – это этап разделения множества на составляющие части по одному из признаков. Глубина классификации характеризуется числом ступеней классификации, то есть количеством использованных признаков.

Фасетный метод классификации предусматривает параллельное разделение множества объектов по одному признаку на отдельные, независимые друг от друга подразделения (группы) – фасеты.

Отдельные фасеты не зависят и не подчиняются друг другу, но они связаны тем, что относятся к одному и тому же множеству и каждый характеризует одну из сторон распределяемого множества.

Каждый из фасетов характеризует одну из особенностей распределяемого множества. Например, в отношении товаров это может быть назначение, или вид, или состав исходного сырья, или конструкции и т.д.

Фасетная система классификации отличается большой гибкостью и удобством использования, позволяет в каждом отдельном случае ограничивать подразделение множества товаров лишь несколькими фасетами, представляющими интерес в данном случае.

Наоборот, громоздкая многоступенчатая, с многими взаимосвязанными и подчиненными подразделениями иерархическая система классификации создает много трудностей и приводит к большим затратам.

При использовании иерархического метода единство системы разделения множества объектов на подмножества достигается применением определенных правил классификации:

- на каждой ступени группировки используется только один признак, что обеспечивает однородность полученных групп по этому признаку;

- разделение объектов начинается с наиболее существенного признака, а на последующих ступенях классификации учитываются другие, менее существенные признаки.

Правила классификации, хорошо разработанные в иерархическом методе, справедливы и необходимы и для фасетного метода.

При сочетании иерархического и фасетного методов создается система параллельно - последовательных группировок продукции. Наиболее крупные подразделения (подмножества), образующие «верхнюю» часть иерархической классификационной системы, принято называть высшими классификационными группировками продукции. К ним обычно относят классы, подклассы, группы, подгруппы, виды. К низшим классификационным группировкам относят внутривидовые группировки, образующиеся при разделении изделий одного вида на разновидности, а также по сортности, размерам и др.

Кодирование товаров. Кодирование - это образование условного обозначения (кода) и присвоение его объектам классификации или ее группировкам.

Код - обозначение классификационной группировки и/или объекта классификации в виде знака или группы знаков. Коды (кодовые обозначения) объектов образуются из цифровых, буквенных или буквенно-цифровых знаков в соответствии с принятым методом кодирования.

Кодирование товаров способствует упорядочению объектов классификации (построению классификатора), облегчает обработку технико-экономической информации с помощью ЭВМ.

Различают последовательный, параллельный и порядковый методы кодирования товаров.

Последовательный и параллельный методы отвечают соответственно иерархическому и фасетному методам классификации; порядковый метод – образование и присвоение кода из чисел натурального ряда.

Код характеризуется структурой, основными элементами которой являются алфавит, основание, разряд и длина.

Алфавит кода - система букв, цифр или их сочетаний, принятых для его обозначения. Штриховой алфавит кода - система штрихов и пробелов, ширина которых считывается сканером в виде цифр.

Основание кода - число знаков в алфавите.

Разряд кода - позиция знака в коде, характеризующая определенный признак товара.

Длина кода - число знаков в коде.

Методы кодирования, наряду с методами классификации, используются при построении классификаторов.

Разнообразные классификаторы, включающие перечни товаров, продукции и услуг, разрабатываются с целью использования в народном хозяйстве России и международной торговле.

Различают следующие категории классификаторов: международные, общероссийские, отраслевые и предприятий.

Внутри страны наиболее широко применяется Общероссийский классификатор продукции (ОКП), состоящий их двух частей: классификационный (К-ОКП), и ассортиментный (А-ОКП).

В товароведении наиболее распространены общегосударственная, торговая и учебная классификации.

Общегосударственная классификация товаров зафиксирована в ОКП, построенном по иерархическому методу и имеющем пять ступеней с десятичной системой кодирования (класс, подкласс, группа, подгруппа, вид). На первой ступени классификации располагаются классы продукции (хх....); они кодируются двухразрядными кодами - от 01, до 99. На второй ступени - подклассы (ххх...), они конкретизируют содержание классов; на третьей ступени - группы (хххх..); на четвертой - подгруппы (ххххх.); на пятой виды продукции (хххххх).

Глубина классификации продукции определяется ее целью, количеством используемых признаков и завершается на четвертом, пятом или шестом разряде кода.

В ассортиментной части А-ОКП используют все последующие разряды кода; она включает полную характеристику продукции конкретных артикулов. Каждая позиция А-ОКП характеризуется десятиразрядным кодом изделия и двухразрядным контрольным числом, а также наименованием изделия по нормативному документу.

В томе 2 ОКП 005-93 продукция пищевой промышленности идет под кодом 91 0000; продукция мясной, молочной, рыбной, мукомольно-крупяной, комбикормовой и микробиологической промышленности - под кодом 92 0000; продукция растениеводства, сельского и лесного хозяйства - под кодом 97 0000; продукция животноводства - под кодом 98 0000.

Согласно торговой классификации различают следующие группы продовольственных товаров: хлебобулочные изделия, плоды и овощи; кондитерские; винно-водочные; безалкогольные напитки; молочно-масляные; мясные и колбасные изделия; рыбные; яичные; пищевые жиры; табачные изделия.

По принципу группировки в торговой сети продовольственные товары делят на бакалейные и гастрономические. К бакалейным товарам относят крупы, муку, дрожжи, макаронные изделия, сушеные овощи и фрукты, чай, кофе, соль, специи, сахар, крахмал, пищевые концентраты и другие, т.е. продукты, требующие перед употреблением дополнительной кулинарной обработки. К гастрономическим относят товары, готовые к употреблению без кулинарной обработки, или с повышенными вкусовыми свойствами: молочные продукты (сыры, масло, молоко и др.); алкогольные напитки; копчености и консервы; кондитерские, мясные и рыбные изделия.

Учебная система классификации используется в процессе обучения товароведению, при написании учебников и методических пособий, составлении рабочих программ. Учебная классификация служит для изучения потребительских свойств товаров, выявляет общие принципы формирования и сохранения этих свойств, позволяет наиболее полно изучить ассортимент товаров.

В основе учебной классификации лежит общность товаров по их происхождению или химическому составу, особенностям производства и способам использования. Данная классификация не является строго научной и служит основой для изучения ассортимента товаров.

По учебной классификации продовольственные товары делят на следующие девять групп:

- зерномучные товары - зерно, мука, крупа, хлебобулочные и макаронные изделия;

- плодоовощные товары - свежие плоды, овощи, грибы и продукты их переработки;

- сахар, мед, крахмал и крахмалопродукты, кондитерские изделия;

- вкусовые товары - алкогольные, слабоалкогольные и безалкогольные напитки, чай, кофе, пряности, соль, пищевые кислоты, а также условно табак и табачные изделия;

- пищевые жиры - растительные масла, животные жиры, маргарин, кулинарные, кондитерские и хлебопекарные жиры, майонез;

- молочные товары - молоко и продукты его переработки (кисломолочные изделия, сметана, творог, сливки, масло, сыры и др.);

- яичные товары - яйца птиц и продукты их переработки (меланж, яичный порошок);

- мясные товары - мясо различных животных и птиц и продукты их переработки (колбасные изделия, мясокопчености, мясные консервы, полуфабрикаты и кулинарные изделия);

- рыбные товары - рыба свежая, соленая, вяленая, копченая, сушеная, рыбные консервы, рыбная икра, нерыбное сырье (раки, крабы, моллюски, водоросли и др.).

Помимо рассмотренных выше в настоящее время применяется еще один вид классификации.

Государственный таможенный комитет России разработал новую систему предъявления и пропуска товаров через границу России с применением декларации и классификатора ТН ВЭД. Введение такого классификатора позволяет обеспечить сопоставимость данных о внешней торговле розничными товарами. В настоящее время во всех нормативных документах, издаваемых на государственном уровне, обязательным является требование указывать во всех документах коды и наименование товаров в точном соответствии с ТН ВЭД.

Классификатор ТН ВЭД применяется при проработке и подготовке международных соглашений, конвенций и др.:

- для тарифного и нетарифного регулирования (квотирование, лицензирование, регистрация участников внешнеэкономической деятельности, регистрация спецэкспортеров);

- статистических наблюдений;

- транспортных перевозок и страхования грузов.

Продовольственные товары подразделяются на сорта. Различают природные (видовые) и товарные сорта.

Природные сорта обусловлены биологическими особенностями или видом растений и животных, обладающие разными потребительскими свойствами.

Товарный сорт продукта зависит от его качества и определяется в соответствии с требованиями стандарта.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.