Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учебно-методические материалы






к самостоятельному изучению темы № 1

«Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли в первобытном и рабовладельческом обществах»

Просвещение и педагогическая мысль в Византии

 

После изучения этой темы студенту необходимо:

· знать основные этапы развития культуры и просвещения в Византии и уметь обосновать значение византийской педагогической мысли в развитии истории педагогики;

· знать педагогические взгляды и труды византийских педагогов-философов и уметь давать им критическую оценку; выявлять особенности системы образования и воспитания в Византии;

· уметь анализировать и оценивать византийское влияние на дальнейшее развитие просвещения.

 

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Основные этапы развития культуры и просвещения в Византии.

2. Педагогическая мысль в Византии (Василий Великий, Иоанн Златоуст, Максим Исповедник, Иоанн Домаскин, Фотий, Симеон Новый Богослов и др.).

3. Особенности системы образования и воспитания.

4. Византийское влияние на педагогическую мысль и просвещение.

 

Основная литература:

1. Джуринский, А.Н. История педагогики / А.Н. Джуринский. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. С 73–82.

2. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века / под общ. ред. А.И.Пискунова. – 3-е изд., М.: ТЦ Сфера, 2007. – С. 89–109.

3. Пашкевич, В.В. История педагогики в схемах и комментариях / В.В. Пашкевич. – 2-е изд. – Мозырь: Содействие, 2006. – С.16.

 

Дополнительная литература:

1. Кождан, А.П. Византийская культура / А.П. Кождан. – М., 1968.

2. Корнетов, Г.Б. Всемирная история педагогики: Введение в курс «История образования и пед.мысли»: учеб. Пособие для студентов пед.спец. / Г.Б. Корнетов. - М.: Изд-во УРАО, 2002. - 268 с.

3. Курбатов, Г.Л. Христианство: Античность, Византия и Древняя Русь / Г.Л. Курбатов, Э.Д. Фролов, И.Я. Фроянов. – Л., 1988.

4. Липшиц, Е.З. Очерки истории византийского общества и культуры. VIII – первая половина IX в. / Е.З. Липшиц. М.; Л., 1961.

5. Орлова, А.П. История педагогики. Развитие школы и педагогической мысли в крупнейших средневековых цивилизациях: учеб.пособие для студ. / А.П. Орлова. – Витебск: Изд-во ВГУ, 2000. – 80 с.

6. Удальцова, З.В. Византийская культура / З.В. Удальцова, М., 1988.

 

 

Опорный конспект:

ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ВИЗАНТИИ (V в. –XV в.)

Территория: Балканский полуостров, Малая Азия, Юго-Восточное Средиземноморье.

• Школа и образование унаследованы от эллино-римской культуры. Специфика византийской культуры определялась также тем, что она фор­мировалась на разнородной по своему составу этнической основе. За 1000 лет своего развития Византия впитала культурные ценности не только Западной, но и Восточной цивилизаций. Однако культура империи оставалась грекоязычной.

• Высокий социальный статус образования и образованности — одна из ведущих тенденций в развитии византийской культуры. Наличие об­щего образования служило непременным условием для получения должности как в государственных, так и в церковных учреждениях.

• Просветительская деятельность таких видных представителей визан­тийской культуры, как патриарх Фотий, Лев Математик, Михаил Пселл, Иоанн Итал и др., активно способствовала утверждению светской на­правленности образования.

Идеалом образованной личности в Византии являлся человек, получивший классическое образование и сочетавший христианско-православное мировоззрение с традиционной литературно-гуманистической образованностью.

• Высокая культура домашнего воспитания — характерная черта визан­тийской жизни. В знатных семьях мальчика 5—7 лет отдавали в руки наставника, в обязанности которого входило наблюдать за играми ре­бенка, развлекать его и учить грамоте.

• В семьях ремесленников дети получали навыки письма и чтения, если грамотными были их родители.

• В Византии не существовало социальных ограничений на получение образования. Учебные заведения могли посещать все, кто хотел и имел возможность учиться.

• Обучение было платным, за исключением монастырских и дворцовых школ.

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

• ШКОЛЫ ГРАМОТЫ давали элементарное образование («пропедиа»),

срок обучения — 2—3 года с 5—7-летнего возраста.

Византийская школа грамоты — христианизированное продолжение эллинистической элементарной школы.

Отличия: свитки заменены тетрадями («бомбиковые книги»), стиль за­менен птичьим или тростниковым пером («графис»).

Учащиеся обучались по буквослагательному методу с обязательным про-говариванием написанного хором, как и в греческих школах.

 

Отсутствовала физическая подготовка детей. Музыка и мелодекламация заменялись церковным пением. Учителя — дидаскалы — владели богатой техникой мнемонических приемов и соблюдали принцип последовательного усвоения знаний.

• ГРАММАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ обеспечивали получение среднего об­разования («энкиклиос педиа» — всеохватывающее образование). Все дети светской и церковной элиты проходили эту ступень обучения. Эти школы были частными, государственными и церковными.

Цель обучения — формирование общей культуры и красноречия, раз­витие мышления у школьников.

Акцент делался на грамматике, риторике, диалектике и поэтике. «Математическую четверицу», т. е. арифметику, геометрию, музыку, астроно­мию изучали немногие.

Важнейшим средством обучения считалось состязание школьников друг с другом, особенно в толковании текстов и риторике. Овладение искусст­вом толкования требовало от учеников достаточно широких знаний по античной и библейской истории, географии, мифологии и т. д.

• ВЫСШАЯ ШКОЛА «АУДИТОРИУМ» (константинопольская школа, с середины IX в. называлась Магнарвой). Существовали высшие юриди­ческая, медицинская, философская и патриаршая школы. Они в отли­чие от средневековых университетов Запада не имели автономии и подчинялись императорской власти.

До VII в. преподавание велось как на греческом, так и на латинском языке. Позднее — только на греческом.

Преподаватели высшей школы — «консулы философии», «главы рито­ров» — являлись государственными служащими высокого ранга, состав­ляли замкнутую корпорацию, их отличала и одежда.

Основной метод преподавания — лекции и комментарии преподавате­лей. Основная форма обучения — диспут. В ходе диспутов рассматрива­лись проблемы этики, политики, истории, юриспруденции.

Цель обучения — подготовка энциклопедически образованного госу­дарственного или церковного деятеля.

Содержание образования: платоновская и неоплатоновская философия, комментирование и критика греческих текстов, комментарии к сочине­ниям отцов церкви, метафизика как метод исследования природы, бого­словие, медицина и музыка.

• Помимо высших школ в Византии существовали кружки-салоны, свое­образные домашние академии, объединявшие эрудитов, группировав­шихся вокруг мецената-философа. Наиболее известными были круж­ки; патриарха Фотия (IX в.), Михаила Пселла (XI в.), дочери импера­тора Анны Комниной (XI—XII вв.) и др.

• Высшее богословское образование получали в монастырях, до XV в. сохранивших большое значение в византийской образовательной си­стеме.

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ВИЗАНТИИ

ИОАНН ДАМАСКИН (675—753). Один из первых средневековых схола­стов. Оказал огромное влияние на западноевропейское богословие и воззре­ния древнерусских мыслителей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.