Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Садово - парковое искусство Германии






Ландшафтное искусство Франции и Англии повлияло на развитие паркостроения многих стран, в частности Германии. Вначале XIXв. страны Германского союза (это 39 государств во главе с Австрией) встали на путь стремительного развития капиталистических отношений. Именно в это время страны Германского союза вышли на первый план в искусстве создания пейзажных парков. Наступил век романтизма, рожденный на идеях немецкой философии школы Канта и Гегеля, и на произведениях Шиллера и Гёте. Музы нового века воспевали национальные черты в искусстве и развивали идеалы философии эпохи Просвещения. Парки XIXв. успешно соединяли парадную пышность и философскую изысканность. Садовники и архитекторы виртуозно владели классическими приемами создания парковых пейзажей и перспектив. Они достигли совершенства в смешении разных стилей – это и свободные идеи садов итальянского Возрождения и королевская торжественность Ленотра, и философская глубина панорам «английских парков».

Климат Германии умеренный, переходный от морского к континентальному. Южнее Берлина преобладают низкие горы. Наиболее красивы они вблизи реки Эльбы. Причудливой формы скалы с гротами и галереями привлекательны для ландшафтного зодчества.

Политическая разрозненность мешала народам Германии создать крупные садово-парковые ансамбли.Основные типы объектов садово-паркового искусства Германии были: городские дворцово-парковые ансамбли; городские сады; загородные дворцово-парковые комплексы.Пышность – неотъемлемая черта германской архитектуры.

Ансамбль Сан-Сусси расположен в Потсдаме (под Берлином). Это летняя резиденция короля Пруссии Фридриха II или Фридриха Великого, где вдали от официальной жизни он хотел проводить время в спокойной обстановке, предаваясь своим любимым занятиям.

Площадь парка – 290 га. Он создавался в два этапа. В 1745-1747 годы были воздвигнуты портал и обелиск, грот Нептуна, картинная галерея, дворец, китайский чайный домик, а после семилетней войны Новый дворец, античный храм и храм дружбы, бельведер на холме Клаусберг, домик с драконами.В его создании участвовала целая плеяда талантливых архитекторов, среди которых, на первом этапе, особенно выделялся Георг Венцеслаус фонКнобельсдорф, который по эскизу короля Фридриха II, приступил к строительству небольшого дворца на вершине «Пустынной горы».На парковом фасаде дворца появилась надпись «Sanssouci» («Без забот»). Это шутливое кредо владельца дало в последующем название всему ансамблю. Монарх собрал вокруг себя всю духовную элиту Европы, чтобы заложить основы новой эпохи – эпохи «Просвещения».Большую часть года король жил в Сан-Суси, выезжая в Берлин лишь по государственным делам исключительной важности; в основном же послов и министров принимали именно здесь. Сан-Суси становится интеллектуальным центром.

С восточной стороны парк ограничен порталом. Отсюда берет начало аллея длиной 2, 5 км. Вдоль этой оси располагаются все основные парковые постройки.

На западе расположена картинная галерея, старейший сохранившийся в Германии музей, а на востоке находится бывшая оранжерея, переделанная в домик для гостей. К северу открывается вид на резервуар для парковых фонтанов и живописные архитектурные развалины.

Знаменитые виды на сады в Сан-Суси появились благодаря решению Фридриха Великого разбить виноградники на южных склонах Борнштедтских холмов. Для этого было устроено несколько выгнутых вперед террас. К поддерживающим террасы стенам прислонены теплички, а на самих террасах разбиты цветники. Интересно, что на зимний период лозы убирают в эти теплички (и по сей день), а на лето опять высаживают вдоль террас.Виноградные лозы были привезены из различных мест – Португалии, Италии и Франции самим королем. Фигуры Вакхов, обрамляющие террасы, ещё больше подчеркивают тему виноделия. Фасад дворца, обращенный к парку, украшен 36 фигурами скульптора Ф. X. Глуме. Длинная лестница из 132 ступеней пересекает 6 виноградных террас и соединяет парк и дворец Сан-Суси. Внизу расположен «Большой фонтан», который окружен полукруглыми скамьями. С 1750 года чашу фонтана окружают мраморные статуи Венеры, Меркурия, Аполлона, Дианы, Юноны, Юпитера, Марса и Минервы, а также аллегорическими изображениями четырёх элементов: огня, воды, воздуха и земли. Венеру и Меркурия работы скульптора Жана-Батиста Пигаля и две скульптурные группы на темы охоты, аллегории воздуха и воды работы Ламбера-Сигисбера Адама были подарены французским королём Людовиком XV. Остальные скульптуры были выполнены в мастерской Франсуа-Гаспара Адама.

Цепь холмов, протянувшаяся в широтном направлении, положила начало формированию знаменитой главной оси ансамбля, достигнувшей 2, 5км от входного портала до комплекса «Новый дворец». Все второстепенные аллеи и дороги заложены в соответствии с требованиями холмистого ландшафта.Парковые здания и королевский дворец оказались не на главной оси, а параллельно ей. Вдоль главной оси (по принципу эрмитажа) – последовательно сменялись картины (художественные композиции). Выразительность приема усиливается благодаря плотной обсадке деревьями промежуточных участков главной аллеи, что обеспечивает элемент внезапности при раскрытии каждой следующей картины. В то же время рондели с фонтанами, расположенные на главной аллее напротив каждого из зданий, становятся сигналами появления новой картины. Несмотря на серьезные композиционные нововведения, оформление этой части парка вполне сохранило барочный характер благодаря: - широким пространствам разнообразно прорисованных партеров; - игре геометрических форм стриженных деревьев и кустарников; - тенистым боскетам; - размещенным в аллеях многочисленным мраморным статуям, французской и немецкой работы, Для питания водою фонтанов на холме был устроен резервуар в виде руины (характерные для романтических садов). В одном из углов сада на перекрестке трех аллей был поставлен забавный китайский домик (справа от главной аллеи, в оленьем саду) – наглядный пример увлечения китайской модой. Внешний вид павильона определяется золотыми фигурами величиной в человеческий рост. Экзотический характер сказочно одетых китайских музыкантов и чаевников гармонирует с колоннами в форме золотых пальм. Великолепный стаффаж " à lachinoise" создали Петер Бенкерт и ЙоганнГоттлибХеймюллер. А строительство павильона в форме листа клевера было поручено Йоганну Готфриду Бюрингу. Здесь рококо сливается с восточной экзотикой.

Рококо — последняя стадия развития барокко, оказавшая некоторое воздействие на облик дворцово-парковых ансамблей Германии и России середины и второй половины XVIII в. (Ораниенбаум, отчасти Царское Село, Павловск). Отличается изысканным декором, тяготением к иллюзорности. Приемы искусства садов этого периода характерны отходом от строгой регулярности, введением прихотливо изогнутых дорожек, канальцев, мостиков. Парки дробятся на отдельные мелкие фрагменты. Главное требование к ним — обеспечить приватность и обособленность пространства, утонченность рисунка партеров. Другой важной особенностью рококо явилось подражание формам, силуэтам, цветовым сочетаниям китайского и японского декоративного искусства.

Рядом с дворцом был задуман обширный парк в «английском стиле». За десятилетия работы Петер Йозеф Ленне (садовник и ландшафтный архитектор) создал красивейший пейзажный парк с просторными лугами, небольшими возвышениями, разбросанными группами деревьев и искусственными прудами. Ленне добился единства архитектуры и природы, трехмерной картины пейзажа в духе романтизма.

По соседству с дворцом Шарлоттенхоф, вписываясь в созданный Ленне пейзажный парк, на самом берегу искусственного озера расположен ансамбль Римских купален.

Свободно сгруппированные вокруг внутреннего сада строения, архитектурное оформление которых заимствовано у различных образцов античного периода, а также у флорентийских вилл эпохи раннего Ренессанса с их строгими формами, придают ансамблю романтическую прелесть. Домик дворцового садовода, выполненный в стиле итальянской виллы XV столетия, соединен переходом с чайным павильоном, построенным наподобие древнего храма.

С другой стороны к саду примыкают открытые, полукруглые помещения, напоминающие античный римский домик. В них находится купальня, по которой и назван весь комплекс строений.

Римские купальни отражают увлечение романтичным античным искусством. Весь ансамбль создан с целью вызвать у посетителей возвышенные поэтические чувства. Другой, подобный этому, комплекс строений – фазанник – создал Перзиус в 1843 году к западу от дворца Шарлоттенхоф.

После сооружение небольшого дворца Шарлотенхоф («Прусская Аркада») были созданы здания и парки: римские купальни, помещение для фазанов в стиле итальянской виллы, Фриденскирхе с садом Марли, Оранжерея, сицилианский сад и северный сад, Новый парк с Мраморным дворцом и дворцом Цецилиенхоф.

В 1857 году Петер Иозеф Ленне разбил Сицилианский и Северный сады. Это были парки, в которых уже не имели значения классические правила паркового искусства. Здесь господствуют геометрические формы, которые, как и в парках итальянского Возрождения, открывают вид на окружающую местность и в то же время представляют собой единое целое. По такому же методу Ленне создал и террасы перед Оранжереей.

Сицилианский и Северный парки, а также Оранжерея являются частью незавершенного проекта сооружения " верхнего яруса" парка (севернее тутовой аллеи).

300-метровое здание Оранжереи западнее дворца Сан-Суси строилось для размещения южных растений на зиму. Итальянские дворцы эпохи Возрождения служили образцом для этого сооружения, задуманного как составная часть огромной триумфальной аллеи, строительство которой так и не было осуществлено. Помещения Оранжереи должны были служить временными покоями сестре короля Шарлотте – царице России и ее мужу царю Николаю I во время их посещений Потсдама.
В честь столетия существования Сан-Суси в 1845 году было заложено строительство Фриденскирхи и примыкающего к ней комплекса зданий. За основу проекта взята раннецерковная базилика св. Клемента в Риме. Рядом находится небольшой сад Марли.
В северной части города, на берегу озера Хайлигензее, в полутора километрах от парка Сан-Суси, раскинулся Новый парк, который создан в стиле открытого пейзажного парка и имеет площадь 74 га. В центре парка на самом берегу озера построен Мраморный дворец.

В северной части парка находится дворец Цецилиенхоф, спроектированный в стиле английской усадьбы. Летом 1945 года в нем проходила Потсдамская конференция великих держав антигитлеровской коалиции. Цецилиенхоф – это замок, в котором Германия была поделена. Стулья с высокими спинками в красных чехлах все еще стоят в зале собраний. Три флага союзников по-прежнему стоят на столе, который был изготовлен в России специально для этого случая.

Парк и дворцы сильно пострадали во время второй мировой войны. В 1964 году была начата самая обширная за всю историю Сан-Суси реставрацию дворцов и парков. Опытные ученые, реставраторы и художники работают над тем, чтобы восстановить произведения искусства в их былой красоте. В реставрации и поддержании парка участвует питомник «Lorberg», где специально для Сан-Суси выращивают деревья и готовят стриженые формы для партеров.

Сан-Суси – это не просто дворцово-парковый ансамбль, это центр притяжения немецкой истории. В 1990 году Сан-Суси с его дворцами и большим парком внесены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО со следующим обоснованием: «Дворец и парк Сан-Суси, часто называемые „прусским Версалем“, являют собой синтез художественных направлений в европейской городской и придворной архитектуре XVIII в. Ансамбль является выдающимся образцом архитектурного творчества и ландшафтного дизайна, возникшего на интеллектуальной основе монархической идеи государственного устройства».

Заслуживают внимания парк Нимфенбург в городе Мюнхене, сад Цвингер в Дрездене, замок и парк Гроссейдлиц близ Дрездена. Привлекателен дворцово-парковый ансамбль Пильниц, живописно раскинувшийся на берегу Эльбы, вобравший в себя несколько стилевых направлений. Интересен также парк «Большой сад» в Дрездене, включающий в себя зоосад, ботанический сад, дворец, открытый театр и др. Композиция последнего парка прекрасно читается в натуре, поскольку партеры окружены высокой зеленью боскетов, а их углы отмечены кордегардиями. Кордегардия — здание караульни у въезда в усадьбу. Часто играет роль первого архитектурного акцента, подготавливающего последовательное восприятие дворцово-паркового ансамбля вдоль главной композиционной оси (Софиевка, Горенки и т. д.).

 


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.