Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






История россии в романе Дело Артамоновых, средства психологического анализа.






Роман-это история жизни трех поколений купеческой семьи. Ничего не скрывая, с ясностью и глубиной исторического мышления автор рассмотрел Арт как представителей класса, их от ношение к “делу”, опираясь на глубокое понимание сил, управляющих жизнью общества. Хронологические рамки романа определены писателем очень точно. Действие начинается, «года через два после воли», иными словами, в 1863 году. Последние сцены романа относятся к 1917 году. На протяжении этого времени писатель развертывает историю трех поколений семьи купцов и фабрикантов Арт. Г. в сюжете повести интересовали не вопросы человеческой греховности, а безжалостное действие “закона вырождения”, тема распада и деградации буржуазной семьи, социальная проблематика в процессе развития капиталисти общ. В романе сохраняет силу мотив нравственного осуждения зла капитализма, артамоновских “преступлений”. Но решающим оказывается другой приговор-приговор истории. Глубоко разработанная идея закономерности, исторической неизбежности гибели капитализма со всем его опустошающим жизнь хищничеством выдвигается на первый план. В трех поколениях арт рода дал историю русской буржуазии, ее бурного появления, недолгого торжества и гибели. Г сумел связать глубоко индивидуальные портретные характеристики своих героев с чрезвычайно широким социально-политическим обобщением. Автору удалось насытить каждое движение своих героев полнотой исторического смысла. То понимание истор, кот раскрывается в романе, основывается на признании труда единственным источником ценностей, выработанных человечеством, единственным двигателем истории вперед, решающей силой культурного развития. Проклятие, тяготеющее над Арт, из поколения в поколение иссушающее их силу, в паразитизме эксплуататоров, в отрешенности собственнических классов от животворящей силы и стихии труда. Смерть Ильи, зачинателя “дела”, проводит своего рода роковую черту на жизненном пути Артамоновых, за которой начинаются спад и увядание. Пусть его “дело” растет и ширится, но артам колымага покосилась, потеряла колесо: из поколения в поколение оскудевает, вырождается сила рода, характеры утрачивают яркость и цельность, обедняются, обесцвечиваются. Активность преемников Ильи направлена на власть, приобретательство, не одухотворена пафосом созидания, поэтому мелкими и ничтожными выглядят все эти претенденты на роль вождей капиталистической эпохи. Лишь один Илья-внук в новых условиях сохранил энергию и силу, прямоту и независимость деда, но, чтобы сохранить эти черты, он уходит из отчего дома, перестает быть Арт, чтобы, в конце концов, вместе с революционным пролетариатом вернуться и уничтожить артамон господство. Илья ходил по земле как хозяин, Петр-раб «дела». Яков чувствует себя гостем на фабрике, гостем докучным и ненужным, от которого вот-вот избавятся подлинные хозяева земли. Один за другим Артамоновы уходят в мир иной, незаметно, легко или мучаясь и страдая. Параллельно истории распада и вырождения семьи Артамоновыхрисует историю роста рабочей семьи ткачей Морозовых. Здесь тоже фигурируют три поколения. На их судьбе прослеживает формирование и развитие политического сознания русского рабочего класса. Представ перв поколен-старый ткач Борис Морозов. Ему чуждо понимание классовых интересов, политических целей пролетариата. К Илье А он относится с восторжен покорностью. Недалеко ушел от него представитель второго поколения-Иван, хотя у него уже нет слепого преклонения перед хозяевами. Новые черты революционного пролетариата проявились у сына Ивана-Захара. Он вступает в активную революционную борьбу против мира Артамоновых. Он сознает себя хозяином жизни. Во время Октябрьской революции он в первых рядах борцов за новый мир. Так раскрывается идея р.-идея исторической закономерности, необходимости и неизбежности пролетарской революции, обусловленной, с одной стороны, процессом разложения и распада господствующего класса, а с другой-ростом политической активности, сознательности и организованности пролетариата, возглавляющего широкие народные массы. Горький увидел и сумел показать, как на протяжении короткого времени усилиями энергичных и волевых людей складывались состояния, укреплялась промышленность, и как легко ее было развалить, взяв в немощные и неумелые руки, выполняя работу без азарта и любви.


4. Роман-антиутопия Замятина «Мы»

Утопия -опис модель идеального, с точки зрения автора, общества, характеризуется верой автора в безупречность модели. Черты: Общество застыло в неподвижности; полное единомыслие, упрощенный взгляд на человека, нет индивидуализации характеров, схематизм в их изображении; нет каких-либо внутренних конфликтов; общества полностью отгорож от внешн мира. Антиутопия -опис гос, в кот возоблад негативные тенденции развития. Отличия: если утопия демонстр позитив черт обществен устройства, то антиутопия стремится выявить его негативные черты; утоп статична, антиутопии рассмотр возможности развития соц устройств в сторону нарастания негативных тенденций, что нередко приводит к обвалу.

Роман был созд в 20-е г, но сразу заклеймён ярлыком «контрреволюцион» и запрещ, вернулся на лишь семь десятилет спустя. Действие романа происходит в Едином Государстве, укрытом от «дикого» пространства Зелёной Стеной. Мотив стекла символизир сочет вынужд «публичности» сущ, жизни разъединён людей, стекло не только открывает глазу жизнь другого, но и служит невидимой преградой. Это напомин об искусствен ЕдГос. Мотивы упрощения: нумер вместо имени, серо-голубая юнифа в качестве одежды для всех, прогулки в шеренгах, любовь по розовым талонам. Созд модель идеального, с точки зрения утопистов, государства, где найдена долгожданная гармония общественного и личного, где все граждане обрели наконец желаемое счастье. В вымыш стране живут не люди, а нумера. Внешне схож, они ничем не отлич друг от друга и внутренне. «Нам нечего скрывать друг от друга». «Мы счастливейшее среднее арифметическое». Одинаков, механич отлич вся их жизнь, предпис Часовой Скрижалью. В ЕдГос воцарилось всеобщее «математически безошибочное счастье». Его обеспеч само ЕдГос. Но счастье, которое оно даёт людям-лишь материальн, в одинаковых и обязательных для всех формах. Кажд получ сытость, покой, занятие по способностям, полное удовлетвор всех физич потребн, ради этого должен отказаться от всего, что отличает его от других: от живых чувств, стремлений, привязанностей. От собст личности. Само понятие «чел» заменено понятием «нумера». Чел жизнь перестала быть высшей ценностью, эпизод испытания Интеграла: десять нумеров, погиб при испыт-бесконечно малое третьего порядка. Матер пробл были решены в ходе Двухсотлетней войны. Победа над голодом одержана за счет гибели 0, 8 населения. Город побеждает деревню, и человек полностью отчуждается от матери-земли, довольствуясь теперь нефтяной пищей. Гос пошло по пути их подавления, ограничения дух запрос (секс закон, сведя любовь к чистой физиологии, лишил чел личных привязанностей. Гос подчин себе время каждого нумера, создав Часовую Скрижаль. Отняло способность к интеллект и худож творч, заменив его ЕдГос Наукой, механической музыкой и гос поэзией. Созд целая сист подавлен инакомыслия (Бюро Хранителей, Операционное Бюро с его чудовищным Газовым Колоколом, и Великая Операция, доносительство, возведённое в ранг добродетели). Насилие над личностью вызывает у людей не естественную болевую реакцию, а восторг. Гос застав чел поверить, что несвобода-это и есть счастье. Чел и власть, способен ли чел жить сам по себе, без «руководящей» руки. Благодетель-это уже не человек-это символ, символ власти. У него нет имени. Нет имени-нет индивидуальности. Он-один из ряда благодетелей. Почти номер, который носят его подданные. И неважно: толстый он или худой, одноногий или с пятью пальцами. Это не случ: Благодетель уподобляется духу святому-вездесущему и всезнающему.

Офиц яз, обилие оксюморонов: «благодетельное иго разума», «дикое состояние свободы», «наш долг заставить их быть счастливыми», «самая трудная и высокая любовь-это жестокость». Изображает борьбу между внутрен стремлен чел духа, проецируя на евангельский сюжет. 40 записей; число сакральное: 40 дн искуш Христа в пустыне, 40 дн Великий пост, 40 дн не покидает душа умершего землю-столько времени требуется для перехода из состояния земного в астральное. Сорок дней в истории Д-503-история обрет и утраты им живой души, своего «я», история его окончат уподоблен машине. Трагич иронией звучит в финале это обещ победы и счастья. Гос подчин себе личность, попытка прозрения обернулась гибелью. Нельзя строить мир, в кот нет места чув, тоталит систе. Когда “я” растворяется в “мы”, чел перестает быть чел.


5. Новый человек и люди перегоревшей эпохи в романе Олеши «Зависть»

В 1927 году в журнале «Красная новь» был опубликован роман «Зависть», одно из лучших произведений советской литературы о месте интеллигенции в послереволюционной России. Многие литературные критики называют роман «Зависть» вершиной творчества Олеши и, несомненно, одной из вершин русской литературы XX века.

У О. есть тенденция все многообр чел чувств и переживаний отнести на счет старого человека, а новому оставить голую логику, «техническое отношение» к жизни. Конфликту между идеалом и действительностью. Поляризация образов по двум полюсам. Есть мир носителей идеала: Андрей Бабичев, Валя, Володя Макаров. И есть мир тех, кто противоположен этому идеалу: Николай Кавалеров, Иван Бабичев. Николаю Кавалерову и Ивану Бабичеву противостоят Андрей Бабичев и Володя Макаров, и главный план противопоставления-строй чувств. Образ Кавалерова-широкое художественное обобщение типических черт мелкобуржуазного интеллигента, сущ в пореволюционной действит. Кавалерова характеризует созерцательно-эстетическое и субъективистски-романтическое отношение к жизни. Его устремления проникнуты крайним индивидуализмом, антисоциальностью, стремлением к личной славе, утверждению своего «я» хотя бы в форме нелепого и преступного «гениального озорства». На этой почве Кавалеров и приходит в конфликт с советской действительностью: «В нашей стране дороги славы заграждены шлагбаумами... самая замечательная личность-ничто». Признавая несовместимость индивидуализма Кавалерова с современностью, О. не сумел дать художественно развитого опровержения взгляда Кавалерова на социализм как на систему, не благоприятствующую развитию личности. Но бесспорной заслугой О. является показ того, как индивидуалистическое, анархическое бунтарство в условиях нашего времени скатывается в болото прямой обывательщины. Как только Кавалеров переходит от романтических мечтаний к реальной действительности, он оказывается в рядах того же мещанства, от к-рого как будто отталкивался сначала, попадает в объятия гиперболически пошлой Анички Прокопович. Иван Бабичев, с одной стороны-дальнейшее развитие и гиперболизация Кавалерова, с другой-связующее звено между ним и откровенным обывателем. В Иване О. дал трагикомическую, эксцентрическую фигуру защитника эгоистической частнособственнической обывательщины-«короля пошляков». Обреченность и неспособность войти в «прекрасный поднимающийся мир» в нем представлены еще острее, чем в Кавалерове. Кавалерова и Ивана Бабичева О. ведет к поражению. Они «завидуют» новому миру, но не имеют реальной почвы под ногами для борьбы с ним. Изображая их поражение, О. в то же время расцвечивает всеми красками внутр мир этих героев. Мир фантазии, мечты, искусства является достоянием их, а не обезличенных и «лишенных воображения» людей нового мира. Это вносит в оптимистическую в своей основе повесть о гибели старого мира ноты пессимизма, отражающие боязнь О. за судьбы личности, духовной культуры, художественного творчества при социализме. Противостоящие в «Зависти» индивидуалистическим бунтарям и мещанам образы Андрея Бабичева и Володи Макарова не являются полноценными образами нового человека. Основные их дефекты-аполитизм, изоляция от классовой борьбы и отсутствие революционной целеустремленности. Андрей Бабичев показан здоровым, жизнерадостным, чуждым рефлексии, благодушно настроенным делягой. Лишенный внутр идейно-психологического богатства, ушедший в строительство «Четвертака» узкий практик, он не может противоп Кавалерову и Ивану Бабичеву всеохватывающего, качественно иного мировоззрения. Еще более узким показывает О. Володю Макарова. Лейтмотив Макарова-стать человеком индустриальным, человеком-машиной, равнодушным ко всему, что не есть работа. Главный герой романа, интеллигент, мечтатель и поэт Николай Кавалеров, стал героем времени, своеобразным «лишним чел» советской действительности. В противоположность целеустремленному и успешному деятелю общепита Андрею Бабичеву, неудачник Кавалеров не выглядел проигравшим. Нежелание и невозможность преуспевать в мире, живущем по античел законам. В романе «Зависть» Олеша создал метафору советского строя-образ колбасы как символ благополучия.


6. Идейно-художественное своеобразие цикла рассказов Бабеля «Конармия»

«Конармия»-сборник рассказов, объединённых темой гражданской войны, основанный на дневнике, который автор вел на службе в 1-й Конной армии, под командованием Семёна Будённого во время Советско-польской войны 1920 года. Книга состоит из 38 коротких рассказов, являющихся зарисовками жизни и быта Первой Конной армии, объединённых едиными героями и временем повествования. «Конармия» представляет собой нерасторжимое художественное единство-цикл рассказов, объединённых образом героя-повествователя Кирилла Васильевича Лютова. Последовательность рассказов строго определена автором и при переизданиях никогда не менялась. Композиция цикла-единое лирико-эпическое повествование о Гражданской войне, в котором соединены романтическая патетика и натуралистическое описание военных будней. В них намеренно не высказывается авторская позиция, и это допускает множество толкований. «Конармия»-одна из самых беспощадных и откровенных книг. Перед читателем предстаёт жизнь на войне, в которой переплетены воедино правдоискательство и духовная слепота, смешное и трагическое, героизм и жестокость. Боец убивает женщину, которая ездила за солью, потому что она «обманула» казаков: для того чтобы вернуться домой и довезти добычу, она выдала мешок с солью за ребёнка. Конармейцы в изображении Б. предстают людьми с противоречивыми характерами, непредсказуемыми, неординарными. Лютов становится для бойцов своим лишь тогда, когда жестоко убивает гуся («Мой первый гусь»). Для Лютова, так же как для автора, среда конармейцев-среда чужая, непривычная. В центре-проблема человека в революции, человека, вступившего в борьбу за новое, справедливое устройство общества. Стремлением понять гуманистическое содержание революции проникнуты многие страницы. Жестокость некоторых нарисованных Бабелем сцен, натуралистичность картин быта красноармейцев вызваны необходимостью показать достоверность того, что происходило ежедневно. Герои Бабеля поступают жестоко, потому что этого требует логика времени. Повествователь, странный и смешной для бойцов очкарик Лютов, превращается в солдата. Но душа его всё равно не принимает войну, ради каких бы светлых идеалов она ни велась. В новелле «Эскадронный Трунов» герой не даёт убивать пленных поляков, но не может он убивать и в бою («После боя»). Первыми убийцами в книге оказываются враги-поляки. Но дальше всё смешивается, превращается в кровавую кашу. В «Конармии» нет ни одной естественной кончины (внезапно, но без чужой помощи умрёт лишь старик в позднем рассказе «Поцелуй»), зато множество расстрелянных, зарезанных, замученных. В 34 новеллах крупным планом даны 12 смертей; о других, массовых, упоминается мимоходом. «Конармия» — одно из произведений, показывающих революцию как стихию, хаос, порыв. Восприятие автором Гражданской войны было противоречиво, так как он видел и величие её, и невероятную жестокость. Во многом эта книга была попыткой интеллигента найти себя в революции.

В книге в довольно жёсткой и неприглядной форме показаны характеры бойцов революции, их необразованность и жестокость, которые ярко контрастируют с характером главного героя-образованного корреспондента Кирилла Лютова, образ которого довольно тесно связан с образом самого Бабеля. Некоторые эпизоды произведения являются автобиографичными. Яркой особенностью рассказов является то, что главный герой имеет еврейские корни (хотя носит русскую фамилию Лютов). Вопросу гонения евреев до и во времена гражданской войны отведено особое место в книге.

Герои Бабеля ужасны. Насильники, убийцы, бандиты, готовые ко всякому надругательству над людьми, и тем не менее, именно они борются за выношенную народом рев. правду, несут на себе ее отсвет. Они одичали душой в боях и расправах, но одновременно привлекают подлинностью характеров, независимостью, цельностью побуждений и чувств. Это была суро­вая правда о революции и гражданской войне как народ­ной трагедии, но пафосное, утопическое в тогдашних на­строениях людей победило. Тогдашняя литературная критика со­чла ее клеветой на Красную Армию.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.