Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 11. Проблемы профессионально-психологической компетенции и профессионально-личностного роста. Педагог как субъект педагогической деятельности






Профессиональное становление личности педагога: выбор профессии, профессиональная подготовка, профессиональная адаптация, профессионализация, мастерство. Факторы, детерминирующие профессиональное становление педагога. Мотивы педагогической деятельности. Кризисы профессионального становления личности педагога. Профессиональные деформации личности педагога, их причины и профилактика. Педагог как субъект педагогической деятельности.

5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Все практические занятия по дисциплине предполагают применение элементов интерактивных методов (решение проблемных ситуаций, дискуссии, применение мультимедийных технологий и т.п.). Специфическими занятиями, полностью построенных на использовании интерактивных методов, являются следующие:

Тренинг «Успешная педагогическая коммуникация»;

Деловая игра «Решение педагогических конфликтов».

6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

6.1. Задания для самостоятельной работы студентов для подготовки к практическим занятиям

Для успешного и полного освоения обучающимися материала дисциплины предполагается, что в ходе ее изучения обучающиеся будут выполнять такой вид самостоятельной работы, как ведение рефлексивного дневника и «бортового журнала», которые заполняются самостоятельно каждым обучающимся после лекционного занятия по представленным ниже формам. Рефлексивный дневник и «бортовой журнал» регулярно сдаются на проверку преподавателю, после чего обучающий получает как оценку его работы, так и обратную связь через ответы преподавателя на поставленные им вопросы.

Рефлексивный дневник

 

Мне интересно Мое мнение Мне не понятно Хочу задать вопрос Жду ответа
       
       

 

Пункты 1 – 3 заполняются обучающимися. К заполнению обязателен каждый из них. Пункт 4 заполняется преподавателем в период контроля выполнения заданий.

 

«Бортовой журнал»

 

Тема лекционного занятия
Ключевые понятия лекции Рисунок или схема
   
   

 

Пункты 1 – 2 заполняются обучающимися обязательно.

Кроме этого предполагается выполнение обучающимися следующих внеаудиторных самостоятельных работ.

Кроме этого предполагается выполнение обучающимися такой внеаудиторной самостоятельной работы, как диагностики студента, которая предполагает проведение диагностической работы с одним студентом с помощью методов возрастной и педагогической психологии, составление рекомендаций для повышения качества учебной деятельности, и учет их в учебном процессе.

В процессе преподавания курса «Педагогическая и возрастная психология» предполагается осуществление текущего контроля знаний студентов на практических занятиях, который проводится в виде опросов, письменных работ и устных докладов после изучения определенного раздела курса. Текущая аттестация студента проводится в течение всего срока изучения дисциплины (контроль посещения лекционных и практических занятий, выполнение диагностических заданий, активность в учебных дискуссиях и тренинговых упражнениях, сообщения по темам).

6.2. Темы докладов для подготовки к семинарским занятиям

По теме «Теории психического развития в отечественной психологии»

1) Культурно-историческая теория Л.С. Выготского.

2) Поэтапное формирование умственных действий П.Я. Гальперина.

3) Теория формирования личности Л.И. Божович.

4) Деятельностный подход А.Н. Леонтьева.

5) Концепция пеориодизации психического развития Д.Б. Эльконина.

6) Теория психического развития А.В. Запорожца.

 

По теме «Теории обучения»

1) Ассоциативная психология.

2) Прагматическая функциональная психология У. Джемса.

3) Теория проб и ошибок Э. Торндайка.

4) Бихевиоризм Дж. Уотсона.

5) Исследования Ф. Гальтона.

6) Психоанализ З. Фрейда, А. Адлера, К. Юнга.

7) Гештальт-психология.

8) Операциональная концепция Ж. Пиаже.

9) Когнитивная психология.

10) Гуманистическая психология.

 

По теме «Анализ психологических причин школьной неуспеваемости»

1) Типология неблагополучий в учебной деятельности младших школьников.

2) Повышение тревожности школьников в ситуации неуспеха в обучении.

3) Снижение учебной мотивации.

4) Психологические трудности в деятельности и обучении школьников при переходе из начальной школы в основную и среднюю.

5) Влияние семьи на школьную неуспеваемость.

 

По теме «Институты воспитания в России и за рубежом»

1) Роль семьи в воспитании ребенка в России и за рубежом.

2) Роль дошкольного образовательного учреждения в воспитании ребенка в России и за рубежом

3) Роль школы в воспитании ребенка в России и за рубежом.

4) Влияние улицы на воспитание личности ребенка.

5) Референтная группа и ребенок.

 

6.3. Задания к контрольной работе

Контрольная работа выполняется по итогам прохождения разделов дисциплины Возрастная психология и Педагогическая психология. Контрольная работа предполагает задание на знание дефиниций основных понятий, знание теоретических и методологических основ возрастной и педагогической психологии, а также задание по гипотетическому решению обучающимся практической проблемной ситуации применения методов возрастной и педагогической психологии в учебном процессе, и во взаимодействия педагога и учащихся. Контрольная работа выполняется на практических занятий.

 

6.4. Вопросы для подготовки к экзамену

1. Возрастная психология как наука.

2. Связь возрастной психологии с другими науками и отраслями психологии.

3. Особенности научного исследования в возрастной психологии.

4. Методы исследования возрастной психологии.

5. Характеристика основных разделов возрастной психологии.

6. Условия, источники и движущие силы психического развития.

7. Понятие возраста. Основные структурные компоненты.

8. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность.

9. Ведущие потребности и их влияние на развитие личности.

10. Теория возрастного развития по Э. Эриксону.

11. Психоаналитическая теория развития З. Фрейда.

12. Отечественные теории психического развития.

13. Подходы к периодизации возрастного развития.

14. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского.

15. Психологическое новообразование и его формирование.

16. Особенности развития ребенка в период младенчества.

17. Основные психологические новообразования раннего детства.

18. Особенности развития в период дошкольного возраста.

19. Особенности развития и основные психологические новообразования младшего школьного возраста.

20. Особенности развития личности и основные психологические новообразования подросткового возраста.

21. Особенности развития и основные психологические новообразования ранней юности.

22. Особенности профессионального самоопределение в период юности.

23. Особенности развития и основные психологические новообразования молодости.

24. Особенности развития и основные психологические новообразования зрелого возраста.

25. Возрастные кризисы в детском возрасте (младенчество, раннее детство, дошкольный и младший школьный возраста).

26. Возрастной кризис подросткового возраста.

27. Возрастные кризисы юности.

28. Возрастной кризис и кризис профессионального становления личности периода молодости.

29. Кризисы профессионального становления в подростковом и юношеском возрасте.

30. Возрастные кризисы и кризисы профессионального становления в период зрелости.

31. Психологические особенности старости.

32. Педагогическая психология, предмет, задачи.

33. Методы исследования педагогической психологии.

34. Понятие учебной деятельности, психологическая сущность и структура.

35. Проблема соотношения обучения и развития.

36. Психология обучения. Научение, учение, обучение.

37. Психологические проблемы школьной отметки и оценки.

38. Мотивация учения.

39. Теории развивающего обучения.

40. Психологические причины школьной неуспеваемости.

41. Психологическая готовность к обучению.

42. Психологическая сущность воспитания, его критерии.

43. Педагогическая деятельность, психологические особенности, структура, механизмы.

44. Психология личности учителя.

45. Проблемы профессионально-педагогической компетенции и профессионально-личностного роста.

46. Педагогические способности и особенности их развития.

47. Педагог как субъект педагогической деятельности.

48. Психологические особенности педагогических деформаций.

49. Педагогическое мастерство.

50. Особенности взаимодействия педагога и групп учащихся.

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература

1. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: учеб. пособие / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – 4-е изд., - М.: Издат. Центр «Академия», 2012.

2. Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения: научное издание / А.Н. Леонтьев; под ред. Д.А. Леонтьева, А.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2009. - 423 с.

3. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития: учебник: Допущено Минобрнауки России. – 11-е изд., перераб. и доп., - М.: Издат. Центр «Академия», 2008.

4. Шахматова О.Н., Котова С.С. Педагогическая психология: учеб. пособие / Котова С.С., Шахматова О.Н. - Екатеринбург: Издательство ГОУ ВПО РГППУ, 2009. - 210 с.

5. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для вузов / Л.Ф. Обухова. - М.: Высшее образование: МГППУ, 2008. - 460 с.

Дополнительная литература

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. для вузов. – М. – Екатеринбург: Академ. проект – Деловая книга, 2000.

2. Андрущенко Т.Ю., Шашлова Г.М. Кризис развития ребенка 7 лет: Психодиагностическая и коррекционно-развивающая работа психолога: учеб. пособие: Рекомендовано УМО. – М.: Издат. Центр «Академия», 2008.

3. Брушлинский А.В. Психология субъекта. СПб.: Алетейя, 2003.

4. Брушлинский А.В. Субъект, мышление, учение, воображение. М. – Воронеж, 1996.

5. Вачков И.В. Полисубъектный подход к педагогическому взаимодействию. // Вопросы психологии. – 2007. – № 3. С.16 – 29.


 

6. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: учеб. пособие / Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – 6-е изд. – М.: Издат. Центр «Академия», 2008.

7. Воробьева И.В. Социально-психологическое взаимодействие личности и группы: учеб. пособие / И.В. Воробьева, О.В. Кружкова. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2009.

8. Глуханюк Н.С. Психология профессионализации педагога / Урал. гос. прф. — пед. ун-т; Акад. проф. образования. — Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 2000.

9. Григорович Л.А. Педагогика и психология: Учеб. пособие для студентов вузов / Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. – М.: Гардарики, 2003.

10. Дарвиш. О.Б. Возрастная психология: учеб. пособие для вузов [Гриф Минобрнауки РФ] / О.Б. Дарвиш; ред. В.Е. Клочко. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.

11. Зеер Э.Ф. Психология личностно ориентированного профессио-нального образования. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. Проф.-пед. ун-та, 2000. – 258 с.

12. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Психология профессиональных деструкций: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. – 240с.

13. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. – М.: Логос, 2005.

14. Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2 изд., расш., испр. и доп. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1999.

15. Кружкова О.В., Шахматова О.Н. Социально-психологическое взаимодействие: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003.

16. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. / Университет Российской академии образования. – 3-е изд. – М.: Изд-во УРАО, 1997.

17. Лобанов А.А. Основы профессионально — педагогического общения: учеб. пособие для вузов [Доп. УМО]. — М.: Издат. центр «Академия», 2002.

18. Митина Л.М., Митин Г.В. Профессиональная деятельность и здоровье педагога. М.: изд. Центр «Академия», 2005. – 368 с.

19. Петровский В.А., Калиненко В.К., Котова И.Б. Личностно-развивающее взаимодействие. – Ростов н/Д., 1993.

20. Писаренко В., Писаренко И. Педагогическая этика. Минск, 1986.

21. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: учеб. пособие для вузов. – М.: Издат. Центр «Академия», 2000.

22. Психология развития: Учеб. для вузов. [Рек. УМО] / Под ред.
Т.Д. Марцинковской. – М.: Издат. Центр «Академия», 2001.

23. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология: учеб. пособие для вузов. — СПб.: ПИТЕР, 2000.

24. Родионов В., Ступницкая М., Кардашина О., Кирилина Т. Психологическое здоровье педагогов. Сценарный план проведения психологической студии // Школьный психолог. 2000. № 19.

25. Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте: Метод. пособие для детских практических психологов / Рос. акад. образования. Психолог. ин-т; Под ред. И.В. Дубровиной. — 4-е изд. — М.: Издат. центр «Академия», 2000.

26. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология: учеб. пособие / ЛГУ. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.

27. Сергиенко Е.А. Психология субъекта: поиски и решения // Психологический журнал. – 2008. Том 29, № 2, С. 16 – 28.

28. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология: учеб. пособие для вузов / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.

29. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 3-е изд. — М.: Издат. центр «Академия», 1999.


 

30. Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. – М.: Издат. Центр «Академия», 2005.

31. Чернокозов И. Профессиональная этика учителя. Киев, 1988.

32. Эльконин Б.Д. Психология развития: учеб. пособие для вузов. – М.: Издат. Центр «Академия», 2001.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.