Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возможный алгоритм написания эссе.






1. Внимательно прочитайте все предлагаемые темы эссе.

2. Выберите наиболее подходящую для вас тему

- она вам интересна

-вы понимаете смысл высказывания

-вы знаете теоретический материал по теме

-вы легко оперируете понятиями по этой теме, имеете личный опыт

3. Определите главную мысль высказывания: используйте приём перифраза.

4. Подберите теоретический материал по данной теме. Определите, какими понятиями вы будете пользоваться, цитаты каких философов вы можете использовать, какие теоретические положения вам нужно раскрыть.

5. Определитесь, согласны вы или нет с высказыванием, набросайте аргументы «за» и «против».

6. Для каждого аргумента подберите примеры, факты из общественной жизни и личного опыта.

7. Распределите подобранные аргументы в последовательности.

8. Проверьте, есть ли логическая связь между частями эссе.

9. Сформулируйте обобщающий вывод.

Эссе по обществознанию должно:

• соответствовать обществоведческой науке (философии, социальной психологии, экономике, социологии и др.), к которой отнесена анализируемая проблема (высказывание мыслителя);

• содержать относительно узкий круг рассматриваемых вопросов, которые раскрываются с опорой на знания, полученные при изучении обществознания;

• включать ясно выраженное и аргументированное собственное понимание проблемы и личное отношение к ней;

• содержать термины, понятия, обобщения, факты, примеры, связанные с конкретной анализируемой проблемой, отличаться корректностью в их использовании;

• характеризоваться свободной композицией, непринужденностью повествования, внутренним смысловым единством, небольшим объемом, продуманной структурой.

Рекомендации по написанию эссе:

1. Внимательно прочитайте высказывание.

2. Определите, с какими разделами курса обществознания связана рассматриваемая тема, что необходимо вспомнить, чтобы раскрыть ее? (теоретические понятия, научные теории, термины, факты).

3. Обдумайте содержание, смысл, актуальность высказывания.

4. Определите свою позицию в отношении высказывания: согласны Вы с автором или нет.

5. Подберите убедительные аргументы (факты, примеры) для подтверждения своей позиции, с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

6. Составьте тезисный план, сформулируйте все возникшие у вас мысли и идеи.

7. Напишите эссе в черновом варианте, придерживаясь оптимальной структуры.

8. Начните эссе с ясного и четкого определения личной позиции: «Я согласен (-на) с данным мнением»; «Я не могу присоединиться к этому утверждению»; «В данном высказывании есть то, с чем я согласен (-на), и то, что кажется мне спорным».

9. В следующем предложении сформулируйте Ваше понимание высказывания, ставшего темой эссе. Не стоит дословно повторять высказывание. Важно так раскрыть его смысл, чтобы стал очевиден контекст, который определит содержание и сущность основной мысли.

10. В основной части эссе развернуто изложите Ваше собственное мнение в отношении поставленной проблемы. Каждый утверждение необходимо аргументировать, используя факты и примеры из общественной жизни и личного социального опыта. Целесообразно, чтобы каждый абзац эссе содержал только одну основную мысль.

11. В заключительном предложении (абзаце) подводятся итоги эссе. Допустимо перечислить вопросы, которые связаны с темой, но остались нераскрытыми, или указать на аспекты и связи, в которых рассмотренная проблема приобретает новый смысл.

12. Прочтите содержание чернового варианта. Проверьте стиль и грамотность; проверьте текст на соответствие основным признакам: тематическое, композиционное, стилистическое единство; связность; логичность; законченность.

13. Внесите необходимые изменения, напишите окончательный вариант.

К достоинствам эссе можно отнести:

• наличие краткой информации об авторе высказывания, ставшего темой эссе (например, «политический деятель», «английский историк», «общественный деятель» и т.д.)

• включение имен его предшественников, последователей или научных противников;

• описание различных точек зрения на проблему или разных подходов к ее решению;

• наличие указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе;

• присутствие указания на альтернативные варианты решения проблемы.

Структура эссе.

Выявил проблему, т.е. задачу, требующую разрешения, формулируй тезис - мысль автора по той или иной проблеме. Мысль автора выражается в виде тезиса (Т). Но мысль должна быть подкреплена доказательствами, аргументами научного или бытового характера. Поэтому за тезисом следуют аргументы (А). Аргументы – это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, литературные ситуации, научные доказательства и т.д. Лучше (но не обязательно) приводить два аргумента в пользу того или иного тезиса, т.к. один может быть неубедительным, три аргумента могут перегрузить (эссе – все же «малый жанр»!).

Таким образом, получается кольцевая композиция эссе:

Вступление (В), проблема (П), тезис (Т), аргументы (А), вывод (В).

I. Схема эссе:

I. В

II. П

III. Т

А1

А2

IV. В

Но эссе может также придерживаться свободной структуры.

Ø Логике изложения материала и его структурированию способствуют выделение абзацев и красная строка. Каждый абзац - предыдущий и последующий – должны быть связаны между собой.

Ø Эссе должно быть «эмоционально заряжено», но при этом важно проявить внешнюю сдержанность повествования. Экспрессивность достигается за счёт коротких, простых предложений, разнообразных по интонации и умелого использования самого «современного» из всех знаков препинания – тире. Тире вносит в предложение особую интонацию, так необходимую для выражения своего мнения.

Ø Уместно использование клише. Например:

· Для меня эта фраза является ключом к пониманию…

· Поразительный простор для мыслей открывает эта фраза.

· Я не могу присоединиться к данному утверждению и попробую обосновать свою позицию.

· Выражая несогласие с мнением автора, ответим на вопросы: так что же такое…

· Я полностью согласна с позицией автора.

· …оказывает благотворное действие…

· Представленная в данном высказывании проблема актуальна и злободневна для...

· С одной стороны я согласен, потому что… С другой – нет, так как…

· Именно поэтому я соглашаюсь с автором.

· Мне очень импонирует фраза…

· Проиллюстрируем это положение примерами.

· Рассмотрим несколько подходов.

· Во- первых, …Во- вторых,..

·

Темы для написания эссе:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.