Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика чтения рассказов






Рассказ – небольшое прозаическое произведение, законченное в смысловом отношении и имеющее повествовательный характер. Рассказ является ярким примером художественного произведения, поэтому при чтении рассказов применяются все основные виды и приемы работы, рассмотренные в теме «Процесс работы над литературным произведением».

Остановимся на некоторых вопросах организации урока, который представляет следующую структуру:

Речевые упражнения.

Целью речевых упражнений является развитие и совершенствование техники чтения: беглости, сознательности, правильности, выразительности. Учитель в зависимости от целей и задач урока подбирает упражнения на отработку определенных качеств.

Проверка домашнего задания.

Проверка домашнего задания осуществляется с целью актуализации ранее прочитанного материала, она проводится не более 7 минут. В качестве приемов проверки могут быть использованы: тестирование, пересказы, выборочное чтение, беседа, составление диафильма и т.д.

Изучение нового материала:

А) Подготовительная работа к восприятию произведения.

Цель подготовительной работы – создать представления о событиях, героях, вызвать заинтересованность. В качестве подготовительной работы могут использоваться: беседа, рассказ, свободные высказывания учащихся, слушание музыки, экскурсия, демонстрация кино- и диафильмов, рассматривание книг писателя и т.п.

Б) Чтение всего произведения в целом.

Первичное восприятие рассказа может осуществляться путем чтения детьми текста рассказа про себя или путем прослушивания чтения учителя. Рассказы, глубоко эмоциональные, насыщенные драматическими событиями, во всех классах воспринимаются лучше в выразительном чтении учителя.

Рассказы о природе, о труде дети могут уже со 2 класса читать про себя с выполнением простого задания.

В) Краткая беседа по проверке первичного восприятия произведения.

Цель: выяснить, какое впечатление произвел рассказ на учащихся. Уместно после прочтения задать примерно такие вопросы: Какое место вам запомнилось в рассказе?, Кто из героев понравился и почему?, Чем вам понравился рассказ?, Какое настроение вызывает рассказ? И т.п.

Г) Анализ произведения.

В процессе анализа выясняется конкретное содержание рассказа, композиция, мотивы поведения действующих лиц, их характерные черты, идейная направленность.

Анализ рассказа обычно начинается с разбора сюжета: развитие действия, поступки героев. Поведение и характер героев рассматриваются в связи с социально-психологической обстановкой, с историческими условиями. Следует обращать внимание на язык героев как средство характеристики, на описание природы.

Обобщающая беседа.

В заключительной беседе выявляется план рассказа, главная его мысль, выясняется собственное отношение детей к содержанию рассказа.

Пересказ и другие творческие работы в связи с чтением.

Цель данного этапа урока заключается в том, чтобы научить осмысленно передавать свои впечатления от прочитанного через пересказ, а он может быть разным: подробным, сжатым, творческим; возможно составление диафильма, словесное рисование представленных картин, сочинение продолжения рассказа, соотнесение прочитанного с собственным опытом и т.д.

Планируя уроки чтения рассказов, учитель исходит из содержания произведения, определяющего как этическую направленность урока, так и конкретные формы занятий, сопровождающих чтение.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.