Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 2. Характерные черты правореализации






Введение

Развитие правовой системы общества связано с процессами правореализации, играющими значительную роль в эволюции самых различных правовых явлений. В частности, сложно переоценить взаимосвязь реализации права с правовым регулированием или толкованием права. Да и сами процессы правореализации представляют собой весьма сложное явление, нуждающееся в комплексном изучении. Здесь можно вести речь о характерных чертах и механизме правореализации, ее формах и уровнях. Наконец, реализация права тесным образом связана с системой общественных отношений, в том числе правоотношениями. Все это обуславливает необходимость изучения данных вопросов.

Структура курса построена с учетом освещения основных вопросов, составляющих отдельные грани этой сложной проблемы. При этом некоторые темы носят комплексный характер, то есть затрагивают не только проблематику реализации права, но и отчасти смежных разделов дисциплины «Теория государства и права».

Предлагаемое учебное пособие служит исходной методологической платформой. Для глубокого изучения дисциплины «Реализация права» необходимо работать с дополнительной учебной и научной литературой, изучать отечественные и зарубежные источники права, правореализационную практику. Помимо юридических источников, также необходимо обращаться к трудам по философии, социологии, общей истории, политологии. Используя все эти знания в совокупности можно надеяться на успешное освоение предлагаемого учебного курса.

Глава 1. Содержание и методология теории реализации норм права

Содержание означенной теории, ее понятийно-смысловую определенность и социально-предметную наполненность образуют те или иные формализованные результаты исследования объекта – многообразной практики реализации норм права (правореализации). Само исследование состоит из ряда этапов или уровней. Причем речь идет о любом исследовании как отдельных правореализационных практик или их частей-составляющих (отраслевая или локальная юридическая теория), так и всей системы правореализации или нескольких правореализационных практик (общая теория). 1) В начале (эмпирический уровень теоретического исследования правореализации) осуществляется анализ практики в статике, выявляется ее социально-психологически-правовая предметность, определяется из каких элементов она состоит, устанавливается реальное состояние практики. 2) Наряду и параллельно с этим (теоретико-прикладной уровень) формулируются проблемы, противоречия практики, разрабатываются меры и даются рекомендации по модернизации правореализационной практики, в том числе по изменению и дополнению объективного права. 3) Затем (собственно теоретический уровень) практика анализируется в динамике как целостная правореализационная система, устанавливаются ее системные свойства, закономерности функционирования, особенности взаимодействия с внешней средой и определяются тенденции и перспективы ее развития (проект-прогноз практики). В отечественной научной традиции третий собственно теоретический уровень принято обозначать как предмет исследования. Конечно, такое деление процесса познания весьма условно, могут быть и другие градации. В действительности теоретическое исследование это постоянное взаимонаправленное движение от конкретного (эмпирии – практики) к абстрактному знанию о ней, от абстрактного (на новой основе понимания эмпирии) к конкретному – постоянно обновляемой практике и опять к абстрактному и т.д. до выявления относительной истины.

Если схематически-упрощенно изложить результаты исследования и на этой основе показать структуру содержания теории правореализации, то сюда входят: а) определение целей, гипотез и проблем; б) аргументы-данные практики; в) теоретическое описание объекта в статике; г) создание теоретической модели правореализации в динамике; д) определение места и роли объекта в правовой системе общества; ж) выводы-знания; з) место и роль нового знания в юридической науке, его ценность и актуальность; и) интегративная составляющая – методология исследования отдельных сторон и всего объекта. В конкретном исследовании не все эти элементы-результаты могут присутствовать. Наиболее значимыми для формирования высокоразвитого правосознания практикующего юриста являются структуры содержания ж) выводы-знания и з) методология. Рассмотрим их подробнее.

Выводы-знания условно можно разделить на фундаментальные общетеоретические, применимые для анализа правореализационной практики любой страны романо-германской правовой системы и практически-прикладные конкретнотеоретические.

Первые – фиксируют, раскрывают и на предельном уровне абстракции (где теория еще остается инвариантом практики, а не превращается- деградирует в набор «гениальных» рассуждений о точках зрения, терминах, их интерпретациях и т.п.[1]) моделируют:

- универсальные параметры-закономерности функционирования правореализации как всеохватывающей и всепроникающей системы поддержки, охраны и защиты социально-целесообразной деятельности человека, общества и государства;

- систему факторов позитивного и негативного влияния на правореализацию, рекомендации по усилению позитивного и минимизации негативного действия факторов;

- проект-прогноз каким может и должна быть в сложившихся условиях правореализация, как она будет или может вариативно развиваться в ближайшей перспективе, каково ее место и роль в модернизации;

- сюда же входят иные общетеоретические знания (знание состояния законности и правопорядка в правореализации, принципов деятельности юриста в сложной правореализационной ситуации и т.п.), формирующие современное профессиональное мировоззрение юриста, ту необходимую теоретико-методологическую компоненту высокоразвитого правосознания, на которой зиждется востребованное практикой системное социально-психологическое и нормативно-правовое понимание-конструирование юристом как особенно сложной правореализационной ситуации, так и всей системы правореализации.

Вторая группа – знания менее абстрактные, непосредственно связанные с практикой, например, знание механизма реализации материально-правовых норм, знание формы и содержания конкретного материального правоотношения и т.д. Данные конкретнотеоретические структуры, если субъект способен их осознать и овладеть ими, вместе с общетеоретическими и нормативными знаниями, выступают в качестве своеобразных интеллектуальных инструментов ситуационного правового мышления, в процессе которого (на основе системного «видения» ситуации) разрабатываются возможные и ситуационно допустимые правореализационные тактики, в конечном итоге осуществляется выбор наиболее эффективной стратегии правореализующей деятельности.

Методология исследования правореализации. Надо различать, но не противопоставлять функционально взаимодополняемые, во-первых, конкретную профессиональную методологию субъекта в процессе исследования (методология в динамике) и, во-вторых, объективированное знание о ней, сформулированное и текстуально закрепленное в соответствующем разделе теории (методология в статике).

В первом значении методология – реально действующая система (подсистема правосознания) применения субъектом ситуационно необходимого познавательного инструментария с целью поиска и выявления сущности исследуемого объекта. В образном сравнении – это светильник, указывающий самый короткий путь к истине (Ф. Бэкон). Мощность и результативность светильника-методологии как специфической духовной производительной силы, не всегда осознаваемой и должным образом оцененной субъектом, зависит от его индивидуальности. Поэтому она не просто и не столько адресованное неопределенному кругу лиц формализованное знание методов, принципов, других средств познания. Это усвоенное конкретным человеком и приобретенное – присвоенное в исследовательских практиках (чем их больше, тем совершеннее профессиональная методология) опытное знание и главное – умение творчески его применять в решении нетипичных задач. Но и в типично-стандартной правореализационной ситуации методологические навыки помогают практикующему юристу быть лидером-инноватором: конструктивно-критически анализировать общепринятый ситуационный социально-правовой алгоритм поведения, соотносить его с постоянно обновляемой практикой, выявлять в ней изменения, проблемы, противоречия и создавать новое знание – усовершенствованный алгоритм действия в динамично развивающейся ситуации. В этом аспекте методология есть не что иное как индивидуально-определенная вторичная структура высокоразвитого правосознания, способная производить интеллектуальные социально-правовые инновации и обеспечивать точное и глубокое понимание исследуемого объекта (предмета – стороны объекта), например, студентом темы курсовой работы, практикующим юристом или ученым резонансного казуса правореализации. Она во многом связана и обусловлена личностными качествами (энергоемкость правосознания) такими, как интуиция, воображение, умение концентрировать память и мышление в течение длительного времени и т.п. Через эти и посредством этих духовных констант профессиональная методология «работает» в сознании и психике развитой личности. Можно сказать более категорично: кто не обладает исходным психофизиологическим и генетическим потенциалом, как бы старательно и хорошо не изучал те или иные методы и методики, вряд ли в состоянии генерировать высокое интеллектуально-эмоционально-волевое напряжение, необходимое и достаточное для возникновения эффективной методологии исследования, особенно правореализационной практики как системы. Поскольку данная практика – и это одна из объективных причин отставания развития теории – чрезвычайно многоплановый, противоречивый и сложноструктурированный объект. В этой связи нельзя не заметить: теория правореализации (и теория государства и права в целом), прежде всего, общетеоретические и конкретнотеоретические выводы-знания, особенно знание содержания права[2], если субъект применяет эти теоретические структуры-инструменты в исследовательских практиках и активно занимается исследовательской деятельностью, способна трансформироваться в профессиональное мировоззрение и даже в профессиональную методологию практикующего юриста и ученого. При этом профессионально-правовое мировоззрение и профессионально-правовая методология личности взаимообусловлены и субстанционально неотделимы друг от друга. Но с точки зрения гносеологии между ними есть некоторые функциональные различия. Если профессиональное мировоззрение присуще в той или иной мере любому юристу, если оно обеспечивает теоретическое понимание, обоснование и мотивацию необходимости тех или иных действий в конкретной ситуации, то профессиональной методологией владеет не каждый; между тем ее потенциал, ее функциональная роль в правосознании высококлассного юриста чрезвычайно значима: она не только усиливает как некий интеллектуальный микроскоп теоретическое «видение» практики, но и способна обновлять существующее знание в духе времени, вырабатывать новое знание о правореализационной практике, творчески преобразовывать ее и – отметим еще раз – позволяет быть лидером-инноватором, что особенно важно в современном динамично развивающемся обществе и государстве.

Во втором значении методология есть относительно самостоятельный, прежде всего, по отношению к субъекту, раздел теории государства и права. Здесь дается характеристика средств-инструментов познания государственно-правовой действительности.[3] В локальной теории (правореализации) пока нет такого раздела и это также косвенно свидетельствует об ее недостаточной развитости. Однако методологические разработки и рекомендации, содержащиеся в общей теории при условии их творческого переосмысления, вполне пригодны в исследовании правореализационной практики (и сложной правореализационной ситуации, где работа юриста сопоставима с микроисследованием). Что конкретно может использовать ученый (и любой субъект, например, студент-юрист)? Разнообразные методы. Именно они, творчески осмысленные и активно применяемые субъектом, непосредственно призваны оптимизировать научную, практически-прикладную, студенческую исследовательскую деятельность, повышать качество ее результатов и в конечном счете формировать профессиональную методологию юриста.

В теории выделяются следующие методы:

- логический (анализ, синтез, аналогия, индукция, формально-правовая логика и т.п.);

- лингвистический, в том числе приемы толкования права;

- статистический;

- социологический (наблюдение, анкетирование и т.п.);

- психологический;

- сравнительный, в том числе сравнительно-правовой и сравнительно-исторический;

- функционально-структурный;

- системно-структурный;

- математического и компьютерного моделирования;

- формализации промежуточных результатов и итогов исследования.

Каждый метод состоит из ряда правил (приемов, способов, принципов), конкретных требований или последовательно сменяющихся действий – познавательных операций, которые необходимо выполнять субъекту с учетом специфики объекта. Например, системно-структурный метод предполагает: выявление внутриотраслевых и межотраслевых комплексов правовых норм (общерегулятивных правоотношений) как нормативной основы тех или иных элементов правореализации, анализ их ценности для функционирования системы правореализации, наличия или отсутствия в ней вторичных структур, создание теоретической модели правореализации и т.д. Эти правила (приемы, способы, принципы) и их последовательность составляют методику применения того или иного метода. Методику можно сравнить с инструкцией или технологией как правильно пользоваться методом, в конечном счете методика и есть метод в действии, без и вне нее метод не более, чем красивая по форме и таинственная по содержанию научная абстракция. Методика, как и метод, возникает в процессе исследовательских практик, разрабатывается и объективируется в виде формализованного текста усилиями ученых-методологов представителей соответствующих наук: философами (логический, функционально-структурный, системно-структурный методы), социологами (социологический метод), психологами (психологический метод) и т.д.

Но – и это принципиально важно – та или иная методика, как бы хорошо и детально не была зафиксирована в научном тексте, не является обязательной, она имеет рекомендательную силу, в частности в конкретном исследовании правореализации она зависит от особенностей объекта (сам объект задает методологию – систему методов и методик их применения) и, конечно, отметим это еще раз – от индивидуальности субъекта, от его профессиональной методологии, способности ее совершенствовать и адаптировать к объективным условиям конкретного исследования. В этой связи можно заметить: в юридической науке, по крайней мере на данном этапе, нет каких-либо реальных собственных методов; но и нет обстоятельного анализа и описания методики того или иного общенаучного метода применительно к исследованию государственно-правовых реалий. Между тем наличие таких методик означает инкорпорацию – включение общенаучных методов в юридическую науку, их «присвоение» общей теорией (а через нее и конкретным юристом), по-сути означенные и новые методы, «заточенные» под государственно-правовую проблематику, становятся юридическими частнонаучными методами. Поэтому безусловно правы Керимов Д.А., Сырых В.М. и другие ученые, кто призывает существующие в отечественной науке методологические работы (в юридической психологии, правовой социологии и т.п.) творчески продолжать и развивать[4].

Каждый метод позволяет более глубоко понять ту или иную сторону правореализации. Например, психологический метод обеспечивает (должен обеспечивать) адекватное представление о психической подоплеке поведения участников правореализации, о психической ауре социума и ее влиянии на субъекта права; системно-структурный метод нацеливает на интерпретацию правореализации как целостной системы, объединяющей и структурирующей жизнедеятельность человека, общества, государства и права. Однако действительно научные результаты с реальным приращением знания дает применение не отдельного метода, а только системное творческое применение всех методов или комплексный метод (что требует от субъекта очень высоких интеллектуально-эмоционально-волевых кондиций). По-видимому современные научные исследования, особенно с учетом постоянно высокой динамики развития и усложнения объекта – правореализации, будут эффективны в случае объединения различных специалистов (юристов, психологов, математиков, программистов и т.д.) в составе междисциплинарной аналитической группы.

И последнее. Тот или иной применяемый метод или несколько методов можно рассматривать и как относительно самостоятельный подход, т.е. теоретико-методологическую позицию, в пределе которой исследователь ставит цель, разрабатывает план, в соответствии с методикой применяемого метода (методов) и спецификой объекта, формулирует проблемы-задачи исследования. В самом деле, функциональный метод образует функциональный подход, социологический – социологический подход. Об этом надо сказать, потому что некоторые авторы в методологию в качестве самостоятельного элемента, наряду с методами и методиками, включают подход к исследуемой практике.

Кроме того, в методологии выделяют философские, общенаучные и частнонаучные категории. При всей кажущейся очевидности такого понимания структуры методологии надо учитывать два обстоятельства. Во-первых, философские и общенаучные категории являются неотъемлемым элементом методики метода, например, функционально-структурный метод и его методика оформляется с помощью категорий причина и следствие, форма и содержание и т.п.; при этом категории не просто форма, они содержат конкретные требования, ориентируют и направляют исследователя на совершение определенных действий, в частности категории системно-структурного метода – элемент, система, структура и т.д. – образуют и форму (внешнее закрепление метода и его идентификация), и содержание (конкретные познавательные операции) метода. Правовые категории играют аналогичную роль в создании методики применения того или иного общенаучного метода в исследовании правореализационной практики. Во-вторых, значение тех или иных категорий в методологии противоречиво. С одной стороны, они выполняют методологическую функцию в составе метода, а не отдельного элемента методологии. С другой – они, особенно это относится к правовым категориям, как устоявшиеся структуры теоретического знания, как некие стереотипы (аксиомы, догмы), иногда мешают увидеть и понять то новое, что нарождается в правореализационной практике. Но это опять же зависит от индивидуальности субъекта, прежде всего от степени креативности и самостоятельности его правового мышления. Стоит заметить: в теории государства и права и правовой информационной коммуникации есть псевдонаучные категории или мифологемы. Это формализованные и логически цельные и с формально-логической точки зрения вполне убедительные (для неконструктивно критически мыслящего субъекта) структуры псевдознания, которые «не работают» в правореализационной практике, искажают ее, формируют неадекватное понимание реальных процессов. Они дискредитируют методологическую функцию юридической науки, негативно влияют на правосознание юриста.

Необходимые комментарии. 1. Некоторые авторы в структуре методологии особое место отводят диалектико-материалистическому методу (всеобщий философский метод), куда входят в том числе всеобщие принципы познания и философские законы. Это не более чем традиция. Поскольку в исследовании правореализации используются конкретные методы и соответствующие методики и тем самым ученый опосредованно задействует (должен задействовать) все элементы диалектики. Иными словами, все ценное для познания, что есть в диалектике, содержится в инструментально пригодном виде, непосредственно готовом для применения в конкретном исследовании, в логическом, системно-структурном, функционально-структурном методах. Поэтому вряд ли оправданно, слепо следуя традиции, ставить с ними в один ряд диалектический метод. Не правильнее ли говорить о диалектико-материалистической парадигме как о системе означенных методов и методик, которые на инструментальном уровне детализируют и снимают познавательный потенциал материалистической диалектики?

2. Есть ли у юридической науки собственные частнонаучные методы? В качестве таковых обычно выделяют формально-юридический, сравнительно-правовой и некоторые другие. Но эти познавательные средства являются неотъемлемым элементом и специально-юридическим проявлением таких общенаучных методов, как логический, лингвистический, сравнительный и т.п.

Глава 2. Характерные черты правореализации

 

Теоретическая характеристика и формулирование на этой основе понятия правореализации включает: 1) выявление ее социально-психологически-правовой предметно-практической специфики и структуры; 2) установление характерных черт или основных свойств (признаков).

Но в начале рассмотрим терминологическую сторону проблемы. В синонимический ряд терминов «правореализация», «реализация права», «реализация норм права» вполне допустимо включать терминологическую конструкцию «осуществление права» и даже – «правопользование». При этом такие понятия, как «использование права», «исполнение права», «соблюдение права», «правоприменение» являются разновидностями реализации норм права. Для них правореализация – родовое понятие или, точнее, фундаментальная категория. Эта категория как формализованное теоретическое знание фиксирует и отражает сложную социально – психологически - правовую сущность правореализационной практики. С содержательной точки зрения – и это показывает практика – данная категория шире по объему, чем обозначающий ее термин (правореализация). Поэтому точнее было бы говорить: социально-психологически-правовая реализация.

Иногда в информационной правовой коммуникации вместо означенных категорий юриспруденции применяются терминологические конструкции «реализация законов» и «реализация нормативно-правовых актов». Если это допустимо в публицистике и непрофессиональном словоупотреблении, то для юриста здесь все очевидно. Во-первых, законы и в целом нормативно-правовые акты – только часть (пусть преобладающая по объему и значению) системы формальных источников российского права. Во-вторых, самое главное – реализовать можно содержание права, его нормы, а не форму права (нормативно-правовые акты).

Отдельные грани и проявления правореализации отражаются с помощью научно-теоретических категорий: правомерное поведение, общерегулятивное и конкретное правоотношение, юридическая практика, социально-правовая деятельность, ситуационный праворегулирующий комплекс, ситуационное право, субъективные права и обязанности, правонарушение и юридическая ответственность, законность и правопорядок, государственно-правовой режим, дефекты права, эффективность правовых норм и некоторых других.

1. Социально-психологически-правовая п редметно-практическая специфика и структура правореализации. Исследование и определение на теоретическом уровне предметно-практической специфики и структуры правореализации могут осуществляться в статике и динамике. Однако только комплексный подход дает полное (научное) представление о сложности и противоречивости данного феномена.

Статический подход или статический прием как элемент методики системного метода основан на идее прерывности, на способности субъекта в ходе анализа расчленить реализацию норм права на относительно самостоятельные подсистемы. В рамках этого подхода исследователь-юрист акцентирует внимание прежде всего на юридической компоненте, а также социальной и психологической составляющей правореализации. В статике реализация норм права состоит из четырех подсистем (блоков): «стартовый блок», «функциональный блок», «обеспечительный блок», «результативный блок». Последовательно рассмотрим эти блоки (подсистемы).

1. «Стартовый блок» представляет из себя систему необходимых и достаточных (фундаментальных) международных и национальных факторов, при наличии которых реально возможна правореализация как целостная система инициирования, поддержки, охраны и защиты социально-целесообразной, в том числе инновационной, деятельности человека, общества и государства. (Сегодня в РФ есть отдельные элементы этой системы – правореализационные практики с приемлемым уровнем законности и правопорядка, но правореализации как целостной системы нет). Ведь она протекает в определенной социальной среде. В структуре этой среды есть факторы (предпосылки, условия, причины, катализаторы, гарантии), способные существенно положительно или отрицательно воздействовать на реализацию норм права[5]. Обозначим некоторые из них.

Во-первых, неправовые фундаментальные факторы.

А. Материальные факторы. Правореализация помимо всего прочего требует материальных затрат со стороны человека, общества и государства. Все правовые нормы, особенно нормы социального права, должны быть материально подкреплены и обеспечены. В частности, если государство не выделит в бюджете средства на реализацию норм материнского капитала или выделит в недостаточном количестве, то полноценная реализация невозможна.

Б. Организационно-структурные факторы. В правореализации важную роль играют различные организационные институты – государственные структуры, в том числе международные организации, и структуры гражданского общества, составляющие своеобразную организационную правовую инфраструктуру:

- прежде всего, нормотворческие государственные структуры, например, Федеральное Собрание; они осуществляют мониторинг правореализации и на этой основе создают правовые нормы, вносят в них изменения и дополнения, дают официальное толкование;

- исполнительные государственные и негосударственные структуры, содействующие и организующие правореализационные процессы, например, органы Пенсионного фонда организуют реализацию норм материнского капитала или общественные организации по защите прав потребителей оказывают содействие гражданам в реализации соответствующих правовых норм;

- информационно-образовательные структуры доводят (транслируют) информацию о требованиях правовых норм до субъектов права. Недостаточно законодателю создать правовую норму и ввести ее в действие. В современном динамично развивающемся обществе и государстве необходимо системно заниматься правовым просвещением;

- контрольно-надзорные структуры, например, Счетная палата РФ, общественные советы министерств и ведомств, саморегулируемые общественные организации;

- научно-исследовательские структуры, например, юридические научно-исследовательские центры, институты и факультеты университетов, которые участвуют не только в правовом просвещении, но и обобщают правореализационную практику, вырабатывают рекомендации и т.п.;

- правоохранительные, пенитенциарные и судебные структуры;

- различные международные организации;

- современные информационные телекоммуникационные системы, способные объединить означенные структуры, скоординировать их действия и оптимизировать правореализацию.

Организационная правовая инфраструктура пронизывает правореализацию, является ее несущей конструкцией. От того, насколько она адекватна уровню развития социума, насколько эффективно эти структуры взаимодействуют друг с другом, во многом зависит качество правореализации. При этом деятельность данных структур регулируется объективным правом и представляет из себя не что иное как специализированный вид правореализационной практики (информационно-правовой, правоохранительной, судебной и т.п. практики).

В. Фактор социальной стабильности. Политико-правовая и социально-экономическая стабильность в обществе и государстве также один из необходимых факторов. В нестабильной ситуации (яркий пример – война или революция) правореализация отходит на второй план и начинает доминировать криминал, произвол и диктат силы[6].






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.